Повторит ли “Украинское Дунайское пароходство” печальную судьбу “ЧМП”?

2009-08-25 12:34:23

На днях в “УДП” подвели итоги работы за прошедшее полугодие. Результат был ожидаем: пароходство продолжает катиться в экономическую пропасть, и до полного развала остается совсем немного.



По итогам 6 месяцев 2009 г. пароходство получило 19,2 млн грн. убытков.

А суммарные убытки за последние три года государственной судоходной
компании ОАО "Украинское Дунайское пароходство" (ОАО "УДП")
уже превысили 180 млн грн.

Флот умер, но значится в списке живых

В условиях рыночной экономики трудно представить себе бизнесмена или
какую-нибудь фирму, которая год за годом берет деньги в долг у банков,
государства, других организаций, продолжает свою деятельность, но, в конечном
счете, продолжает нести убытки. А вот в нашем государстве такое возможно,
причем, благодаря законам самого государства.

Судите сами. Из этих 19,2 млн грн. убытков львиную долю — 17,9 млн грн.
составила доля морского дивизиона: затраты на содержание "отстойного"
флота, в который входит почти 50 судов в возрасте от 35 до 60 лет, то есть
полностью изношенных.

На содержание указанных судов пароходство вынужденно ежегодно тратить до 30
млн грн., отвлекая их от основной производственной деятельности и экономя на
ремонтах других судов, капитальных вложениях в развитие и, главное, на
заработной плате собственных работников — моряков. Причина этих бесполезных
расходов — законодательные ограничения по распоряжению имуществом, которые
создают фактически дискриминационные условия для предприятия и направлены на
его уничтожение. В течение более чем двух лет ОАО ”УДП” пытается решить вопрос
списания морально и физически устаревших морских и речных судов, которые уже на
протяжении длительного времени находятся в отстое и никогда уже в рейс не
уйдут. Однако, как говорится, "воз и ныне там".

Тянется долговой шлейф…

Эта многолетняя проблема привела к накоплению других долгов, в первую
очередь связанных с обслуживанием текущей кредиторской задолженности.
Образовавшийся таким образом дефицит оборотных средств привел к аресту судов
пароходства за рубежом, возникновению просроченной задолженности по заработной
плате. К существующим собственным проблемам предприятия, в результате мирового
финансового кризиса добавились существенное снижение фрахтовых ставок, острый дефицит
предложений от грузовладельцев.

В экономическую пропасть "УДП" тянут и решения предыдущего
руководителя пароходства О.Н. Титамира, который в конце 2007 г. передал во
фрахт 10 судов иностранной компании
Bardina Shipmanagement Ltd (Cyprus). Получив суда, фрахтователь, без согласования с
пароходством, передал их для фактической эксплуатации другим операторам:
"Морскому Техническому Центру",
Silver Knot Shipping, Marine Energy Trading Company Ltd. (МЕТСО). В конце
2008 г. фрахтователь полностью перестал выполнять свои обязательства по
договору бербоут-чартера, вследствие чего образовалась задолженность перед
пароходством в сумме $841 тыс. Несмотря на то, что рассмотрение иска ОАО
"УДП" к
Bardina Shipmanagement продолжается в Морской Арбитражной
комиссии, вся ответственность за долги фрахтователя легла на "УДП".

В результате в Стамбуле был арестован по долгам фрахтователя за топливо
теплоход "Василий Шукшин". Экипаж находился на борту без воды,
топлива и продуктов. Турецкая бункерная компания предъявляет к пароходству
финансовые требования в размере около $130 тыс., грозя продажей судна с
аукциона. В г. Тузлы (Турция) по долгам бербоутного фрахтователя за ремонт
задержан теплоход "Сергей Грицевец". Экипаж находится на борту.
Сейчас турецкое судоремонтное предприятие предъявляет к пароходству финансовые
требования в размере около $500 тыс., грозя продажей судна с аукциона. Теплоход
"Николай Заболоцкий" находится в Одессе, но также обременен долгами
за ремонт (около $80 тыс.). При этом вынесено предписание санитарным врачом о
запрете нахождения экипажа на борту. Остается добавить, что для сохранности
данного государственного имущества пароходство несет затраты на сумму не менее
12 млн грн. в год.

При этом следует помнить, что за судами "УДП" тянется шлейф
претензий кредиторов, исчисляемый миллионами долларов, оставленных
Bardina Shipmanagement Ltd. Кредиторы,
разуверившись в получении денег от этого горе-фрахтователя, только и ждут
захода судов "УДП" в Турцию, Россию, Румынию, Болгарию для их ареста.
Затем последуют штрафные санкции грузовладельцев, судебные издержки, внесение
денежного залога.

