За спасение – обвинение?

2009-08-20 10:37:57

Капитан контейнеровоза «СЕС АМЕRIСА» (флаг Багамских Островов) Федор Валентинович Сухобрус стал, по сути, жертвой собственной порядочности, ответственности и профессионального отношения к делу.


Вряд ли стоит всецело доверять
пословице: что посеешь, то и пожнешь. Конечно, в большинстве случаев именно так
и получается: сделаешь доброе дело, будешь судьбой вознагражден, а за все худое
в той же мере и заплатишь. Но разве такая уж редкость ситуации, когда плата за
все хорошее – черная неблагодарность? Кто не сталкивался с подобным? Но все
равно, если просят, взывают о помощи, то ты обязательно спешишь на выручку,
стараешься подставить плечо, подать руку, вовсе не думая о том, каким будет
продолжение – это свойство каждого нормального человека

Вот и капитан контейнеровоза «СЕС
АМЕRIСА» (флаг Багамских Островов) Федор Валентинович Сухобрус стал, по сути,
жертвой собственной порядочности, ответственности и профессионального отношения к делу.

29 декабря 2004 года в 12.20 во
время следования из колумбийского порта Мансанильйо в Пуэрто-Рико теплоход «СЕС
АМЕRIСА» получил сигнал бедствия от
судна «СЕС АSІА» (флаг Багамских Островов, судовладелец – компания «Клипер Елит
Кариерс Шипменеджмент А/С» («СЕС Shipmanagement А/S» Дания), капитан – Игорь
Юрьевич Кандабаров). Как оказалось, на т/х «СЕС АSІА» вышел из строя главный двигатель, судно фактически находилось в неуправляемом состоянии и дрейфовало, подгоняемое штормовым ветром
прямо к скалам о. Мона. В условиях
резкого ухудшения погодных условий стало невозможным выполнение каких-либо
ремонтных работ. Большие глубины в районе бедствия также не позволяли бросить
якорь. Между тем, погода стремительно ухудшалась. Надежд на то, что если
вызвать буксир, то можно продержаться до его подхода, не оставалось. Все могло
закончиться гибелью судна и экипажа.

Учитывая тот факт, что и т/х «СЕС АSІА», и т/х «СЕС АМЕRІСА» принадлежали одному судовладельцу – компании
«СЕС Shipmanagement А/S» (Дания), – последний был проинформирован о сложившейся
ситуации, и дал разрешение на проведение спасательной операции.

Несмотря на ухудшение погодных
условий, капитан т/х «СЕС АМЕRІСА» Федор Сухобрус принял решение не только о спасении экипажа, чья
неминуемая гибель в сложившихся обстоятельствах была весьма вероятной, так как
буксир, вызванный в район бедствия, не поспевал в связи с высокой скоростью
дрейфа. Капитан также решил оказать помощь в спасении судна и груза. Во
многом благодаря профессионализму капитана Федора Сухобруса, мастерству
старшего помощника Константина Власийчука, которые руководили операцией, и в целом слаженным действиям всего экипажа,
через несколько часов после сложных маневров удалось подойти к «СЕС АSІА» и
подобрать буксирный канат. Затем судно «СЕС АSІА» было отбуксировано на ближайшую
безопасную якорную стоянку – у острова Еспаньола (мыс Кейп оф Кейна) для
производства ремонтных робот.

Таким образом, капитан судна «СЕС
АМЕRІСА» Ф.Сухобрус и старший помощник
К.Власийчук сделали все возможное для спасения судна, экипажа и груза.

Что это значит? То, что статья
328 Кодекса торгового мореплавания Украины дает право стороне, благодаря
действиям которой было спасено судно, на вознаграждение. Согласно статье 326
КТМ Украины, «Винагорода за рятування на морі» должна иметь место, независимо
от того, в каких водах спасено судно, в том случае, если рассмотрение спора происходит в Украине.

В соответствии с пунктом 1.9
Временного положения о порядке проведения аварийно-спасательных работ
(утверждено приказом Минтранссвязи Украины № 643 от 10.09.2002 г.) таковые
осуществляются на базе Международной конвенции 1989 года, Кодекса торгового
мореплавания Украины и других нормативно-правовых актов.

Часть 1 статьи 12 МК по спасению
1989 года определяет, что спасательные операции, имевшие полезный результат,
дают право на вознаграждение. А часть 3
этой же статьи указывает, что
вознаграждение выплачивается и в том случае, когда и спасенное судно, и
судно-спасатель принадлежат одному и тому же судовладельцу.

Дабы не утомлять читателя
всевозможными статьями и параграфами, отметим, что и по Международному морскому
праву, и по национальному законодательству право на вознаграждение в данном
случае неоспоримо.

