Отставка министра транспорта и связи, о которой так долго
говорили СМИ, свершилась. Причём в форме натурального блицкрига. Ещё утром во
вторник человек из окружения Винского уверял корреспондента в том, что
голосование состоится не раньше четверга, и что Партия регионов готовится не
дать голосов. Каково же было удивление этого чиновника, когда, включив около
часа дня канал "Рада", он услышал о том, что глава фракции БЮТ Иван
Кириленко ставит на досрочное голосование вопрос об отставке Винского. И Партия
регионов — в числе поддержавших. При этом Рада по-иезуитски отклонила прошение
Винского об отставке по собственному желанию, уволив его по представлению
премьер-министра.

Если Юлия Тимошенко на прошлой неделе обвинила министра в
коррупции, то депутаты формально оправдывали своё решение профессиональным
несоответствием Винского. "К сожалению, хороший политик Иосиф Викентиевич
оказался плохим транспортником. Было много жалоб на его ведомство от населения.
Кроме того, из-за Винского застопорилась работа над объектами Евро-2012",
— заявил нардеп от БЮТ, член комитета по вопросам транспорта и связи Виталий
Корж.

Впрочем, то, что неумеющий водить автомобиль Винский, мягко
говоря, не транспортник, было известно и до его назначения. Да и не за знание
отрасли партийный строитель, вытянувший на себе формирование региональных
команд БЮТ, получил свой пост.

Реальная причина отставки Винского тоже не из
профессиональной плоскости — министр вёл самостоятельную финансовую игру,
игнорируя пожелания спонсоров Юлии Тимошенко.

Движение денег

Минтранс — по сути, ведомство уникальное. И не только
колоссальным по меркам других ведомств денежным оборотом (по официальным
данным, только объём рынка украинских перевозок достигает 40 млрд. грн. в год;
традиционный финансовый план "Укрзализныци" — не менее 30-40 млрд.).
Министерство не только тратит деньги, но и умеет их заработать, наполняя пятую
часть госбюджета. Но особая привлекательность ведомства состоит в том, что ещё
большие деньги оно может заработать для тех, кто его контролирует.

Уже писалось о нехватке денежных ресурсов у ведущих
политиков. Благодаря Минтрансу любой политик может поправить своё материальное
положение.

"Вот Винский, грубо говоря, зарабатывал сам на себя.
Впереди парламентские выборы, ему нужно к кому-то примкнуть или самостоятельно
выступить на парламентских выборах. А для этого ему необходим ресурс. Тимошенко
это не устроило", — рассказал нардеп от Партии регионов. Естественно,
полностью игнорировать пожелания Тимошенко Винский не мог. "Понимаете, в
отрасли происходили непонятные телодвижения: банкротилось Дунайское
пароходство, о чём не мог не знать министр (в прессе появлялась информация о
том, что в покупке пароходства был заинтересован соратник Тимошенко бизнесмен
Константин Жеваго, — ред.), сменились все начальники портов — устоял только
Павлюк в Одессе, на порт "Южный" вообще назначили сына бютовца
Крука", — заявил другой регионал, член комитета по вопросам транспорта и
связи Николай Круглов.

Поэтому, когда прошлой осенью в информационное пространство
просочились сведения о конфликте премьер-министра с Винским, а сам он настаивал
на его политической природе, знающие люди уверяли — нет, дело в деньгах.

В нашем распоряжении оказался пакет документов, говорящих об
одной из реальных причин отставки Иосифа Винского со своего поста. Эта подборка
касается конфликта, начавшегося почти год назад между Министерством транспорта
и экспедиторской компанией "Интертранс".

Так, в своей переписке с президентом, Кабинетом министров,
Генпрокуратурой, Фондом госимущества и СБУ Иосиф Винский обвиняет
"Интертранс" и тогдашнее руководство "Укрзализныци" в
преступном сговоре с целью захвата рынка международных транзитных перевозок
(его годовой объём оценивается в $500 млн.) и получении
"Интертрансом" по фиктивным долговым обязательствам 257,6 млн. грн.
Согласно письмам Винского, руководство "Укрзализныци" в одностороннем
порядке заключило договор с "Интертрансом", установив для него тариф.
В "УЗ" якобы не могли не знать, что устанавливать тарифы — это
вообще-то функция министерства. Что и позволило "Интертрансу" затем
судиться с "Укрзализныцей" "за возвращение потраченных
денег" и заработать, таким образом, ещё раз.

