2009-07-09 10:37:55

В наше время многие люди как у нас в стране, так и за рубежом не просто имеют свои яхты, но и совершают на них путешествия в дальние страны.



Ведь настоящими спортсменами-крейсеристами
(дальние морские походы на яхте называют крейсерскими, а яхтсменов —
крейсеристами) романтики моря становятся только с того момента, когда они
«перерезают пуповину», связывающую их с берегом, с постоянной работой и всеми
теми благами цивилизации, которые дают людям чувство постоянства, защищенности,
уюта.

Сделать такой шаг не так уж
легко. Нужно отказаться от многих привычных вещей: дома, ритма жизни,
окружения. Смелость сделать такой шаг дана не каждому, и потому круг настоящих
крейсеристов не слишком широк. Что же приобретают эти люди взамен утраченного?
Прежде всего — свободу и огромный новый мир, в котором только ты, твой экипаж,
твоя белокрылая яхта и вся планета! Согласитесь, это не так уж и мало.

Крейсеристом может стать человек
любого возраста и социального положения. Мы встречали в далеких портах и
гаванях и очень молодых людей (18-25 лет), и совсем пожилых (по-нашему —
пенсионеров), у которых за плечами — десятки тысяч миль, пройденных в морях и
океанах.

Но в основном — это люди среднего
достатка и возраста. Богатые не в силах оставить свой бизнес и променять
устоявшийся быт на морские скитания, а бедным каждодневные заботы не позволяют
так окрылено и возвышенно мечтать и, самое главное, воплощать свои мечты в
реальные морские походы. И все же одни уходят в море семьями, с друзьями,
любимой девушкой. Другие, оставив попытки реализовать себя на суше, уходят в
одиночное плавание, надеясь на свои силы, талант и удачу.

Настоящих
спортсменов-крейсеристов можно сразу узнать по чистоте на палубе и
обезоруживающей улыбке при встрече. Они приветливо помашут рукой, когда яхты
расходятся бортами в море. При случае окажут посильную помощь в порту при
швартовке, отходе, заправке и так далее. Потому что открытость и
доброжелательность — главные черты в характере крейсеристов. Они позволяют
быстро войти в иную культурную среду и не наделать при этом грубых,
непоправимих ошибок.

Что же это за люди такие и что
помогает им выживать вдали от всего и вся?

Прежде всего, это — Универсалы, с
большой буквы. Каждый из них — ходячая энциклопедия всевозможных знаний,
начиная от глубоко практических, таких, как парусное дело, навигация,
метеорология, радио, электричество, электроника, и до сугубо гуманитарных
дисциплин, которые не позволяют разуму прийти в замешательство ни в минуту
смертельной опасности, ни в долгие, монотонные месяцы автономного плавания.

Ну и, конечно, они – великие
рукоделы. Ведь в дальнем походе нельзя надеяться на дядю со стороны. Весь
яхтенный сервис в чужих странах очень дорог. Потому ремонт судна, механизмов,
оборудования полностью лежит на плечах экипажа.

Реальность, в которой живут
крейсеристы, необычна и удивительна. Помню, в одной из гаваней Италии на
стоящей у причала по соседству яхте вышел из строя двигатель, без которого
большинство иностранных яхтсменов не рискнет выходить в море. Так вот, капитан
соседней яхты полдня вызванивал сервисно-техническую службу, которая по
каким-то причинам не спешила прийти на помощь. Расстроенный моряк обратился к
нам. Языковой барьер мы успешно преодолели, вспомнив школьный и вузовский курс
иностранных языков и призвав на помощь безотказного переводчика — энергичную
жестикуляцию. Мы спустились в яхту, нашли распределительный щит с цветными
предохранителями и отыскали перегоревший. Хозяин роскошной яхты только разводил
руками. Запасных предохранителей в своем хозяйстве он не нашел. И тут на
коротком консилиуме прозвучало обычное в нашей практике предложение: установить
«жучок». Хозяин яхты заволновался — такое название запчасти ему не было
знакомо. Хотя бы приблизительного перевода для нашего «ноу-хау» не нашлось. Тем
не менее, двигатель заработал! Восхищению капитана не было границ. Он неустанно
повторял: «Рашен жюк»! Потом бросился в каюту, достал из холодильника упаковку
пива и с уважительным поклоном передал ее на борт нашей «Амазонки».

Похоже, мы присутствовали при
рождении еще одной легенды о русских умельцах. Для многих за границей Украина —
это русские. Одесса, Севастополь — широко известные порты. Расставаясь с
соседями по причалу, мы договорились о продолжении дружеских контактов. В
лексиконе итальянцев появились новые слова: «порт Бердянск на Азовском море».

Но вернемся к нашей теме. Парус и
яхта позволяют достичь самых отдаленных уголков нашей планеты без серьезных
(относительно, конечно) материальных затрат. А само движение под парусом
приносит ощущение радости и свободы. Ты — одно целое с этим удивительным и
прекрасным миром реальности и воплощенной мечты! Это мир обитаемых и
необитаемых островов, экзотических стран, мир подводных погружений и
экстремальных приключений, штормов, ураганов и изнуряющих штилей, интересных
встреч и грустных расставаний, большой любви и преданной дружбы.

На суше все мы погрязли в мелких
бытовых заботах, экономических проблемах и политических скандалах. И так
хочется рассказать всем о красоте желтого острова Мальта или фантастических
играх дельфинов у берегов Пелопонеса, о фантастических закатах на Адриатике или
штормах, пережитых в Средиземке… Но это надо самому увидеть и почувствовать…

В нашей стране настоящий яхтенный
крейсерский спорт только начинает зарождаться. В том, что его практически не было
раньше, виноваты сначала железный занавес (из-за которого были невозможны
дальние яхтенные походы), потом — последствия перестройки, которые, по сути,
разрушили парусный спорт в нашей стране. И только сейчас, когда средний класс
встал на ноги, яхтинг начал развиваться. И тут на нас обрушился мировой кризис.

Но будем оптимистами. Я обращаюсь
ко всем, кто по-настоящему любит море. Стройте и приобретайте яхты, получайте
первичные знания в клубе юных моряков — КЮМе — у опытных тренеров и мореходов.
В Бердянске при нем открыта школа и для взрослых.

Чтобы познать этот образ жизни,
нужны прежде всего желание и смелость. Как только эти две составляющие
становятся для человека движущими, считайте, полдела сделано. Я верю, что новые
времена в нашей стране и в Бердянске расширят границы морского братства,
которое уже не раз доказало свои возможности в дальних морских походах.
Поднимайте паруса и — в дорогу за мечтой по бескрайним морским просторам.

Владимир БЕЗВЕРХИЙ, Бердянские
ведомости