Разумеется, вполне логично, что
капитан Федор Сухобрус попытался это законное право реализовать. Увы, вместо
вознаграждения он получил повестку в суд… в качестве ответчика. Как говорится,
вот тебе, бабка, и Юрьев день.

Но прежде, чем рассказать, как
фортуна повернулась к спасателям «мягким местом», обратим внимание на два
момента.

1.Согласно ст.332 КТМ Украины
размер вознаграждения определяется по согласию сторон, а ввиду отсутствия
такового – судом.

2. На момент осуществления
спасательных операций не было времени на оформление согласия по оказанию услуг
по спасению в письменной форме. Ситуация была весьма серьезной, надо было
срочно спасать судно, а не заниматься бумажно-оформительскими делами.

Слово Федору СУХОБРУСУ:

– Буксир все-таки вызвали, но он
мог прийти на помощь терпящему бедствие судну только через 6-8 часов. Между
тем, теплоход дрейфовал, и примерно через два часа его могло выбросить на скалы. Я принял решение взять контейнеровоз
на буксир. Конечно, это было очень рискованно, но в условиях штормового моря
другого, лучшего решения, не было. Примерно через два часа, маневрируя, мы
смогли взять «СЕС АSІА» на буксир, а еще через час дрейф судна в сторону скал
был остановлен. Далее мы начали медленно его буксировать на север, то есть в противоположную сторону
от скал. Убедившись, что все идет по плану, я связался с судовладельцем и
проинформировал его о том, что намерен буксировать контейнеровоз до восточной оконечности Доминиканской
республики, что и было сделано.

В декабре 2007 года я обратился в одну из юридических фирм
Одессы, специализирующуюся в области морского права, в оказании юридической
помощи по выплате всему экипажу вознаграждения за спасение. Но до этого было
несколько обращений в суд. В Мариуполе арестован теплоход датского судовладельца «СЕС CRISTOBAL», но потом по
решению Мариупольского апелляционного суда судно отпустили – дескать, оно
принадлежит другому судовладельцу.

Одним словом, никакого
положенного в таких случаях вознаграждения, которое определено Международным
морским правом, экипаж за спасения судна так и не получил. Нам, так сказать,
пришлось пройти семь кругов ада. А сейчас со стороны адвокатов ответчика на нас
осуществляется давление. Не желая платить вознаграждение, сторона датского
судовладельца утверждает, что судно «СЕС CRISTOBAL» им не принадлежит. Оно
зарегистрировано где-то в оффшоре, но принадлежит датскому судовладельцу.
Весьма интересным представляется вот какой факт.

Господин Джон Моэлл, подавший иск как директор фирмы «СMl Chepstow
LTD», якобы не являющийся ответчиком по данному делу, в то же время фигурирует
в качестве президента компании «Клипер
Елит Кариерс Group» (Багамские Острова). Думается, именно здесь следует искать
ответ на все «удивительные» вопросы (обратите внимание: http://www.clipper-elite.com/web/clipper.nsf/content/person?OpenDocument
&person=JohnMoyell, а также http://www.thebaha
masweekly.com/publish/bis-news updates/Conference_ to_Showcase_Maritime_
Opportunities_printer.shtml).

А теперь датчане вывернулись
таким боком, что мы оказались в роли
ответчика. Судовладелец при помощи
адвокатов оказывает на нас давление.

У нас есть все документы, которые
подтверждают правильность изложенного: морской протест, юридически нотариально
заверенные показания, в том числе
капитана судна, которое терпело бедствие. Все заверено и предоставлено в
судебные органы нашей страны, плюс прилагается видео съемка непосредственно
этих аварийных событий. Все это является вопиющим нарушением прав человека, все
это идет вразрез с мажорной конвенцией о спасении 1989 года.

Мы выступаем от имени всего
экипажа. Естественно, мы требуем вознаграждение. И мы уверены, что его получим,
независимо от того, будут это украинские судебные органы или иностранные. На
данный момент мы рассматриваем несколько вариантов иностранных компаний,
которые предложили нам свои услуги по возмещению и выплате членам экипажа
нашего судна. Мы считаем, что этот процесс выиграем, а вознаграждение намечаем
передать в различные украинские фонды поддержки, защиты и лечения наших детей.

ОТ РЕДАКЦИИ: Как говорится, нет
пророка в своем Отечестве. Несколько раз обращался Федор Сухобрус в украинские
суды, добиваясь справедливого решения, но воз и ныне там. А вот теперь ему
приходится выступать в роли ответчика. Компания «СMl Chepstow LTD» обратилась с
исковым заявлением в Приморский районный суд г. Одессы, требуя возмещения
ущерба, причиненного обращением капитана Сухобруса в суд. Сумма – более 800.000
гривень. Вот такие пироги. Как говорят у нас в Украине, за моє жито мене і
бито.

Источник: «Морская
правда»