2009-08-05 10:02:56

В Минтрансе отказались от идеи объединения речного и морского портов в Херсоне. Свое решение в министерстве объясняют необходимостью сохранить конкуренцию между ними. Однако эксперты связывают это с судебной тяжбой, инициированной компанией “Укрречфлот” Константина Григоришина, управлявшей речным портом до его присоединения к морскому.



26 марта
Министерство транспорта и связи передало причалы Херсонского речного порта на
баланс одноименного морского. Причалы находились на балансе Госадминистрации
речных портов, но управлялись "Укрречфлотом" предпринимателя
Константина Григоришина. Тогда в морском порту объясняли, что присоединение
речного позволит сохранить высокие объемы перевалки.

Однако в начале
недели в Минтрансе неожиданно изменили свою позицию. На совещании в минувший
понедельник было решено вернуть причалы речному порту, рассказал заместитель министра Михаил Чубай.


министерстве сочли, что передача причалов уничтожит конкуренцию между портами и
создаст монополию",– объяснил директор Госадминистрации речных портов
Константин Стадников. В Минтрансе задумались о конкуренции после того, как
премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что к портовым элеваторам могут быть
предъявлены претензии со стороны Антимонопольного комитета. По ее мнению,
компании необоснованно повысили стоимость своих услуг, а комитет заявил о
нарушениях на рынке хранения зерна.

Речной и морской
порты – действительно прямые конкуренты. Первый находится в устье Днепра,
второй – в 15 км от него. Оба занимаются перевалкой навалочных и генеральных
грузов. Объем перевалки морского порта в 2008 году составил 4,26 млн. т,
речного – 950 тыс. т.

С решением
Минтранса были не согласны в "Укрречфлоте". Компания оспорила его в
окружном административном суде Киева на основании того, что разрыв договора об
управлении причалами не был согласован с компанией и Минэкономики. Если приказ
Минтранса будет аннулирован, в "Укрречфлоте" готовы отозвать иск.

"Передача
причалов могла привести к закрытию порта: мы понесли бы серьезные убытки и
потребовали бы их возмещения в судебном порядке",– сказал президент
"Укрречфлота" Валентин Касапчук. По словам начальника Ильичевского
морского торгового порта Геннадия Скворцова, речь могла бы идти как минимум о
возмещении годового объема перевалки грузов – $19 млн. "Думаю, судебный
иск и стал главной причиной того, что Минтранс отказался от передачи причалов",–
считает он.

Как отметил член
комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Виталий Корж, отмена
решения Минтранса на основании того, что оно нарушает принцип конкуренции,
создает на рынке прецедент. "Теперь в любом городе, где есть два
государственных порта, министерство будет вынуждено сохранять статус-кво. Это
означает, например, что запланированной ранее передачи причалов Керченского
рыбного порта МТП Керчи, скорее всего, не произойдет",– говорит он.

ОЛЕГ ГАВРИШ, "Коммерсантъ"