2009-07-23 16:05:15

Юбилей – не лучшее место для решения наболевших вопросов: здесь поздравляют и чествуют. В таком духе прошло торжественное собрание во Дворце моряков, посвященное 50-летию морской аварийно-спасательной службы (МАСС).



Торжественную часть открыл
директор ГП МАСС Андрей Григорьев. Об истории становления службы и ее
сегодняшнем дне подробно и обстоятельно рассказал начальник
эксплуатационно-технической службы ГП МАСС Феликс Краснянский. Его доклад был
выдержан в информационно-цифровом духе. За перечислениями дат, переименований,
фамилий, «отработки подводных часов» и другой профессиональной лексики и
статистики виделись сотни непростых судеб людей, – сидящих сегодня в зале и
тех, кого они почтили минутой молчания.

Но общий настрой ветеранов-спасателей
был оптимистическим – благодаря организаторам и несгибаемому морскому
характеру. Ведь, несмотря на глобальный «потоп» девяностых и историческое
«крушение» страны, которой служили собравшиеся на юбилейную встречу, они
выстояли и продолжают нести свою вахту.

Правда, буксиры с гордыми
названиями – «Леопард», «Кондор», «Гриф» и «Орел» – сданы в аренду. С задачами,
очерченными пятьдесят лет назад и откорректированными временем государственного
переустройства, успешно справятся и спасательные буксиры «Светломор-4» и
«Сапфир». Именно они «обеспечивают аварийно-спасательную вахту в морской зоне
ответственности Украины на Черноморско-Азовском бассейне», как отчитался
докладчик.

Немаловажно, что «Министерство
транспорта и связи и Укрморречфлот оказывают посильную финансовую поддержку ГП
МАСС. Это дает возможность сохранить кадры предприятия, осуществить ремонт
плавтехсредств, оборудования ликвидации разливов нефти», и вообще предприятие
«в основном сохранило свой технический потенциал и готово к выполнению
возложенных на него задач» (источник тот же).

Поздравил ветеранов и заместитель
министра транспорта и связи Украины, председатель Государственной администрации
морского и речного флота Михаил Чубай, чью телеграмму торжественно зачитал
председательствующий.

Искрящийся юмором председатель
совета ветеранов, заместитель председателя профсоюзного комитета Василий Грыжа
пожелал коллегам так же оптимистически встретить 75- и 100-летие службы. В
сопровождении аплодисментов поднялся на трибуну один из первых начальников СПДС
Геннадий Леонтьев, напомнивший самую актуальную в наш индивидуалистический век
аксиому: «Без коллектива мы бы ничего не сделали». Много теплых и благодарных
слов было сказано в адрес бывшего начальника ЧМП Алексея Данченко, талантливого
хозяйственника и государственного деятеля, Героя Социалистического Труда (эти
звания, несмотря на смещение акцентов, всегда хочется писать с прописной буквы
– как символ эпохи, в которую создавалось больше, чем продавалось). Активно
работает в организации принявший эстафету отца Илья Леонтьев, поблагодаривший
ветеранов, наставников от имени своего поколения.

«Людей неинтересных в мире нет,
их судьбы – как истории планет». Ведь в подъеме крупнотоннажного судна
«Моздок», затонувшего вместе с грузом ядохимикатов после столкновения с
болгарским танкером «Лом» в Одесском заливе зимой 1972 года, большую роль
сыграли не только еще один легендарный руководитель Экспедиционного отряда
АСПТР Лев Кильчевский, которому ветераны не раз отдавали дань памяти; не только
один из моих интересных собеседников Юрий Пашковский, участвовавший во всех
крупных судоподъемных операциях. И в аварийных работах на «Адмирале Нахимове»
были заняты десятки спасателей, многие из которых сегодня встречаются с
друзьями своих молодых лет.

– Некоторых из них я не видел лет
двадцать-тридцать, – признается один из награжденных Почетной грамотой
Государственной администрации морского и речного транспорта Геннадий Филатов,
судовой механик с сорокалетним стажем. Он мечтал о романтике моря еще в раннем
детстве, самые яркие впечатления из которого – шторм. Пятнадцатилетним
мальчишкой приехал из Узбекистана в Одессу, чтобы навсегда связать с морем
жизнь. Распределение на Дальний Восток (которое для многих казалось тогда
наказанием) считает сейчас, оглядываясь на богатую биографию, счастливым
билетом, выпавшим ему в жизни: оно подарило ему общение и работу с людьми
великой силы и чистоты души.

…Работа спасателей такова, что
лучше бы ее было поменьше. В промежутках между аварийно-спасательными и
подъемными работами водолазов, механиков, судокорпусников, матросов и
командиров – маневры, отработка технических навыков, освоение и внедрение новой
техники, подводная очистка корпусов судов, полировка винтов, новые виды
подводного судоремонта – обычные рабочие будни, каждый из которых проверяет
человека на прочность.

Может, поэтому, несмотря на годы,
выглядят юбиляры подтянуто, бодро, как всегда, не собираясь сдаваться коварной
жизни, подбрасывающей очередные испытания. Сегодня они вспоминают все светлое,
что выпало на их долю, и, хотя в 1991-м их служба была как никогда близка к
развалу, сегодня они, несмотря ни на что, вместе. И, несмотря ни на что, в
строю.

Ирина ДЕНИСОВА, Украинская
транспортная газета "Моряк"