«Авлита»: гражданский диалог или партизанская война в Севастополе?

2009-07-28 15:34:13

Севастополь пережил очередной всплеск активности вокруг темы строительства в городе угольного терминала.



Напомним, 14 июля 2009 г.
состоялось пленарное заседание сессии городского совета, во время которого
депутаты рассмотрели вопрос по «Авлите», переносившийся уже два месяца из-за
протестов горожан. Изначально, с подачи депутатов от Партии регионов,
планировалось принять резолюцию, которая, фактически, открывала бы дорогу к
строительству этого одиозного объекта.

А именно – «слуги народа»
предлагали обратиться к Верховной Раде Украины и Кабинету Министров с призывом
создать комиссию, которая бы следила за соблюдением прав граждан во время
строительства и эксплуатации ЗАО «СК «Авлита» универсального перегрузочного
комплекса с угольным терминалом. Т.е., горсовет соглашался, что «строительство
и эксплуатация» состоятся, а всю ответственность хотел переложить на Киев.

Однако, во многом благодаря
пикету, организованному перед началом сессии активистами политических партий и
общественных организаций, текст резолюции был несколько смягчен, в ней
появились слова «в связи с НАМЕРЕНИЕМ» построить угольный терминал. Согласно
исправленного текста, киевская комиссия должна поработать до того, как начнется
строительство терминала, а только потом «дать добро».

Не известно, как эта словесная
эквилибристика будет воспринята горожанами, ведь многие их них требуют от
горсовета однозначного решения по запрету угольного терминала. Но по каким-то
причинам горсовет, контролируемый Партией регионов, такого однозначного решения
избегает. Хотя, на прошедшем пикете едва ли не половина манифестантов стояла с
«бело-голубыми» флагами «регионалов», что добавило событию особой пикантности.
Некоторые СМИ даже опубликовали фото лозунга с достаточно острым выпадом против
владельца «Авлиты» Рината Ахметова на фоне флагов ПР.

Важно то, что тема угольного
терминала остается одной из главных проблем, находящихся «на слуху» у
севастопольцев. И в этой связи хотелось бы детальнее остановиться на тех силах,
которые ни на минуту не дают теме угаснуть.

Один совет, два совета…

В первую очередь, анализом
возможных проблем, которые могут возникнуть вследствие строительства угольного
терминала, занимаются городские экологи – отдельные ученые и общественные
организации.

Причем, уже сегодня среди этих
граждан есть определенная конкуренция. Так, в городе существуют две «зонтичных»
организации – Совет общественных экологических организаций Севастополя (глава –
Маргарита Литвиненко) и Общественный экологический Совет по проблеме
строительства в г. Севастополе угольного терминала (недавно избранный глава –
А.В. Супрунович).

Как видно – уже в самих названиях
можно запутаться. Тем не менее, оба Совета постоянно продуцируют некие тексты,
экспертные заключения, с помощью которых пытаются рассказывать гражданам об
угрозах, таящихся за терминалом. Представители обоих Советов (часто –
совместно) участвуют в публичных акциях.

Со стороны очень сложно понять,
чем же отличается позиция данных организаций? Обе выступают против терминала,
называют одни и те же причины «почему нельзя», ратуют за проведение
общегородского референдума по данной теме…

поскольку отличий не заметно (видимо, чтобы их
обнаружить, надо серьезно углубляться в суть их деятельности), то невозможно
рационально объяснить, почему эти люди (многие их которых РЕАЛЬНО занимаются
темой терминала и на высоком профессиональном уровне ему оппонируют) не могут
объединиться, провоцируя неразбериху? Мешают личные амбиции или неприязнь?

Помимо экологов, тему угольного
терминала живо эксплуатируют мелкие политические партии и околополитические
общественные организации. В первую очередь – пророссийские. «Русский блок»,
«Русичи», ПСПУ Натальи Витренко и другие. Одним из главных постулатов работы
созданного весной 2009 года Народного фронта «Отстоим Севастополь» также
записана борьба с угольным терминалом. Параллельно с ними с терминалом воюют
левые – коммунисты и социалисты.

В январе 2009 г. во время
общественных слушаний по проблеме угольного терминала с антиавлитовскими
лозунгами активно фотографировались представители БЮТ. Потом, правда, рвение
бютовцев угасло. Видимо, их напугал призрак широкой коалиции.

Если присовокупить к оппонентам
терминала отдельных представителей ПР (есть и такие люди, которые искренне против,
но молчат, подчиняясь партийной дисциплине), то окажется, что, ситуативно
объединив усилия всех «протестантов», терминал можно просто «похоронить». Но,
видимо, из-за видового разнообразия его оппонентов сделать это не получается. А
при сохранении статус-кво – и не получится.