…а получилось еще хуже

Нельзя сказать, что украинское правительство не обращает внимания на
проблемы "УДП". 31.03.2004 г. постановлением КМУ № 428 была
утверждена Программа комплексного развития украинского Придунавья на 2004—2010
гг. Этой Программой планировалась поддержка государственной судоходной компании
ОАО "Украинское Дунайское пароходство" путем строительства на
отечественных судостроительных заводах морских и речных судов, а именно
сухогрузов дедвейтом 5,5 тыс. т, двух речных пассажирских судов и 20 речных
барж-секций на Килийском судостроительно-судоремонтном заводе. Для этих целей
планировались ежегодные ассигнования на государственную поддержку строительства
флота для ОАО "УДП” в размере 16 млн грн.

Лишь в 2004—2005 гг. из государственного бюджета было направлено 28,6 млн
грн. из запланированных 32 млн. В 2006—2008 гг. указанное финансирование не
осуществлялось, а в законах Украины о государственном бюджете Украины на 2007
г. и 2008 г. финансирование этой программы вообще не предусмотрено. Чтобы хоть
в какой-то степени спасти эту программу, "УДП" на протяжении
2005—2006 гг. выделило около 28,4 млн грн. собственных средств, из которых $4
млн — целевой кредит ОАО "Экспортно-импортный банк Украины", на
приобретение комплектующего оборудования для главного морского судна проекта
RSD09.

Эти благие намерения пароходства привели к тому, что "УДП" несет
колоссальные убытки по содержанию приобретенного и нерастаможенного комплектующего
оборудования для строительства морского судна. Только по целевым средствам,
заимствованным в ОАО "Экспортно-импортный банк Украины", пароходство
платит около 8,7 млн грн. в год.

Предприятию не возмещен налог на добавленную стоимость в размере 2,1 млн
грн. Пароходство неоднократно обращалось в налоговую администрацию с
предложением оформления мирового соглашения для направления этих средств на
погашение задолженности по заработной плате и налогов. Однако и эта проблема до
сих пор не решена.

В ожидании попутного ветра

Несмотря на сложившиеся обстоятельства, на предприятии активно работают над
тем, чтобы удержаться на плаву в ожидании государственных решений и изменений в
законодательстве, касающихся "Украинского Дунайского пароходства". В
немалой степени надежды связаны с приходом в "УДП" в начале этого
года нового президента Вадима Сухоненко. Молодой руководитель уже провел ряд
активных действий, направленных на финансовую стабилизацию компании.
Оптимизирована численность персонала. Так, с начала года численность работников
плавсостава сократилась на 18,1% — 458 человек. После внедрения новой
организационной структуры сократился не только штат береговых структур
пароходства, но и количество управленческих подразделений — с 41 до 25.

По итогам первого полугодия пассажирский флот увеличил свою прибыльность в
3 раза по сравнению с прошлым годом. Приблизился к безубыточной работе речной
флот. В конце мая ОАО "УДП" удалось возобновить отгрузку железорудных
грузов в направлениях Смедерево и Линца (
Woest Alpine).

— Прежде всего, необходимо добиться разрешения на продажу нашего плавучего
металлолома, — говорит президент "УДП" Вадим Сухоненко. — Здесь все
упирается в Верховную Раду, которая, к сожалению, фактически не работает на
благо экономики. Мы находимся в постоянном контакте с народными депутатами.
Вроде бы у всех есть понимание необходимости помощи пароходству, все нам
сочувствуют, соглашаются. Но прогресса в решении этой проблемы пока не видно.
Никто ничего не хочет либо не может изменить. В любом случае будем добиваться
вынесения вопроса на следующую сессию ВР. Другого выхода нет. Ведь может
случиться так, что когда мы добьемся эффективной работы речных и пассажирских
судов, убытки неработающего морского флота сведут на нет все наши совместные
усилия и рано или поздно приведут к краху "УДП".

…и вслед за тем социально-экономический кризис

Недавно в Измаиле хоронили Сергея Вартенкова, сварщика с теплохода
"Марафон", погибшего на борту судна в плену у сомалийских пиратов. На
траурном митинге не раз звучали слова о том, что если бы "Украинское
Дунайское пароходство" развивалось в соответствии с нормальными законами
рыночной экономики, то 30-летнему моряку не пришлось бы наниматься в
иностранную компанию под "чужой флаг". Еще недавно Дунай кормил
тысячи измаильских моряков и их семьи, а "УДП" контролировало
значительную часть грузопотока на главной европейской реке.

Сегодня значительная часть этих моряков находится без работы, а оставшиеся
на борту получают зарплату, не сравнимую с их вкладом в работу пароходства. Но
винят они в этой ситуации не свое руководство. Все чаще они направляют свои
взоры на киевские коридоры власти, потому что только там может решиться их
судьба. Они, как никто другой, понимают, что сегодня в высших эшелонах власти
приоритетными являются, прежде всего, политические, а не экономические вопросы.
ВР даже не может избрать нового министра транспорта и связи, который сможет
содействовать решению проблем "УДП". А в обезглавленном Минтранссвязи
сегодня вряд ли найдется руководитель, который возьмет на себя ответственность
за решение, касающееся судеб более чем 3-тысячного отряда измаильских моряков,
судостроителей и других морских специалистов "УДП". Уже раздаются
голоса моряков, которые призывают к походу в Киев, чтобы встать у здания ВР и
обратить внимание нардепов на судьбу "Украинского Дунайского
пароходства" и свое будущее.

