2009-08-25 17:02:34

Сегодня при упоминании Одесского припортового завода у граждан возникают самые разные ассоциации. Кто-то, напуганный экстремистами от экологии, сразу вспоминает о том, сколько всего страшного может произойти из-за утечки аммиака. Кто-то вспоминает те времена, когда ОПЗ считался одним из наиболее престижных мест работы. Да и сегодня ОПЗ заслуженно носит звание «Лучшее предприятие химической промышленности Украины».


За последние годы на ОПЗ побывали
десятки представительных делегаций и комиссий. И все восхищались высокой
эффективностью и рентабельностью производства, современным оборудованием,
работой на уровне высочайших мировых стандартов, образцовой производственной
дисциплиной, ухоженностью производственных помещений, заводской и окрестной
территорий. Вслух члены правительственных комиссий всегда говорили одно и то
же: «Такое чудесное предприятие продавать нельзя». Но про себя некоторые из
них, как выяснилось, думали о другом. Впрочем, долгое время эти мысли
оставались просто мечтами облеченных властью граждан. Дырявый насквозь бюджет
страны остро нуждался в рентабельных предприятиях. Да и уверенности в том, что
хоть кто-то из частников сумеет сохранить необходимый уровень безопасности на
ОПЗ, не было вообще ни у кого. В том числе и у частников. Причина была простой
– обеспечить дорогостоящую многоуровневую профессиональную систему безопасности
им было не под силу. Слишком дорого. Именно поэтому еще в 1997 году ОПЗ был
включен в список объектов, не подлежащих приватизации.

Однако времена меняются. Еще в
первое свое премьерство Юлия Тимошенко заявила о необходимости приватизации
ОПЗ. И во второй раз придя к власти своей позиции не изменила. Недавно Кабмин
Тимошенко в очередной раз принял решение выставить 99, 597% акций ОПЗ на
продажу. Что же изменилось, почему госбюджету стало не интересно получать
прямую прибыль от этого уникального объекта?

Из истории вопроса

Следует отметить, что сегодня ОПЗ
по-прежнему является прибыльным стратегическим объектом. Для того, чтобы
читатели имели представление о том, что собой представляет Одесский припортовый
завод, позволим себе короткую справку:

Одесский припортовый завод.
Введен в эксплуатацию в 1978 году. 16 июня 2004 года создано ОАО «Одесский
припортовый завод», уставной фонд 798,544 млн грн. В 2007 году 0,43% акций
предприятия на льготных условиях были проданы работникам завода. Специализация
– производство аммиака и карбамида, перегрузка химической продукции поступающей
на экспорт из стран СНГ. Является монополистом на украинском рынке услуг по
приему, охлаждению и перегрузке аммиака. В 2008 году прибыль предприятия
составила 796,98 млн грн. В течение 2008 года стоимость активов завода выросла
на 39,35% и составила 2 млрд 35 млн грн. Число работников завода – 4068 человек.
Наряду с портом «Южный» является градообразующим предприятием города Южный
Одесской области. По разным оценкам, напрямую и косвенно предприятие
обеспечивает работой около 30 тыс. граждан Украины.

Для начала давайте честно
отметим, что приватизация ОПЗ как таковая не является блажью лично Юлии
Владимировны Тимошенко или какого-либо другого чиновника. Стратегическое
решение о приватизации предприятия было принято Верховной Радой вместе с
решением о приватизации «Укртелекома». Данное решение было утверждено и
подписано Президентом Украины Виктором Ющенко. Причина приватизации ОПЗ, по
большому счету, была одна. Несмотря на то, что предприятие прибыльное, вечно
эксплуатировать его мощности без солидных капиталовложений невозможно. Рано или
поздно оборудование начнет выходить из строя, что в лучшем случае грозит
остановкой предприятия, а в худшем – экологической катастрофой. Объем
необходимых инвестиций для модернизации предприятия оценивается примерно в 200
млн. долларов США. Причем в силу определенных технических условий сроки
модернизации должны были быть растянуты на 5-7 лет. Так вот – выделить эти
деньги из бюджета государство не смогло. Конечно, можно было бы модернизировать
ОПЗ за счет прибыли самого предприятия. Однако это означало, фактически, минимум
на пять лет отказаться от использования прибыли от ОПЗ. Учитывая вечную
политику латания бюджетных дыр из не предназначенных для этого фондов и такую
же вечную чехарду смены Кабинетов министров, можно с уверенностью предполагать,
что какой ни будь из премьер-министров или Президент не устоял бы перед
соблазном и использовал бы модернизации ОПЗ не по назначению. Короче говоря –
принимая это решение парламентарии честно констатировали очевидный факт – в
нынешних условиях модернизация ОПЗ как элемент стратегической программы
экономического развития страны маловероятна. А значит нужно искать инвестора со
стороны.

