2009-07-07 10:45:20

“Трансинвестсервис” (ТИС) российского бизнесмена Алексея Федорычева, управляющий четырьмя причалами в порту “Южный” – одном из крупнейших в Украине,– требует от порта возмещения стоимости дноуглубительных работ. Если требования компании будут удовлетворены, аналогичные иски грозят всем госпортам, что может сказаться на их финансовом состоянии, считают эксперты. В правительстве уже пообещали обратиться в силовые ведомства для защиты интересов государства.



В 2005-2007 годах компания "Трансинвестсервис" без согласования с
портом "Южный" провела дноуглубительные работы на четырех причалах,
чтобы принимать крупнотоннажные суда. В январе этого года, как стало
известно Ъ, ООО "ТИС-Руда" (правопреемник ТИС) подало в Хозяйственный
суд Одесской области иск с требованием к "Южному" выплатить 51,3 млн
грн в качестве компенсации за дноуглубительные работы в районе причала
#18. "Мы хотим вернуть наши деньги, ведь акваторией может пользоваться
и сам порт ‘Южный’, а не только мы",– объяснил начальник юротдела ТИС
Олег Кутателадзе.

Морской торговый порт "Южный" расположен на
Аджалыкском лимане (Одесская область) и является самым глубоководным
торговым портом Украины: глубина подходного канала – 15,5 м, глубина у
причалов – 14-15,5 м, что позволяет принимать крупнотоннажные суда
дедвейтом более 100 тыс. т. В прошлом году "Южный" обработал 21,6 млн т
грузов. ТИС владеет двумя и арендует еще два причала в порту.

ТИС
и порт "Южный" конфликтуют не впервые. В письме премьер-министру Юлии
Тимошенко от 24 декабря 2008 года (есть в распоряжении Ъ) руководитель
ГлавКРУ Николай Сивульский заявил о необходимости вернуть государству
причалы порта #16 и #17, находящиеся в аренде у ТИС. А в июне этого
года одесское отделение Антимонопольного комитета по обращению ТИС и
"ТИС-Руда" обязало "Южный" вдвое снизить портовые сборы для судов,
обслуживающихся на причалах ТИС.

Вчера Юлия Тимошенко заявила, что правительство поручило
Министерству транспорта и связи защищать интересы порта "Южный" в
судах, назвав действия ТИС рейдерством. А первый вице-премьер Александр
Турчинов пообещал, что, поскольку речь идет о присвоении
государственного имущества и возможном блокировании работы порта, в
ситуацию вмешается и МВД. И. о. министра транспорта и связи Василий
Шевченко сообщил Ъ, что Минтранс сейчас готовит стратегию защиты
"Южного". "Недавно вышло разъяснение Конституционного суда о том, что
акватории принадлежат только государству, а потому частные порты не
имеют права проводить там какие-либо работы и тем более требовать
возмещения их стоимости",– заявил он.

В "Южном" требование
компании считают незаконным. "Это все равно что сделать дорогой ремонт
в арендованной квартире без согласия хозяев, а потом выставить им
счет",– говорит начальник порта Юрий Крук. Он отмечает, что, если ТИС
захочет вернуть средства, потраченные на расширение всех причалов,
находящихся у него в аренде, сумма может составить 520 млн грн, что
может привести к банкротству порта. "Эти иски появились после того, как
порт в I квартале этого года увеличил прибыль в пять раз",– говорит
Юрий Крук.

Если ТИС победит в споре с "Южным", подобные иски
могут быть поданы ко всем госпортам, считает начальник Ильичевского
морского торгового порта Геннадий Скворцов. "У каждого государственного
порта есть предприятия, работающие по договорам о совместной
деятельности. Общая сумма этих претензий превысит $1 млрд",–
прогнозирует он. Член комитета Верховной рады по вопросам транспорта и
связи Виталий Корж отмечает, что требования частных инвесторов могут
привести к массовому банкротству портов. "Минимум треть из них не
смогут выполнить требования по возмещению затрат",– говорит он.

ОЛЕГ Ъ-ГАВРИШ, АЛЕКСАНДР Ъ-ЧЕРНОВАЛОВ

Коммерсант