2009-08-21 12:26:00
Главное контрольно-ревизионное управление критикует Министерство транспорта и связи за “вымывание” оборотных средств из предприятий отрасли, непрозрачность образования тарифов и другие нарушения.
Во исполнение поручения Премьер-министра Украины Тимошенко, рабочая группа в составе представителей ГлавКРУ, Минэкономики, Госкомпредпринимательства, ФГИУ и Главгосслужбы провела комплексную проверку работы Министерства транспорта и связи Украины за 2008 год и завершенный отчетный период 2009 года.
В ходе указанной проверки установлен ряд нарушений норм законодательства, которые привели к значительным негативным последствиям.
Как сообщает пресс-служба ГлавКРУ, зафиксированы случаи безосновательного вмешательства руководства Минтранссвязи в финансово-хозяйственную деятельность подчиненных предприятий с целью покрытия за их счет расходов министерства, что является нарушением требований Закона Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти».
Так, согласно ряда поручений Минтранссвязи ГП «Укрсервис Минтранса» и ГП «Одесский МТП» покрыто расходов, связанных с пребыванием и сопровождением от имени Минтрансвязи иностранных делегаций, на сумму 368,2 тыс. грн. без всякого возмещения со стороны министерства. Такие действия приводят к постепенному «вымывание» оборотных средств указанных предприятий.
Аналогично, Государственным предприятием «Служба международных автомобильных перевозок» в течение 2008 года и I полугодие 2009 года оплачено зарубежные командировки работников Минтранссвязи на общую сумму свыше 160 тыс. гривен.
Также, проверка подтвердила отсутствие действенного контроля со стороны Минтранссвязи за государственным имуществом подчиненных учреждений и их земельным фондом.
Минтранссвязи предоставлено разрешение на отчуждение путем продажи с баланса структурного подразделения Государственной специальной службы транспорта отдельных основных фондов (в том числе зданий площадью 3,5 тыс. кв.метров) по заниженной стоимости, поскольку в нее не были включены стоимости права пользования земельным участком в сумме 1,1 млн гривен.
Кроме того, в результате указанных действий министерства подразделением Государственной специальной службы транспорта утрачено земельный участок площадью 7 тыс. кв.метров в пределах г. Киева стоимостью 12,9 млн гривен.
Кроме этого, действия Минтранссвязи способствуют совершению грубых нарушений законодательства подчиненными ему предприятиями.
Так, несмотря на то, что в рамках подготовки к «Евро – 2012» государственным предприятием «Международный аэропорт« Львов» объявлены открытые торги по строительству и реконструкции аэродрома, Министру транспорта и связи Украины И.В.Винским было поручено их отменить, что противоречит действующему законодательству, однако осуществить все мероприятия по проведению процедуры закупки работ у одного участника.
Как следствие, при отсутствии условий для применения этой процедуры, ДП «МА« Львов »проведено закупку работ по строительству и реконструкции аэродрома по процедуре закупки у одного участника – ООО« Проектно-строительное предприятие «Азовинтекс»,по результатам которого заключен договор генерального подряда на сумму 863, млн. гривен.
Проверкой засвидетельствовано также неудовлетворительное выполнение Минтрансвязи возложенных на него задач по реализации государственной тарифной политики.
По мнению специалистов Минэкономики, действующая тарифная система в сфере предоставления специализированных услуг портов не стимулирует развитие внешнеэкономической деятельности и транзита, а регулирование тарифов на переработку грузов в портах производится с применением устаревших базовых тарифов.
Кроме того, в Минтранссвязи отсутствует прозрачный механизм корректировки тарифов, в частности порядка (методики) изменения и формирование тарифов на услуги транспорта и связи; не осуществляется отслеживание результативности регуляторных актов по реализации Минтрансвязи государственной тарифной политики.
В течение 2008 г. и завершенного отчетного периода 2009 года ни одного заседания Тарифной совета при Министерстве транспорта и связи Украины, созданной в соответствии с приказом Минтранссвязи от 27.01.2006 № 68, не произошло.
Также, ряд нарушений и недостатков установлено в части соблюдения Минтрансвязи требований законодательства по вопросам государственной регуляторной политики и разрешительной системы.
Так, со вступлением в силу Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с требованиями указанного закона.
Однако, в настоящее время не обеспечено внесение соответствующих изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» относительно урегулирования выдачи разрешений на международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Не обеспечено внесение изменений в Закон Украины «О транспорте» относительно урегулирования предоставления согласования на размещение сооружений и других объектов транспорта на землях, предоставленных в пользование предприятиям транспорта в части установления платности / безоплатности,срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера;исчерпывающего перечня оснований для отказа в выдаче и аннулировании документа разрешительного характера.
Нуждается также изменений Кодекс торгового мореплавания Украины в части предоставления согласования отвода земли и водного пространства для торгового мореплавания, а также строительства или любой работы в зоне действия навигационного оборудования и морских путей.
Во время проведения проверки проведен анализ предварительных контрольных мероприятий, проведенных во II квартале текущего года, которые показали отсутствие действенного контроля со стороны руководства Минтранссвязи за деятельностью правительственных органов, которые действуют в составе министерства,и наличие реальной угрозы потери государством собственных активов.
Так, согласно приказу Минтранссвязи от 23.05.2007 № 440 (с учетом изменений, внесенных приказом от 18.04.2008 № 463) в перечень предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых контролируется Укравтотранс, включены предприятия, подавляющее большинство которых в настоящее время ликвидирована или реорганизована.
Руководством Минтранссвязи не принимались меры, направленные на правовое урегулирование порядка поступления в государственный бюджет финансовых санкций,наложенных Главной государственной инспекцией на автомобильном транспорте за нарушение субъектами хозяйствования законодательства в сфере автомобильного транспорта.При этом промедление в разработке и принятии механизма принудительного взыскания финансовых санкций, примененных по результатам контрольных мероприятий данной инспекции, привело к недополучению государственным бюджетом средств в сумме 64,1 млн гривен.
Широкое распространение в системе подчиненных предприятий, учреждений и организаций Минтрансвязи приобрели договоры о совместной деятельности.
При этом анализ 33 договоров о совместной деятельности показал, что значительная часть из них заключены субъектами хозяйствования государственного сектора экономики с нарушением действующего законодательства, их положения содержат нормы о возможной потере государственного имущества и являются неэффективными.
В подавляющем большинстве ведения дел в совместной деятельности возложена на частные структуры, поэтому субъекты государственной собственности не обладают достоверными данными относительно эффективного использования государственного имущества, что противоречит основным принципам бухгалтерского учета и финансовой отчетности,установленных Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
По требованию ГлавКРУ о принятии мер о прекращении нефективних договоров о совместной деятельности положительное решение принято лишь по Укрморричфлоту. Указанное свидетельствует о недостаточном внимании руководства Минтранссвязи к решению указанной проблемы.
Также ГлавКРУ сообщает, что руководство Минтранссвязи не принято реальных мер по устранению нарушений, установленных предыдущими контрольными мероприятиями.
В частности, ревизией Минтранссвязи, проведенной в 2008 году, установлено, что министерством без оформления договорных отношений использовалось безвозмездно в своей деятельности имущество ДП «Укрсервис Минтранса» общей стоимостью 7,1 млн гривен.Однако, никаких действенных мер по устранению последствий указанного нарушения Минтранссвязи не осуществлен.