О некоторых национальных особенностях перспективного развития международного круизного судоходства

2009-07-28 09:18:24

У нас много говорят о подготовке к чемпионату по футболу Евро-2012. С этими событиями связаны и некоторые надежды на увеличение заходов круизных судов, на оживление туристического бизнеса. А готовы ли мы к этому? Делаем ли что-нибудь, чтобы обеспечить основу развития?



Рассмотрению некоторых важных
вопросов, связанных с нашей рекламой за рубежом, развитием яхтенного туризма
посвящена предлагаемая Вашему вниманию статья.

В условиях глобального
экономического кризиса значительно усложняется ситуация на рынке, при которой
все же сохраняется возможность обеспечения устойчивого развития международного
круизного судоходства.

Для судоходных компаний
немаловажную роль играют маркетинговые исследования, направленные на
определение стабильности экономической и политической ситуации в портах
государств предполагаемых заходов, формирование бизнес-планов планируемых
круизов и, в первую очередь, — определение ценовой политики в условиях
нестабильной ситуации на курсовом рынке основных валют при условно постоянной
или же реально прогнозируемой ценовой ситуации на рынке услуг.

В этой связи украинским
компаниям, осуществляющим сервисную деятельность на морском транспорте, и, в первую
очередь, в системе международного круизного бизнеса, совместно с
государственными властными институтами, необходимо приложить максимум усилий
для продвижения своего бизнес-продукта на международном рынке. В настоящее
время, несмотря на сложную экономическую ситуацию как на внутреннем, так и на
внешнем рынках, украинские компании, работающие в сфере круизного бизнеса,
имеют редкую возможность устойчивого перспективного развития в черноморском
регионе в связи с грядущими важными международными спортивными событиями:
чемпионатом Европы по футболу (Украина 2012 г.) и зимними олимпийскими играми
(Сочи 2014 г.). Необходимо помнить, что данным спортивным мероприятиям будет
предшествовать изучение зарубежными судоходными компаниями возможностей более
интенсивного развития круизного судоходства на Черном море (усиление кризисных
явлений на средиземноморье; увеличение интереса потенциальных туристов к
черноморскому региону и т.п.). Естественно, самому пристальному анализу будут
подвергнуты факторы, оказывающие влияние на устойчивость и эффективность
сервисной деятельности морских портов, агентских и туристических компаний,
работающих в исследуемом регионе.

Не имея возможности проведения
обширного анализа всех факторов, повышающих эффективность круизного бизнеса, в
рамках одной журнальной статьи, хотелось бы остановиться на рассмотрении
некоторых из них: анализ состояния рекламной деятельности и развитие
возможностей международного яхтенного туризма.

Анализируя состояние комплекса
рекламных мероприятий, проводимых за рубежом, необходимо отметить, что важным
фактором, сдерживающим развитие круизного бизнеса в Украине, является слабая
активность украинских компаний в продвижении их сервисного бизнес-продукта на
международном рынке. К сожалению, у большинства национальных компаний
отсутствует четкое представление о том, что эффективность продвижения продукта
является результатом коммуникации. Реальной возможностью представления
национальных достижений в развитии круизного бизнеса является участие
украинских компаний в работе специализированных международных выставок, таких
как Международная конвенция по круизному судоходству (Seatrade Cruise Shipping
Convention) в Майми Бич (США). Этот крупнейший международный форум ежегодно
собирает представителей всех ведущих мировых компаний, определяющих политику
развития круизного судоходства на перспективу в международном аспекте.

Важность участия в этой
международной Конвенции национальных компаний определяется не только
необходимостью в формировании перспективной политики в развитии круизного
судоходства, но и главное, — в продвижении рекламного туристического продукта
представляемого региона.

Дело в том, что на данном форуме
четко сформирована концепция рекламных действий, способствующих развитию тех
или иных регионов, активно участвующих в международном круизном бизнесе.

В свое время у автора была
возможность поинтересоваться мнением представителей многих крупнейших
зарубежных компаний о возможности значительного расширения круизного бизнеса в
северном Причерноморье, т.е. в портах Украины, емкость круизного рынка которых
позволяет увеличить количество заходов пассажирских судов в несколько раз уже в
ближайшие годы. Ответы сводились в основном к одной идее: "Значительного
увеличения не произойдет, пока вы не научитесь активно рекламировать и
продвигать туристический продукт своего региона, а не рассказывать о ваших
личных достижениях".

Автору уже приходилось писать о
том, что для правильного понимания современных психологических аспектов работы
на международном рынке необходимо раскрыть емкое значение английского термина
“destination” (цель). В понимании современной идеологии круизного бизнеса — это
продвижение коллективного продукта своего региона на международный рынок. Это
именно коллективный труд, объединяющий усилия множества компаний (зачастую
индивидуально работающих как конкуренты), который должен продемонстрировать все
лучшее, созданное в регионе, представляемом этими компаниями. И только тогда,
когда предложенным комплексным продуктом (в нашем случае комплексной информацией
обо всем, что связано с круизным бизнесом: состояние портовых пассажирских
терминалов, работа портовых агентов и туроператоров, развитие объектов показа и
уровень сервиса, организация работы властей, возможность упрощения таможенных и
иммиграционных формальностей и т.д.) заинтересуются на международном рынке,
можно будет говорить и об эффективности работы отдельных компаний, участвующих
в данном бизнесе. То есть, достижение личного успеха напрямую зависит от
успешного продвижения регионального коллективного продукта.

