2009-08-10 14:19:47

Бездеятельность руководства «штаба отрасли» приводит к дискриминации отечественных экспортеров.



В конце июля главной темой в
портовой отрасли стало введение 20%-й ставки НДС на услуги, связанные с
переработкой транзитных грузов в портах. Руководители портов проинформировали
Минтранссвязи, что эта норма приведет к оттоку транзитных грузов на
Новороссийск и порты Балтии. Особенно ощутимые потери порты могли понести на
таких низкотарифных грузах как уголь, руда и т.п., составляющих основную долю
транзита.

30 июля, первый
вице-премьер-министр Александр Турчинов поручил Минфину, ГНАУ и Минтранссвязи
«срочно внести предложения по сохранению объемов транзита грузов и недопущению
потерь для экономики и бюджета Украины». В итоге, ГНАУ направила разъяснение,
что эта норма, неоднозначно прописанная в законе, не распространяется на весь
комплекс услуг, связанных с перевозкой и переработкой транзита, в т.ч. и в
портах.

Но, сохранив условия для
транзита, несмотря на заявления и поручения первых лиц правительства, в сфере
Минтранссвязи продолжается дискриминация – теперь уже украинских экспортеров.
Это наглядно можно увидеть на примере самого резонансного конфликта последнего
месяца, между МТП «Южный» и компанией «Трансинвестсервис» (ТИС). Так для судов,
заходящих на причалы порта, установлена скидка к портовым сборам в 50%. Для
ТИСа установлена скидка в 30% только для причалов №17 (находится на балансе
госпорта) и №18 («ТИС-Руда»). Для других причалов – 19 и 20, скидки нет вообще.
Проблема в том, что в общем объеме грузопереработки через причалы госпорта,
около 60% составляют российские транзитные грузы, для которых установлен
льготный режим. А ТИС переваливает только экспорт украинских производителей.

В данном случае, в неравных
условиях находится Полтавский ГОК (подконтрольный народному депутату от БЮТ
Константину Жеваго), экспортирующий продукцию через терминал «ТИС-Руда». В свое
время ПГОК инвестировал в строительство терминала $20 млн., и его доля в ООО
«ТИС-Руда» составляет 49,9%.

30 апреля Полтавский ГОК
обратился к премьер-министру с просьбой установить равные условия для
экспортеров и транзитеров в МТП «Южный». 26 июня Юлия Тимошенко, на основании
обращения ПГОКа, поручила Минтранссвязи «обеспечить равенство условий работы
отечественных и иностранных экспортеров в порту «Южный». Причем факт
злоупотребления монопольным положением уже установлен АМКУ, который дважды
оштрафовал МТП «Южный». Но, и поручение премьер-министра, и решение
Антимонопольного комитета до сих пор не выполнены.

Возвращаясь к теме введения НДС,
обеспокоившей портовиков, стоит отметить, что начальник МТП «Южный» Юрий Крук,
в своем письме в Минтранссвязи отмечал: «отчисления в бюджет снизятся, по нашим
расчетам, на около 61,6 млн. грн. (налог на прибыль и государственные
дивиденды), а за счет уменьшения фонда оплаты труда докеров по переработке
транзитных грузов, уменьшатся отчисления в государственные целевые фонды
примерно на 15 млн. грн».

При введении НДС, стоимость
перевалки, для основной номенклатуры МТП «Южный» (уголь, руда), увеличилась бы
на $1,5-2 на тонне, и привела бы к значительным потерям транзита. Но в таких
условиях уже находится ТИС. Транспортная составляющая, из-за отсутствия равных
условий по уплате портовых сборов, при перевалке через ТИС на $1-1,5 выше, чем
у госпорта. А ведь украинские экспортеры, в отличие от российских коллег, не
имеют возможности переориентировать свои грузопотоки на Новороссийск или порты
Балтии.

И пока премьер-министр помогает
производителям, за счет снижения транспортных тарифов, чтобы повысить
конкурентоспособность украинской экономики на мировых рынках, на примере МТП
«Южный», речь даже не идет о преференциях, а просто о неравных условиях с российскими
компаниями. Не говоря уже о том, что Минтранссвязи полтора месяца просто
игнорирует поручение премьер-министра.

3 августа, редакция tbu.com.ua
обратилась к заместителю министра – главе «Укрморречфлота» Михаилу Чубаю, с
просьбой предоставить официальную позицию МТСУ в отношении конфликта между МТП
«Южный» и ООО «Трансинвестсервис». Редакцию частности интересовало:

– почему обвинения в «рейдерстве»
появились только в июле, хотя иск в хозяйственный суд Одесской области о
компенсации расходов на дноуглубление при создании операционной акватории
причала №18 компания «ТИС-Руда» подала еще в январе?

– когда будет выполнено решение
АМКУ и поручение премьер-министра об установлении равных условий для
отечественных и иностранных экспортеров при оплате портовых сборов?

– насколько соответствуют
действительности заявления руководителей ТИС Алексея Ставницера и Олега
Кутателадзе от 17.07.2009 г. о том, что истинной причиной конфликта стала
информация в СМИ об отчуждении в пользу частного лица земельного участка в 24
га, на котором предусмотрено развитие инфраструктуры согласно стратегии
развития порта? И что к этому причастен начальник порта Ю.Крук.

Редакция tbu.com.ua также
попросила предоставить официальную информацию о стоимости и объемах работ по
дноуглублению и строительству причала №9 МТП «Южный», в связи с заявлениями
руководителей ТИС, что у госпорта их стоимость в два раза выше. В частности, по
их словам, стоимость дноуглубления у ТИС составляет 33,9 грн./куб. м против
60-65 грн./куб. м у МТП, а строительства причала $45-55 тыс./пог. м против
$70-75 тыс./пог. м.

Но никакого ответа от
Минтранссвязи так и не последовало.

При этом, своей бездеятельностью
Минтранссвязи провоцирует серьезное внутрипартийное противостояние в самом БЮТ.
Непонятно зачем вообще нужно было начинать конфликт в отношении инвестора,
вложившего $350 млн. в создание на пустынном берегу (в 2 км от самого МТП)
практически нового порта, уже сопоставимого по мощности с Мариупольским. Тем
более, что судя по имеющимся у редакции tbu.com.ua документам, правовых
перспектив, в отношении задекларированных руководством МТП «Южный» целей, он не
имеет.

Но суть в том, что дальнейшая
эскалация конфликта должна как-то вынудить реагировать Константина Жеваго,
которому, подконтрольно 49,9% ООО «ТИС-Руда». Ведь именно эта компания
обратилась в суд о компенсации 51,3 млн. грн. за дноуглубительные работы. Таким
образом, Константина Валентиновича тоже можно считать участником попытки
«рейдерского захвата». Хотя, как уже сообщал tbu.com.ua, в конце 2008 г., у руководства
ТИС с Ю.Круком была достигнута договоренность о компенсации. Начальник порта не
возражал, но отметил, что ему могут не позволить внести эти расходы в финплан,
и сам предложил подать иск в суд, чтобы выплатить компенсацию по решению суда.
Но как видим, в дальнейшем начальник порта преподнес собственную инициативу как
попытку «рейдерства».

Эта ситуация ставит в непростое
положение Юлию Тимошенко. Накануне выборов такого рода «партийная дискуссия» ей
явно не нужна.

Анна Середенко, Транспортный бизнес