2009-07-14 16:46:06
Феодосийская судостроительная компания «Море» готовится к выполнению контракта на поставку Китаю средних десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр».
По информации источников , контракт на строительство четырех кораблей этого типа был подписан в конце 2008 года и вступил в силу в мае нынешнего года после подписания межправительственного украинско-китайского соглашения по обеспечению выполнения этого контракта. Условия соглашения предполагают строительство двух кораблей в Феодосии на заводе «Море» и еще двух в Китае — с передачей технической документации заказчику.
Корабли оснащаются газотурбинными установками общей мощностью 50 тыс. л.с. производства ГП НПКГ «Заря-Машпроект». Значительная часть критических компонентов: прессованные алюминиевые панели для корпуса корабля, гибкое ограждение воздушной подушки («юбка»), воздушные винты, нагнетатели, — производятся исключительно в России. Интерес Китая к покупке «Зубров» обозначился еще в начале 2000-х годов. Последние несколько лет периодически появлялись сообщения о скором и успешном завершении переговоров. Параллельно с ФСК «Море» производство аналогичных кораблей налажено в России. Проект 12 322 СДКВП «Зубр» разработан ЦМКБ «Алмаз», там же осуществляется его серийное производство. Но наличие двух относительно независимых от поставок соседских узлов и комплектующих породили жесткую конкуренцию. По данным источников , китайцы пытались купить «Зубры» и техническую документацию к ним и у российских производителей. Однако предложение россиян о строительстве у себя 10–15 единиц и последующей передаче документации не устроило покупателя.
С одной стороны, желание продать «Зубры» и технологию производства подороже обусловлено уникальностью этого корабля, аналогов такого размера в мире нет. ЦМКБ «Алмаз» считает себя единственным официальным владельцем серийной технической документации на «Зубр», тогда как на «Море», по мнению представителей ЦМКБ, находится экспериментальная. В то же время продажу «Зубров» в Китай в России считают очередной попыткой выпуска контрафактной продукции, которая нарушает российские интересы. В англоязычной версии журнала «Национальная оборона», приуроченной к IV Международному военно-морскому салону, который в конце июня состоялся в Петербурге, в статье «Контрафактные «Зубры»?» утверждается со ссылкой на источник в Рособоронэкспорте, что ФСК «Море» или другая украинская компания не имеет права подписывать контракт на производство этого типа кораблей без предварительного согласования и соответствующего участия российской стороны. А пресс-служба ЦМКБ «Алмаз» заявила, что украинская сторона нарушила российско-украинское межправительственное соглашение от 2006 года о взаимной защите прав на интеллектуальную собственность, полученную в процессе двустороннего ВТС, так как Украина передает техдокументацию на «Зубр» без согласия российской стороны. Такое информационное давление, очевидно, имеет целью ухудшение репутации украинских производителей. В случае подписания с КНР соответствующего контракта вряд ли российская сторона согласовала бы это с украинской стороной с оглядкой на то же соглашение о защите интеллектуальной собственности и своих позиций. С учетом уже заявленной позиции можно ожидать очередного нагнетания обстановки (по крайней мере, на официальном уровне) в отношении китайского контракта. Правда, даже в России не исключают, что «Море» может получить необходимые комплектующие — предприятия, которых коснулся финансово-экономический кризис, поставят необходимые детали «в обход» запрета.
Корреспонденту не удалось связаться с гендиректором завода «Море» Виталием Кривенко. Однако, очевидно, что для ФСК «Море», в свою очередь, выполнение контракта может стать шансом на выживание. С 2007 года акции завода выставлены на продажу, однако покупателя до сих пор нет. Теоретически завод в состоянии выполнить контракт, если себестоимость работ будет отражать нынешние затраты (а за последние годы они повысились в разы).
Выгодным для Украины этот контракт является и с точки зрения узости рынка для кораблей типа «Зубр». Единственный экспортный контракт был подписан в 2000 году минобороны Греции с Рособоронэкспортом и Укрспецэкспортом, по которому стороны поставили заказчику по два корабля. В 2002 году Греция дополнительно заказала в России еще один «Зубр», и на этом его экспортные перспективы оказались исчерпаны.
Наталья Печорина, «Комментарии»