Таким образом, противники
терминала должны что-то менять в своей тактике и стратегии. Иначе переиграть
«Авлиту» им не удастся.

«Партизаны»

Особенностью данного этапа
развития темы угольного терминала является зарождение в Севастополе
неконтролируемых групп, которые пытаются внести свою лепту в борьбу с проектом
«Авлиты». Такие группы возникают, в основном, на основе молодежных объединений,
зачастую – неформализованных. Молодые люди в такой форме ищут самореализации.

Именно они являются авторами
антиавлитовских граффити, авторами и распространителями листовок, инициаторами
и организаторами ярких флэш-мобовских акций, типа сжигания автопокрышек перед
зданием СГГА.

По-отдельности сил у этих групп
не много. Но основная их опасность в том, что они никем не контролируются,
действуют автономно и на свое усмотрение, способны на радикальные шаги. Их
деятельность может стать катализатором для выражения недовольства широкими
массами севастопольцев. Поднимая «градус» акций, они могут постепенно приучить
общественность к агрессивным проявлениям протеста, сделают агрессию нормой.

Как следствие, призывы к силовому
противостоянию с «Авлитой» (блокирование подъездных путей, диверсии) из обычной
бравады на интернет-форумах могут стать реальностью. И городская общественность
сможет их принять и оправдать.

По нашей информации в Севастополе
действует как минимум четыре таких автономных группы, заслуживающих внимания.
Недавно в сети появился специальный веб-сайт, посвященный угольному терминалу.
Как нам удалось узнать, его создание стало сюрпризом не только для руководства
«Авлиты», но и для некоторых лидеров «антитерминального» движения. Т.е., он также
был создан неформальной, но самодостаточной группой.

Данный сайт пытается отражать все
движения в Севастополе, направленные против «Авлиты». Ресурс появился как раз
перед проведением упомянутой сессии горсовета и уже успел о себе заявить.
Поскольку о его создателях широкой публике ничего не известно, мы направили
владельцам сайта предложение дать интервью нашему сайту. Пока предложение
остается без ответа.

Таким образом, в Севастополе
наблюдается тенденция активизации «полупартизанских» субъектов, которые не
надеются на диалог с властью или собственниками «Авлиты», а пытаются «решить
проблему» терминала собственными силами. Это тревожный фактор, который нельзя
игнорировать.

В первую очередь, надо понять,
что появление «партизан» – это следствие ошибок руководства «Авлиты», которое
действительно не сумело построить нормальный диалог с общественностью. Часть
активных севастопольцев убеждена, что их не хотят слышать, их игнорируют. Как
следствие, «партизаны» попытаются заставить себя услышать с помощью силовых
акций. А эти акции будут отвечать настроениям значительной части жителей
Севастополя.

Во-вторых, тема угольного
терминала может стать предметом спекуляций на предстоящих выборах, о чем мы уже
писали. Проект будет окончательно демонизирован. Все его возможные
преимущества, вся его прогрессивность (экологическая безопасность, новейшие
технологии и др.) просто утонут в потоках огульной критики.

А вместе с терминалом может быть
похоронен и основной тезис: Севастополю необходимо искать возможности по
развитию порта, реального сектора экономики, привлечению серьезных инвестиций.
Сейчас же намечается огромный «блин комом»: есть реальный инвестор с одиозным
проектом, который в острой форме не воспринимается местными жителями.

Если собственник «Авлиты» хочет
работать в городе, а жители Севастополя хотят, чтобы в их город приходили
инвесторы не только с идеями построить угольный терминал, необходимо срочно
искать точки соприкосновения. Ведь, не наладив диалог, можно загнать проблему в
тупик.

Если «Авлита» «продавит»
необходимые решения и построит УПК с угольным терминалом, несмотря на
сопротивление общественности, в будущем она может нарваться на саботаж и
постоянные активные помехи со стороны севастопольцев, что обернется убытками.

Если же противники терминала не
попытаются увидеть в проекте плюсы и не согласятся переформулировать свои
тезисы из «нет, и точка» в «нет, потому что», «может быть да, но при таких
условиях», «этому конкретному проекту нет – другим, возможно, да», то они
отпугнут массу крупных инвесторов. А за счет строительства «наливаек» и
подпольных гостиниц такой город не выживет.

В общем, истина должна находиться
где-то посередине. Но есть ли у оппонентов добрая воля, чтобы эту середину
найти?

Валентин Каховский, для ФЛОТ-2017