Но, как говориться, гладко было
на бумаге, да забыли про овраги. При правительствах Тимошенко и Еханурова
приватизацию этого объекта провести не удалось. Прежде всего потому, что
противниками приватизации выступили сами работники ОПЗ. По их мнению, проект
приватизации был разработан непрофессионально. Особенно в части гарантий
коллективу предприятия распределения капиталовложений. Следующий этап в истории
с приватизаций предприятия наступил при втором премьерстве Виктора Януковича.
Он выступил со своим вариантом решения вопроса приватизации. Во-первых,
предложил работникам завода самим разработать проект приватизации. А во-вторых,
для обеспечения гарантий работникам предприятия, предложил им купить на
льготных условиях часть акций ОПЗ. После этого дело сдвинулось с мертвой точки.
В новом проекте было четко прописано, сколько денег и в какой год инвестор
обязан вложить в завод. В окончательном варианте это выглядело следующим
образом:

1 год — 328 млн грн

2 год — 296 млн грн

3 год — 250 млн грн

4 год — 166 млн грн

5 год — 160 млн грн

Так же было указано, с какой
минимальной чистой прибылью, с учетом расходов на модернизацию, завод должен
закончить каждый из первых пяти лет после приватизации. В цифрах эти требования
выглядят следующим образом:

1 год — 1 980 000 тыс. грн

2 год — 2 060 000 тыс. грн

3 год — 2 240 000 тыс. грн

4 год — 2 480 000 тыс. грн

5 год — 2 570 000 тыс. грн

Само собой в проекте подробно были
расписаны требования к безопасности предприятия и требования по социальной
защите работников. 8 августа 2007 года Кабинет министров Украины назначил на 7
октября 2007 года аукционные торги по ОПЗ со стартовой ценой в 2,5 млрд грн.

Однако и Виктор Ющенко и Юлия
Тимошенко, еще недавно активно ратовавшие за приватизацию ОПЗ, вдруг резко
стали противниками продажи завода. Давать своим политическим конкурентам
возможность доказать свой профессионализм эффективной, выгодной государству
приватизацией завода, они были не намерены. БЮТ немедленно начал компанию за
отмену приватизации в парламенте, а Виктор Ющенко ветировал решение Кабинета
министров, мотивируя свою позицию… Антимонопольным законодательством. Такое
ощущение, что, подписывая в свое время решение о приватизации, он не знал, что
на рынке приема, охлаждения и перегрузки аммиака ОПЗ является монополистом.

Приватизация проекта

Итак, Юлия Владимировна Тимошенко
в очередной раз стала горячей сторонницей продажи ОПЗ. И чем быстрее, тем
лучше. Причины такой поспешности очевидны. Во-первых, нехватка средств для
латаний дыр в госбюджете. Разработанный Юлией Тимошенко и ее министрами бюджет
2009 года превратился в ненасытное чудовище, которое сожрало уже и налоги за
год и зарубежные кредиты. А ему все мало. Поскольку надежды на очередные
вливания от МВФ в 2009 году мало, приходится искать средства, где придется. В
том числе и от продажи наиболее ценных предприятий. Так голодный организм
пожирает белок мышц и внутренних органов, приближая собственную гибель. Вторая
причина – необходимость изыскать средства на выборы президента 2010 года. И,
наконец, третья – попытки Тимошенко всеми силами хоть как-то сдержать рост
инфляции за счет продажи валюты по заниженной цене. На это дело были истрачены
в буквальном смысле миллиарды долларов, однако валютный голод Украины они не
насытили.

