2009-07-02 18:10:45

Результаты заседаний советов директоров по совместной эксплуатации железнодорожных паромных переправ Ильичевск-Варна и Варна-ПотиБатуми-Ильичевск, прошедших в Поти, поставили под сомнение трехстороннее сотрудничество Украины, Болгарии и Грузии в развитии паромных перевозок на Черном море.



Об этом корреспонденту УКРИНФОРМа
сообщил пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины (АСУ) Александр
Федоров.

По его словам, паромщики,
портовики и железнодорожники трех стран встречаются дважды в год на протяжении
уже многих лет, на постоянной связи находятся круглосуточно, но, тем не менее,
серьезно спорят на каждом заседании. В этом есть закономерность: с одной
стороны своя специфика существует у каждого вида транспорта, а с другой –
каждая страна имеет свое видение ситуации и отстаивает свои интересы на фоне
постоянно меняющегося грузопотока и номенклатуры грузов, растущей конкуренции.

"Прошедшие заседания в Поти
стали не только исключением из сложившихся за три десятка лет правил дружеского
сотрудничества, но и значимой вехой, после которой паромные перевозки между
берегами трех стран, скорее всего, будут развиваться по другим схемам, –
отметил А.Федоров. – Достаточно сказать, что из 19 вопросов повестки дня
совместные решения были приняты только по двум пунктам, которые, по сути, не
касались возникших проблем".

Учитывая то обстоятельство, что
96% перевозок приходится на украинских транспортников (в частности, на паромные
суда "Укрферри"), то именно они должны были бы стать инициаторами
пересмотра условий совместной работы. Однако, по словам А.Федорова,
"подковерную" деятельность в этом направлении начали в Болгарии. В
прошлом году в связи со сменой судовладельца болгарское пароходство дважды
денонсировало в одностороннем порядке все свои обязательства по соглашениям и
останавливало работу болгарских паромов более чем на месяц. Обязательства и
работа возобновлялись только после передачи паромов "Герои Одессы" и
"Герои Севастополя" обратно под временное управление пароходству
"Болгарский морской флот". В очередной раз международное соглашение
было денонсировано с 1 мая текущего года, без которого работа болгарских
паромов на линии между Украиной и Грузией стало невозможной. Затем была
прекращена работа болгарских паромов на направлениях из Болгарии. Все это время
работу паромных переправ обеспечивал украинский перевозчик СК
"Укрферри".

Эта ситуация и стала, в основном,
предметом обсуждения на прошедших заседаниях советов директоров. Прежде всего,
подтвердилась информация о том, что у болгарских паромов поменялся собственник:
государственное управление сменилось частным. На этот счет уже было заявление
Министерства транспорта и связи Украины, в котором объяснялись причины
денонсации договора болгарской стороной и последствия этого решения. Но есть
еще один фактор, который не вошел в протоколы заседаний, но активно обсуждался
в его кулуарах. Как известно, Болгария с недавнего времени стала членом
Евросоюза и новый судовладелец уже выступает не с позиций своей страны, которая
и является участником межгосударственного соглашения об эксплуатации паромных
переправ, а позиционирует себя уже от имени ЕС, подчеркнул пресс-секретарь АСУ.

Действуя в этом направлении,
болгарская сторона отказывает в приеме и обработке украинских паромов в Варне,
что повлекло за собой значительные убытки грузовладельцев и экспедиторов,
пользующихся услугами паромной переправы. В конечном счете, обвиняя украинских
транспортников в дискриминации своих болгарских коллег в мультимодальных
перевозках в противоречие основных принципов ВТО, Болгария создает предпосылки
для скорейшей переориентации грузов в обход Украины на недавно открытую
железнодорожно-паромную линию Кавказ-Варна.

Более того, по свидетельству
грузинских транспортников, Болгария уже подготовила документы для создания
линии Варна-ПотиБатуми без участия украинских моряков. Если эти намерения
будут осуществлены, то Украина в большой степени потеряет свой транзитный
потенциал, а Болгария, требуя выполнения трехсторонних соглашений, получит
дополнительные возможности для перевозки национальных грузов Украины.

"Очевидно, в этой ситуации
Украине было бы целесообразно действительно денонсировать трехстороннее
соглашение о совместной эксплуатации паромных переправ. А взаимовыгодное
сотрудничество, о чем лишь только говорит болгарская сторона, можно и нужно
продолжать, но в рамках двусторонних украинско-болгарских и украинско-грузинских
договоренностей", – резюмировал А.Федоров.

Источник: УКРИНФОРМ