2009-08-14 16:33:13

Не успело утихнуть громкое судебное разбирательство с контейнерами просроченного мяса китайского производства, которые в течение почти трех лет хранились на территории контейнерного терминала в Одесском порту, как возник следующий скандал вокруг судна “Берикс”.



Еще в ноябре 2008 г. судно с 220
т бразильской свинины и китайской курятины без всяких разрешительных документов
вышло из грузинского порта Поти курсом на Турцию. Однако по дороге произошла
поломка двигателей. Капитан пытался зайти в какой-то отечественный порт, чтобы
отремонтировать судно. Но слухи о том, что в трюмах находится просроченное
мясо, закрыли ему вход в Николаев, Керчь, Евпаторию, Южный. Что абсолютно
противоречит международным обязательствам — оказать помощь судну, которое в ней
нуждается.

Точку в этой эпопее, как заявил
на состоявшейся в минувший понедельник в Одесском порту пресс-конференции
замдиректора Государственной морской администрации Виктор Сударев, поставила
специально созданная комиссия КМУ и Минтранссвязи, приняв решение: судно зайдет
в судоверфь Одесского порта для ремонта. Это произошло 31 июля.

Естественно, что за долгие 8
месяцев блуждания в море история с
судном, имеющим на борту просроченный груз, обросла слухами, причем самыми
невероятными. Чтобы отделить правду от вымысла Государственная администрация
морского и речного транспорта Украины решила созвать пресс-конференцию.

— Как вы уже знаете, судно
"Берикс" под украинским флагом, — заявил В. Сударев, — в ноябре 2008
г., загрузившись мясом, взяло курс на Турцию. В пути у него произошла поломка,
однако слухи, сопровождавшие это судно, закрыли ему вход в отечественные порты,
чтобы выполнить ремонт, пополнить запасы топлива, продовольствия. Кстати, в
Николаеве судно ремонтировали, но работы были выполнены некачественно. Став на
якорную стоянку порта Южный, экипаж отказался выполнять свои функциональные
обязанности, принимать снабжение. Тогда правительственная комиссия приняла
решение о заходе в Одесский порт для выполнения ремонта. К сожалению,
фрахтователь судна, т.е. владелец груза, известен, но он исчез из поля зрения
властей. С судовладельцем — ООО "Интерфиш Биотех" (Донецк) —
поддерживается постоянный контакт. После того, как судно продефектуют, Одесский
порт подпишет с ним договор о выполнении ремонта.

Ситуация с "Бериксом",
хозяин которого пытался ввезти просроченное мясо в Украину, не является чем-то
сверхординарным. По информации начальника Одесской региональной службы
санитарно-ветеринарного контроля и надзора на государственной границе и
транспорте Виктора Баранова, с такими грузами работникам его службы приходится
сталкиваться постоянно. Это результат желания некоторых нечестных людей
заработать на дешевых товарах. Груз без соответствующих документов согласно
международным правилам отправляется обратно.

В данном случае мясо, находящееся
на судне, не имело ветеринарных документов, подтверждающих его качество. Кроме
того, постановлением КМУ ввоз мясопродуктов из Грузии был запрещен еще в ноябре 2008 г. из-за эпидемии среди домашних
животных. Поэтому выгрузка его на территории Украины не предполагалась.
"Тем не менее, при обследовании груза выявлено, что мясо находится в
замороженном состоянии, рефрижераторы работают в нормальном режиме. Трюмы все
опечатаны. Груз ни при каких обстоятельствах не будет выгружен в Украине",
— констатировал В. Баранов.

Почему именно Одесса приняла
многострадальное судно? Этот вопрос интересовал журналистов, поскольку
подразумевал безопасность для миллионного города-курорта. По словам зам.
главного санитарного врача на водном транспорте Игоря Гринчука, так как груз просроченный, то он уже не может
именоваться мясом. Однако с точки зрения санитарно-эпидемиологической он не
представляет опасности: температурный режим в трюмах поддерживается. К тому же
предприняты все меры предосторожности. Все члены экипажа здоровы, тем не менее,
взяты под медицинское наблюдение.

— Согласно указанию
Минтранссвязи, которое, в свою очередь, базировалось на решении правительственной комиссии, —
прокомментировал первый замначальника порта Юрий Васьков, — судно
"Берикс" было ошвартовано у 40 причала судоверфи. С момента его ошвартовки оно было подключено к
энергоснабжению предприятия. У борта судна находится пост службы безопасности
порта, Госпогранслужбы. Это гарантирует недопущение выгрузки с судна груза. На
порт возложена задача — провести кратковременный ремонт судна, чтобы оно могло
уйти из территориальных вод Украины. Объем ремонтных работ определен, он займет
не более трех недель.

По оценке специалистов, докование
судна не предусмотрено. Необходимо отремонтировать главный двигатель, два
дизель-генератора, компрессорную установку и т.п.

Согласно международной практике
после ремонта судно вместе с грузом отправится грузоотправителю. Т.е. оно должно вернуться в порт Поти, где было
загружено с нарушением существующих правил. Либо, если решит судовладелец,
"Берикс" возьмет курс на Турцию, как и было запланировано с самого
начала.

Естественно, что журналистов
интересовал вопрос, как могло случиться, что судовладелец и фрахтователь судна
оказались замешанными в теневых схемах. Но этот вопрос уже в компетенции
правоохранительных органов. Надеемся, что они разыщут хозяина груза, который
должен нести ответственность за все произошедшее на "Бериксе". Дело,
которое уже получило огласку, так или иначе, будет в зоне внимания СМИ. А они
ждут его развязки и, конечно, наказания виновных. Хотя это не дает гарантии,
что в следующий раз кто-то не захочет заработать не некачественных продуктах
или товарах. Важно, чтобы всем любителям легкой наживы было известно: в Украину
такой товар ни при каких обстоятельствах не пропустят.

Татьяна Овруцкая, Журнал "Транспорт"