По словам собеседников, конфликт вокруг
"Интертранса" стал продолжением войны Иосифа Винского с тогдашним
руководителем "Укрзализныци" Василием Мельничуком, которого называли
ставленником депутата от БЮТ Николая Ковзеля. Примечательно, что до своего
избрания народным депутатом господин Ковзель руководил компанией
"Интертранс". Для объективности следует сказать, что каждое новое
руководство "Укрзализныци" всегда так или иначе отстаивало интересы
каких-либо частных экспедиторов. Так было, например, с регионалом Владимиром
Козаком, выходцем из ахметовского "Лемтранса". То есть, исходя из
сложившейся системы отношений, вряд ли для министра транспорта наличие
экспедитора-фаворита могло стать большим откровением. Однако с
"доставшимся" ему экспедитором Винский начал войну — за контроль над
финансовыми потоками "Укрзализныци".

Что думает об этом сам Николай Ковзель, узнать пока не
удалось — его телефон был отключён.

Винский же на момент изгнания успел заявить о том, что
правительство не давало ему уволить якобы близкого к Медведчуку (в свою
очередь, близкого к Тимошенко) начальника Львовского аэропорта Александра
Загреву. И начальника Ильичёвского порта Геннадия Скворцова от справедливого,
по мнению Винского, увольнения тоже защищал человек Тимошенко — бютовец Юрий
Крук.

Упрощение строптивого

Продемонстрированная Винским независимость в продвижении
собственных интересов и собственных кадров никогда не была характерной чертой
правительств Юлии Тимошенко. По рассказам депутатов, министры от БЮТ никогда не
имели возможности для самостоятельного манёвра. "Тимошенко к каждому
министерству приставляла куратора, который и следил за тем, как распределялись
ресурсы подшефных ведомств. Например, Минэкономики курирует Турчинов, а
Минэкологии — Губский. При Мельничуке таким куратором "Укрзализныци"
был Ковзель. А у Винского куратора не было — он всегда хотел выступать
равноправным игроком", — рассказал нардеп от НУНС.

"По своей структуре Минтранс напоминает федерацию.
Реальные деньги и реальная возможность их заработать рассредоточена по
многочисленным государственным администрациям Минтранса — от
"Укрзализныци" до "Укравтодора". Именно поэтому весь период
своего пребывания в кресле Винский вёл борьбу за кадры, уволив, по собственному
признанию, десятки руководителей", — говорит собеседник из Минтранса.

По словам источника в ведомстве, именно транспортные
спонсоры БЮТ в разгар финансового кризиса и убедили Тимошенко в том, что
отрасль снова пора взять под своё крыло, убрав строптивого министра.

Сейчас ведутся разговоры о том, кого БЮТ попытается
назначить на место Винского. В кулуарах называют много фамилий, в том числе
Ковзеля и бютовского автомобильного магната Тариэла Васадзе.

Однако политикам, по большому счёту, и не нужен новый
министр, поскольку в условиях разделения полномочий каждая политическая сила,
влияющая на Минтранс через своих людей в нём, сможет урвать себе кусок от его
оборотов.

Что касается самого Винского, то его влияние на Минтранс,
несмотря на присутствие в руководстве отрасли большого числа социалистов,
скорее всего, закончилось. Как сказал один из соратников экс-министра сразу же
после его отставки: "Где вы видели верных людей?"

Так что по крайней мере до парламентских выборов (а они,
говорят в Раде, вполне могут состояться и досрочно — осенью) Минтранс, скорее
всего, останется без официального руководителя. А это в данном случае означает
— сразу при нескольких десятках деятельных начальников.

Деление на десять

Среди всех министров Тимошенко у Иосифа Винского было больше
всего замов — целых десять. Каждый из
них — сам себе министр: у большинства
свой участок ведомства, и у каждого собственная связь с той или иной политсилой
или бизнес-группой

Владимир Бадагов

Как и Винский, был в списке Соцпартии, в 2004-м —
представителем кандидата в президенты Януковича в полтавском округе, директором
"Полтавкого ГОКа", принадлежащего бютовцу Константину Жеваго

Леонид Сергиенко

Специализация: глава госадминистрации автотранспорта. Был в
списке Соцпартии, на работу в Минтранс пришел при Николае Рудьковском