(Журнал "Траснпорт" № 32 (564) от 12 августа 2009 г.

Александр Федоров, пресс-секретарь

Ассоциации судовладельцев Украины

Для справки: По информации председателя правления — президента ОАО “УДП” В.
Сухоненко, ОАО “Украинское Дунайское пароходство” со 100% пакетом акций,
принадлежащих государству в лице Минтранссвязи Украины (государственная
корпоративная собственность), непосредственно подчинено Госадминистрации морского
и речного транспорта в г. Киеве. "УДП" было создано в 1944 г. под
названием “Советское Дунайское государственное пароходство” с местонахождением
в г. Измаиле и было преобразовано в открытое акционерное общество в 1994 г.

Анализ производственных показателей

За 6 месяцев 2009 г. объем перевозок грузов уменьшился против аналогичного
периода 2008 г. на 1027,2 тыс. т (или на 62,9%), в т.ч.:

— на 659,2 тыс. т на реке;

— на 368,0 тыс. т на море.

За период с 2000 г. объем перевозок грузов упал до наиболее низкого уровня
как по морскому, так и по речному флоту.

Уменьшение объема перевозок грузов речным флотом (на 57,6%) произошло в
связи с изменением фрахтового рынка, мировым экономическим кризисом и
сокращением грузовой базы вследствие остановки металлургических комбинатов в
Европе.

Сокращение объема перевозок грузов морским флотом (на 75,4%) связано с
выводом в отстой 14 морских судов из-за технического состояния. Т.е., из 27
морских судов лишь 8 судов на протяжении 6 месяцев 2009 г. осуществляли
перевозку грузов. А на конец отчетного периода в эксплуатации находились уже
только 2 морских судна.

Анализ финансово-экономических показателей

По итогам работы 1 полугодия 2009 г. пароходство понесло убытки в размере
19,2 млн грн. Главная причина убытков — это отрицательный результат работы
морского флота — 17,9 млн грн. убытка из-за содержания вне эксплуатации
практически всех морских судов. В конце отчетного периода осуществляли
перевозку грузов лишь 2 из 27 морских судов.

Финрезультат речного флота за 6 мес. 2009 г. составляет 4,5 млн грн. убытка
из-за значительного сокращения объемов грузов и увеличения бюджета времени
судов в отстое. Поэтому по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
финрезультат ухудшился на 4,4 млн грн.

Сравнительно с аналогичным периодом прошлого года прибыль от работы
пассажирского флота увеличилась на 6,5 млн грн.

Т.о., на получение убытка за отчетный период повлияло несколько факторов:

— сокращение в 2,4 раза против 1 полугодия 2008 г. объемов перевозок
грузов, произошедшее из-за изменения фрахтового рынка, мирового экономического
кризиса и сокращения грузовой базы вследствие остановки металлургических
комбинатов в Европе, вывода значительной части речного флота в отстой;

— содержание вне эксплуатации большей части морского флота;

— значительные затраты предприятия на проценты по кредитам банков (4,0 млн
грн.).

Кроме этого, из-за реорганизации и сокращения штатов на протяжении І
полугодия 2009 г. уволилось значительное количество пенсионеров. При этом сумма
выплаты ветеранам единовременного пособия при выходе на пенсию (соответственно
Колдоговору) составляла 1,5 млн грн.

За отчетный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
изменился удельный вес следующих статей затрат:

— затраты на топливо и энергию уменьшились с 34% до 21%;

— затраты на оплату работы увеличились с 12% до 13%;

— навигационные сборы возросли с 6% до 7%;

— затраты товаров (питание экипажей, выплата инвалюты вместо суточных,
питание пассажиров, содержание ресторанов, баров) возросли с 7% до 10%.

За І полугодие 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на
4,1% (на 695 тыс. грн.) уменьшены административные затраты практически по всем
статьям:

— по заработной плате (которая имеет наибольший удельный вес) — на 8,0%;

— начисления на заработную плату — на 7,7%;

— затраты на содержание заграничных агентств при повышении курса долл. США
в 1,5 раза уменьшены на 1,8%;

— затраты на служебные командировки — на 26%;

— на связь — на 20,7%;

— на представительские — на 39,6%, и т.п.

При этом, из-за подорожания коммунальных услуг, увеличились в 1,5 раза
затраты на содержание основных средств.

Нерешение вопроса реализации морских судов отрицательно влияет на работу
речного и пассажирского флота, поскольку часть полученных доходов направляется
на содержание отстойного флота. Таким образом, образуется дефицит средств на
ремонт работающих судов, обеспечение их топливом, возникает задолженность по
выплате инвалюты вместо суточных на питание экипажам судов.

По состоянию на 1.07.2009 г. предприятие не имело просроченной
задолженности перед бюджетом, Пенсионным фондом и фондами соцстраха.

Долг бюджета перед пароходством по НДС на 1.07.2009 г. составил 5,0 млн
грн.

Источник: Журнал "Транспорт"