2009-07-16 08:10:31

Минтранс передумал разрывать все договоры о совместной деятельности в портах, а Минэкономики надумало забирать в казну портовые сборы.



Как стало очевидно на прошлой неделе, уверенность в том, что не слишком разумно безоговорочно расторгать все договоры о совместной деятельности, заключенные между отечественными морскими торговыми портами (МТП) и частными компаниями, готовы разделить и в Министерстве транспорта и связи Украины. Возникает навязчивое ощущение, что с каждым днем после ухода с должности главы ведомства Иосифа Винского взгляд ведомства на деятельность портов становится все более прагматичным.

В прошлый вторник, 7 июля, замминистра транспорта и связи — глава Государственной администрации морского и речного транспорта Михаил Чубай сообщил, что было решено продлить срок перезаключения договоров о совместной деятельности до 1 августа текущего года. Напомним: 23 октября 2008 г. на коллегии “Укрморречфлота” было принято решение об официальном отказе от такой формы сотрудничества с частными инвесторами, как договор о совместной деятельности. Соответствующий приказ Минтранссвязи (№152) увидел свет 31 октября.

После чего начальникам МТП было поручено в обязательном порядке до 1 января 2009 г. “проработать совместно с компаниями новый формат правоотношений”. Но портовики, так сказать, профилонили приказ министерства и поручение не выполнили. Тогда г-н Винский в средине марта издал приказ, в котором было сказано, что в трехмесячный срок, т.е. до 17 июня, начальники портов должны расторгнуть все договоры о совместной деятельности. Но и это пожелание тогдашнего министра было выполнено лишь частично, поскольку процесс расторжения договоров оказался не таким уж простым: контракты можно разорвать либо по обоюдному желанию сторон (таких желающих было катастрофически мало), либо в судебном порядке (для этого понадобится не один месяц). Да и сами портовики, как отмечают эксперты, осознавая абсурдность намерений Минтранссвязи, не слишком спешили предпринимать какие-либо решительные шаги, поскольку другого варианта привлечения инвестиций, кроме, например, благотворительных взносов, по сути, нет.

Теперь же, как обещает г-н Чубай, процесс расторжения договоров будет крайне продуманным: “Недавно состоялось заседание по этому вопросу, мы продлили этот срок, поскольку в каждом порту существуют разные виды совместной деятельности, они оформлены разными договорами, и нужно время, чтобы разобраться, каким именно образом перезаключать или расторгать эти договоры”. Кроме того, в министерстве осознали, что расторгать все договоры крайне неразумно. “Мы рассматриваем конкретно каждый случай, потому что договор можно расторгнуть, а, в итоге, ничего не получить. Например, так сложилось с нефтяным терминалом в Одесском морском торговом порту. Ведь если полностью разорвать договоры о совместной деятельности с инвесторами, терминал утратит свою привлекательность, и транзит российский нефти через него прекратится. А это, в свою очередь, приведет к потере портом и государством миллионов долларов”, — пояснил г-н Чубай.

А как у них?

Согласно международной практике, канальный, корабельный, причальный, санитарный и якорный сборы на законодательном уровне закреплены как доходы именно морских портов и являются единственным источником финансирования обеспечения гарантированной безопасности судоходства в портовых водах.

Придумали

Но не успели портовики перевести дыхание, как на их деятельность решила обратить внимание премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. В начале июля она поручила первому замминистра транспорта и связи Василию Шевченко до конца недели изучить обоснованность действующих ставок портовых сборов. “В течение этой недели организуйте проверку так называемых портовых сборов, и если подтвердится информация, что они увеличились на 70%, увольняйте всех, кто к этому причастен”, — сказала г-жа Тимошенко. Такое заявление премьера было сделано в ответ на жалобы аграриев о необоснованном повышении в текущем году портовых сборов. Напомним: до этого, 20 августа 2008 г., Кабмин постановлением №769 повысил уровень сборов в отечественных портах на 58%. И на тот момент всех это вроде бы устраивало. Теперь же, как отмечает Сергей Горчаков, вице-президент Коллегии юристов морского права (г.Одесса; с 2006 г.), поскольку экспортерам в условиях экономического кризиса живется не очень сладко, они пытаются всеми возможными способами минимизировать свои расходы, чтобы сохранить прибыль, поэтому и “стучат” Кабмину на портовиков. При этом, как отмечает один из представителей МТП, пожелавший остаться неназванным, кроме экспортеров-аграриев, правительству “постукивают” металлурги. И первые, и вторые требуют снижения для них портовых сборов. По словам анонима, поскольку “просители” весьма настойчивы, он не исключает, что Кабмин пойдет у них на поводу и введет льготные условия обслуживания их в портах, наподобие того, как осенью прошлого года был введен мораторий на повышение железнодорожных тарифов для металлургов. Такой исход событий возможен и по мнению г-на Горчакова. К тому же повод для введения данной меры вскоре может найтись: в Минтранссвязи готовят новый тарифный сборник для портов; вот к его презентации, как было в случае с железной дорогой, скорее всего, приурочат и введение моратория. Видимо, презентацию сборника и имел в виду г-н Чубай, говоря о том, что через две недели Минтранссвязи озвучит результаты изучения “сборного” вопроса, после чего некоторые портовые сборы таки будут изменены. Правда, как отмечает Сергей Горчаков, регулирование портовых сборов — вопрос весьма скользкий, поскольку их статус до сих пор четко не определен законодательством. “Если эти сборы — фискальные, то они должны поступать в Госказначейство и оттуда перераспределяться на тендерной основе между портами. Если же нет, почему тогда нигде не указано, что порты осуществляют монопольные виды деятельности, и почему их тарифы не регулирует соответствующее ведомство?” — говорит он.

К слову, облегчать судьбы и карманы портов решило также Министерство экономики. Как сообщил Арнольд Нырко, советник по правовым вопросам Ассоциации портов Украины “Укрпорт” (г.Одесса; с 2001 г.; объединяет 47 членов), Минэкономики задумало отнести ряд производственных видов деятельности МТП к разряду государственных услуг, а деньги за их оказание перечислять в Госказначейство, т.е. сделать портовые сборы таки фискальными. В перечень таковых, по версии Минэкономики, попадут канальный, корабельный, причальный, санитарный и якорный сборы. “Но указанные сборы имеют четкое целевое назначение и используются для покрытия затрат на проведение работ, возникающих во время производственной деятельности портов”, — отмечает г-н Нырко (см. “А как у них?”). При этом если порты лишаться этих сборов, многие из них могут оказаться в весьма плачевном положении, поскольку самые крупные из них до 15% дохода в лучшие годы получали именно за счет портовых сборов, а у более мелких доля этих сборов обеспечивала 50-60% доходов. Но в нынешних неблагоприятных экономических условиях, когда перевалка груза, как и поступления от этого вида деятельности, уменьшилась, потеря такого источника доходов, по мнению г-на Горчакова, приведет к банкротству мелких портов. Поэтому, во избежание печальных последствий, “Укр­морпорт” 22 июня разослал официальные письма в Кабмин, Верховную Раду и Минтранссвязи с просьбой воспрепятствовать Минэкономики в реализации его намерений.

Ангелина Бакалинская, business.ua