При такой спешке проект
приватизации, разумеется, останется тем же, что и в 2007 году. Кабмин Тимошенко
его попросту приватизировал и выдал за свой. Однако то, что было актуально и
выгодно два года назад, сегодня превращается в провальную и бессмысленную
сделку. Инфляция уже успела съесть более 30% реальной стоимости тех цифр,
которые указаны в проекте. Поскольку официальные расчеты ведутся в гривне, а
реальные в долларах, потенциальный покупатель только за счет курса гривны может
на 30% не выполнить свои обязательства. Следовательно, необходимо переработать
проект с учетом изменившихся обстоятельств. Однако и это не изменит того факта,
что в условиях кризиса количество желающих купить ОПЗ сильно уменьшилось. А оставшиеся
не будут торговаться так же активно, как торговались бы в 2007 году. В итоге
выручка государства от ОПЗ будет немногим выше стартовой цены. Даже если кто-то
даст 3 млрд. грн., (около 370-380 млн. долларов США), это меньше, чем эти же
деньги стоили в 2007 (около 480 млн. долларов США). Вырученных денег хватит на
один, максимум два месяца сдерживания падения курса гривны… В общем, не
случайно эксперты в химической промышленности утверждают, что худшего времени
для продажи ОПЗ не было. Но есть и другие негативные последствия продажи ОПЗ в
сложившихся условиях.

Претенденты

Реальных претендентов на покупку
завода, на первый взгляд, много. Из граждан Украины это: Александр Ярославкий
(черкасский «Азот»), Игорь Коломойский («ДнепрАзот»), Дмитрий Фирташ («Нитроферт»),
Андрей Мельниченко («Еврохим») и Николай Янковский («Стирол»). Все
вышеназванные предприниматели и их компании переживают сегодня не лучшие
времена и несут серьезные убытки, потому вряд ли смогут конкурировать с
иностранными претендентами на покупку ОПЗ. Например, российскими. Сегодня все
громче звучат предположения о том, что приватизация ОПЗ – реверанс Тимошенко в
пользу Кремля, с целью получения поддержки со стороны российского руководства
во время президентской гонки. И действительно – сегодня предприятия российского
химпрома находятся в более выгодном положении, чем их украинские конкуренты.
Одна экономия на газе чего стоит. Ведь украинские предприниматели покупают газ
по цене 262 доллара за кубометр, а российские, в зависимости от региона, по
80-90 долларов. Не даром российские производители химических удобрений и
ядохимикатов постепенно вытесняют украинских конкурентов не только с
зарубежных, но и с украинского рынка. Впрочем, выкупить ОПЗ могут и другие
иностранцы, мало ли кто еще обладает мощными химическими концернами. Еще
полбеды, если предприятие купят для работы. Ведь купить его могут с другой
целью – довести его до банкротства. Механизмов искусственного банкротства
предприятий много, однако суть остается одна – устранение конкурентов с рынка.
В условиях кризиса, когда в области химического производства резко обострилась
конкуренция, 300-400 млн долларов не самая большая цена за уничтожение
конкурента. Солидный концерн химической промышленности «отобьет» эти деньги за
пару лет. А если эти деньги собраны несколькими концернами, то они превращаются
для них в сущие копейки. В этом случае Украина останется без одного из
сильнейших своих предприятий, а почти 30 тыс. человек потеряют работу.

Однако и помимо намеренного
банкротства продажа ОПЗ несет риски. В условиях кризиса снова остро встал
вопрос о экологической безопасности. Покупателю ОПЗ придется экономить на всем.
Ведь не забывайте, путь и в урезанном виде ему придется вкладывать деньги в
модернизацию ОПЗ. А значит соблазн сэкономить деньги на безопасности завода и
выполнять необходимые по технике безопасности работы только на бумаге будет
более чем велик. Не секрет – расходы на безопасность химических производств
занимают до 40% затрат при работе предприятий. Большие деньги… Слишком большие,
чтобы не задуматься о том, как бы их увести в теневую прибыль. К чему это может
привести… Вспомните аварию на аммиачном заводе в литовской Ионаве. Тогда, в
результате разрушения хранилища аммиака, облако ядовитого газа накрыло огромную
территорию. Десятки людей были убиты и ранены, возникли многочисленные пожары.
А ведь тогда разлилось всего около 7 тыс. тонн аммиака – капля в море по
сравнению с хранилищами ОПЗ.

Как видите, рисков связанных с
нынешней попыткой продать ОПЗ много. И все они реальные. Казалось бы, вот самое
время Виктору Ющенко, который на смерть стоял против приватизации ОПЗ в 2007
году, наложить на это решение очередное вето. Ан нет. На этот раз Виктор
Андреевич отнесся к приватизации благосклонно, о чем не забыл 30 июня на брифинге
сообщить первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак.
Эта, с позволения сказать «последовательность» и «принципиальность» Президента
и Премьер-министра в очередной раз доказывают, что и для Виктора Ющенко, и для
Юлии Тимошенко и благосостояние Украины, и ее безопасность не более чем
очередные козырные карты в шулерской политической игре.

Источник: ИА «Эхо»