Следует понимать, что участие в
международных круизных конвенциях — это не разовые праздные поездки отдельных
участников, а весьма ответственное дело, продвигающее бизнес-продукт на
международном рынке. Прерывать цепочку участия в подобных событиях в качестве
непрерывного процесса ни в коем случае нельзя. Один раз забудут — долго
вспоминать придется. Ведь на каждом форуме устанавливаются контакты,
завязываются деловые знакомства (и на личном уровне также!), заключаются
контракты не на короткий период времени. Поэтому вопросы типа: "Расскажите
о сегодняшних достижениях" выглядят, по крайней мере, наивными. Как уже
говорилось выше, ведущими судоходными компаниями программы развития на
2012—2014 гг. разрабатываются уже сегодня.

К сожалению, мы должны
констатировать, что украинские компании, осуществляющие сервисную деятельность
в системе международного круизного бизнеса, в сегменте перспективного
планирования занимают место в хвосте очереди, где впереди стоят востребованные,
давно и упорно продвигаемые бренды.

Рассматривая проблемы развития
международного круизного судоходства, мы зачастую забываем, что достаточно
большую долю в сегменте этой сферы бизнеса занимает яхтенный туризм. О
перспективах развития яхтенного туризма в черноморском регионе в последние годы
не говорил, пожалуй что, только ленивый. На практике же, кроме яхтенных марин
на одесском морвокзале и в Балаклаве, достаточно приличного места для приема
современных круизных яхт в украинских портах Черного моря попросту не
существует. А ведь яхтенный туризм — очень перспективный вид развития круизного
бизнеса. Казалось бы, за неимением в достаточном количестве оборудованных мест
для приема круизных яхт в морских портах, необходимо создать условия
наибольшего благоприятствования при приеме и обслуживании наших гостей. В этом
случае можно было бы рассчитывать на приток инвестиционного капитала для
дальнейшего развития системы яхтенных стоянок.

Не имея возможности в рамках
журнальной статьи остановиться на всех проблемах, с которыми сталкиваются
яхтенные экипажи в украинских портах, остановимся на рассмотрении некоторых
вопросов, связанных с выполнением таможенных и иммиграционных формальностей при
заходе круизных яхт в порты Украины.

По сложившимся современным
международным нормам, для оформления яхтенного захода в иностранный порт,
капитан предоставляет властям три основных документа:

— судовую роль;

— судовой билет;

— транзитный лог, в котором
проставляются отметки иммиграционной, таможенной и др. контролирующих служб.

В зарубежных портах оформлением
яхт занимается самостоятельно судовой агент. На борт яхты не поднимается никто,
кроме агента.

В портах Украины оформление яхт
производится согласно соответствующему постановлению КМУ "Об утверждении
порядка пропуска яхт через государственную границу". Как следует из
требований этого документа, в состав комиссии по контролю яхт, их экипажа и
пассажиров входят представители пограничного и таможенного контроля, а также —
ветеринарного, экологического, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля
и контроля за перемещением культурных ценностей. Капитан яхты должен
предоставить этой контролирующей группе чиновников:

— судовую роль (4 экз.);

— документы, дающие право въезда
в Украину членам экипажа и пассажирам;

— список пассажиров (4 экз.);

— декларации о наличии на борту
яхты наркотических средств, оружия и боеприпасов (2 экз.);

— декларацию о судовой кассе (2
экз.);

— список яхтенных запасов (2
экз.);

— общую таможенную декларацию
(всем членам комиссии);

— таможенные декларации членов
экипажа (2 экз.);

— таможенные декларации
пассажиров (2 экз.);

— морскую медико-санитарную
декларацию;

— свидетельства о
профилактических прививках членам экипажа и пассажирам (по мере необходимости);

— документы, подтверждающие право
собственности на яхту и т.д, и т.п.

Фактически от яхты, заходящей в
украинские порты, требуется подготовка огромного количества документов. Во
всяком случае, не менее, чем от крупных круизных судов, имеющих на борту
немаленькую пассажирскую службу. Естественно, что после такой встречи многие
зарубежные яхтенные туристы более не помышляют о повторном возвращении в наши
черноморские порты, да и своим визави не советуют прокладывать курсы в этом
направлении. Морские путешественники прекрасно понимают, что любое государство
должно организовывать таможенный, иммиграционный и другие виды пограничного
контроля. Однако этот контроль должен все же соответствовать общепринятым
международным нормам, не выходя за рамки разумной необходимости.

Как следует из вышеизложенного,
украинские компании, осуществляющие сервисную деятельность в системе
международного круизного бизнеса, практически не готовы к продвижению своего
регионального бизнес-продукта на международный рынок согласно современным
маркетинговым требованиям. Более того, не принимается действенных мер по
созданию привлекательного бизнес-продукта в такой перспективной сфере круизного
судоходства, как яхтенный туризм. Затронутая нами проблема оформления яхт
составляет небольшую часть комплекса сложно решаемых проблем:
неприспособленность причалов; недостатки в обеспечении безопасности стоянки
элитных яхт; сложности с бункеровкой пресной водой и топливом, подключением яхт
к береговому электропитанию и др.

Время для решения вышеуказанных
проблем еще имеется. Однако, если в ближайшем будущем не будут приняты меры по
изменению некоторых действующих нормативных актов, регламентирующих порядок
пересечения яхтами государственной границы и их оформления в морских портах, не
будет изменена система контроля и практика оформления контролирующими органами
пассажирских круизных судов и яхт, не изменится отношение украинского бизнеса к
требованиям современной системы продвижения регионального продукта на
международный рынок, мы опять останемся на обочине праздничных событий 2012 г.
и 2014 г., и туристический потенциал черноморских портов Украины останется
невостребованным еще на долгие годы.

Виктор Селиванов, заслуженный
работник, транспорта АРК, академик ТАУ, Журнал
"Транспорт"
.