2009-07-21 17:32:38

В конце июня в Поти прошли заседания Советов директоров по совместной эксплуатации железнодорожных паромных переправ Ильичевск-Варна и Варна-ПотиБатуми-Ильичевск, которые поставили под сомнение будущее трехсторонних соглашений между Украиной, Болгарией и Грузией в области паромных перевозок на Черном море.



В документах, принятых на Совете
директоров сказано: «… назначенные предприятия с болгарской стороны намеренно
игнорируют действующую нормативно-правовую базу и срывают перевозки на линии
Ильичевск- Варна.» Болгария создает «предпосылки для скорейшей переориентации
грузов в обход Украины на недавно открытую железнодорожно-паромную линию
Порт-Кавказ-Варна».

Эти планы уже активно осуществляются
болгарской стороной. На прошлой неделе, принадлежащий российским судовладельцам
паром «Авангард», в очередной раз осуществил рейс Порт-Кавказ – Варна с
вагонами, загруженными оборудованием для строительства софийского метро. Особо
следует подчеркнуть, что это был груз, который ранее был предназначен для
перевозки по маршруту Ильичевск-Варна в рамках трехстороннего сотрудничества
между Украиной, Болгарией и Грузией. Планируется, что в дальнейшем к российским
паромам на линии Порт-Кавказ – Варна присоединятся и болгарские морские
паромные перевозчики.

По заявлениям болгарского
министерства транспорта железнодорожная переправа «Кавказ-Варна» уже в 2009
году сможет напрямую пропустить через себя до 500 тысяч тонн грузов, в том
числе и нефть, минуя Украину Уже в ближайшее время на этой линии планируются
поставки оборудования и материалов, предназначенных для строительства
российско-болгарских энергопроектов АЭС «Белене», газопровод «Южный поток»,
нефтепровод «Бургас- Александруполис». По их подсчетам к 2013 году грузопоток
на этой линии может увеличиться до 2 млн. тонн в год.

Ранее на протяжении более чем 30
лет все подобные перевозки осуществлялись через железнодорожную паромную
переправу Варна – Ильичевск транзитом через порт Ильичевск и «Укрзализницу».

Сегодняшняя ситуация
свидетельствует о том, что Болгария «де-факто» игнорирует трехстороннее
соглашение в области железнодорожных паромных перевозок с Украиной и Грузией.
Уже в ближайшее время ожидается подписание двухстороннего соглашения между
Болгарией и Грузией по организации паромной линии Варна-Поти/Батуми, проект
которого направлен болгарской стороной в Грузию без всякого уведомления своих
украинских партнеров. Это сократит транзитный потенциал Украины еще на 200 –
300 000 т тонн грузов в год.

Интересно, что вынашивая планы
открытия прямого железнодорожного паромного сообщения в обход Украины с Россией
и Грузией, болгарская сторона планирует сохранить статус-кво на линии
Украина-Грузия, а при удобном случае – расширить свое присутствие на украинско-грузинском
транспортном рынке. Такое понимание партнерства явно не может устраивать
украинскую сторону. Как отмечают эксперты, переориентация паромных грузопотоков
в обход Украины в условиях кризиса и общего спада объема перевозок серьезно
задевает интересы украинских транспортников и может повлечь в Украине как
финансовые потери от сокращения транзита, так и потери рабочих мест на
предприятиях, связанных с обслуживанием транзитных грузопотоков .

Подобные действия болгарской
стороны требуют немедленного рассмотрения Министерством транспорта и связи
Украины вопроса о целесообразности дальнейшей совместной работы с болгарскими
морскими перевозчиками на линии Украина – Грузия. Ранее болгарские паромы
перевозили до 50 % , а иногда и более всего данного грузопотока, который на 95
% состоит из украинских экспортно-импортных грузов.

Характерно, что болгарская
сторона не скрывает, что в возникшем транспортном конфликте с Украиной будет
пытаться заручиться поддержкой структур Евросоюза и ВТО для оказания давления
на своих украинских оппонентов. Как показывает опыт решения спорных вопросов в
области экономических интересов между Украиной и другим новым членом Евросоюза
– Румынией, украинские высшие чиновники нередко пасуют в подобных ситуациях ,
предпочитая заигрывание перед Евросоюзом защите национальных экономических
интересов. Однако сейчас ситуация может и должна развиваться по иному сценарию.
Железнодорожно-паромные перевозки на Черном море – единственный сегмент
судоходства, где Украина за время независимости не только не потеряла своих
позиций, но и существенно их упрочила, став региональным лидером в этой
области. Раздача национальных грузопотоков иностранцам и ликвидация рабочих
мест может слишком дорого обойтись чиновнику или политику любого ранга, тем более
в разгар экономического кризиса и в преддверии выборов.

Михаил ПОСТАН, Профессор,
заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Одесского национального морского
университета, академик Транспортной академии Украины, Odessa_Daily.