2009-08-06 08:35:42

Причиной нехватки вагонов-зерновозов в Украине является их неэффективное использование, считают эксперты консорциума «Менеджмент Консалтинг Груп» (МКГ).



«При нормальном протекании
процедур с таможенной, экологической, ветеринарной и санитарной службами
процесс получения необходимых документов должен длиться несколько часов, а не
практически неделю, как сейчас. В целом на погрузку-выгрузку зерна приходится
80% времени, и только 20% – на само движение», – приводятся в пресс-релизе МКГ
слова руководителя аналитической группы консорциума Дмитрия Подтуркина.

В частности, отмечает эксперт,
нехватка вагонов вызвана простоями при погрузке у грузоотправителя, задержкой
вагонов на дорогах других государств и в портах из-за сложной разрешительной
системы.

Кроме того, считают в МКГ, еще
одним фактором, способствующим дефициту вагонов, является недостаток мощностей
портовых и приемных элеваторов, что обуславливает длительный простой подвижного
состава в портах и стремительный рост объемов перевозок в период уборочной
кампании.

«Впрочем, зернотрейдеры и не
заинтересованы в строительстве элеваторов и наращивании собственного вагонного
парка. Ведь создание дефицита мощностей по хранению, подготовке и перевозке
зерна способствует лавинообразному насыщению внутреннего рынка зерном в период
сбора урожая. В это время производители, которым негде хранить и нечем
транспортировать зерно, вынуждены продавать его по ценам намного ниже мировых,
что обеспечивает трейдерам дополнительные прибыли», – отмечают в МКГ.

В то же время, говорится в сообщении,
Государственная администрация железнодорожного транспорта («Укрзализныця»)
обеспечивает аграриям нормальные условия для транспортировки зерна. «Около
11600 вагонов-зерновозов «Укрзализныци» в состоянии обеспечить перевозки зерна
как урожаев предыдущих годов, так и рекордного урожая этого года. Существующим
подвижным составом можно без особых трудностей перевозить в месяц, как минимум,
2 млн. тонн зерновых грузов, особенно, если учесть, что в этом году
прекратились перевозки российского и казахского зерна, в которых были ранее
задействованы зерновозы железнодорожной монополии», – отмечается в
пресс-релизе.