Игорь Урбанский

Экс-нардеп от Соцпартии, на работу в Минтранс пришел при
Николае Рудьковском, близок к Иосифу Винскому

Анатолий Клименко

Специализация: как генерал-майор СБУ, курирует КРУ
Минтранса. Был нардепом от Соцпартии, куда пришел из Трудовой партии Сергея
Тигипко

Петр Кравчук

Один из руководителей входящей БЮТ Украинской
социал-демократической партии, наряду с главой Верховного суда Василием
Онопенко

Екатерина Фоменко

Заместительница спикера Владимира Литвина по его Народной
партии

Олег Проживальский

Специализация: глава госадминистрации связи. Работал в
компании "МТС" российского магната Владимира Евтушенкова, которому
приписывают дружбу с Виктором Януковичем и Виктором Медведчуком

Александр Давыдов

Специализация: глава госавиаадминистрации. В прошлом —
личный пилот Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко

Михаил Чубай

Специализация: глава госадминистрации морского и речного
транспорта.

В министерство пришел из компании "Укрречфлот"
российского бизнесмена Константина Григоришина, дружащего с лидером КПУ Петром
Симоненко.

Сергей Высоцкий, focus.in.ua


Министерство транспорта — большой кошелёк разных политических сил. В нём даже в кризис можно разжиться деньгами на любые выборы, и для этого вовсе необязательно наличие министра.



Отставка министра транспорта и связи, о которой так долго
говорили СМИ, свершилась. Причём в форме натурального блицкрига. Ещё утром во
вторник человек из окружения Винского уверял корреспондента в том, что
голосование состоится не раньше четверга, и что Партия регионов готовится не
дать голосов. Каково же было удивление этого чиновника, когда, включив около
часа дня канал "Рада", он услышал о том, что глава фракции БЮТ Иван
Кириленко ставит на досрочное голосование вопрос об отставке Винского. И Партия
регионов — в числе поддержавших. При этом Рада по-иезуитски отклонила прошение
Винского об отставке по собственному желанию, уволив его по представлению
премьер-министра.

Если Юлия Тимошенко на прошлой неделе обвинила министра в
коррупции, то депутаты формально оправдывали своё решение профессиональным
несоответствием Винского. "К сожалению, хороший политик Иосиф Викентиевич
оказался плохим транспортником. Было много жалоб на его ведомство от населения.
Кроме того, из-за Винского застопорилась работа над объектами Евро-2012",
— заявил нардеп от БЮТ, член комитета по вопросам транспорта и связи Виталий
Корж.

Впрочем, то, что неумеющий водить автомобиль Винский, мягко
говоря, не транспортник, было известно и до его назначения. Да и не за знание
отрасли партийный строитель, вытянувший на себе формирование региональных
команд БЮТ, получил свой пост.

Реальная причина отставки Винского тоже не из
профессиональной плоскости — министр вёл самостоятельную финансовую игру,
игнорируя пожелания спонсоров Юлии Тимошенко.

Движение денег

Минтранс — по сути, ведомство уникальное. И не только
колоссальным по меркам других ведомств денежным оборотом (по официальным
данным, только объём рынка украинских перевозок достигает 40 млрд. грн. в год;
традиционный финансовый план "Укрзализныци" — не менее 30-40 млрд.).
Министерство не только тратит деньги, но и умеет их заработать, наполняя пятую
часть госбюджета. Но особая привлекательность ведомства состоит в том, что ещё
большие деньги оно может заработать для тех, кто его контролирует.

Уже писалось о нехватке денежных ресурсов у ведущих
политиков. Благодаря Минтрансу любой политик может поправить своё материальное
положение.

"Вот Винский, грубо говоря, зарабатывал сам на себя.
Впереди парламентские выборы, ему нужно к кому-то примкнуть или самостоятельно
выступить на парламентских выборах. А для этого ему необходим ресурс. Тимошенко
это не устроило", — рассказал нардеп от Партии регионов. Естественно,
полностью игнорировать пожелания Тимошенко Винский не мог. "Понимаете, в
отрасли происходили непонятные телодвижения: банкротилось Дунайское
пароходство, о чём не мог не знать министр (в прессе появлялась информация о
том, что в покупке пароходства был заинтересован соратник Тимошенко бизнесмен
Константин Жеваго, — ред.), сменились все начальники портов — устоял только
Павлюк в Одессе, на порт "Южный" вообще назначили сына бютовца
Крука", — заявил другой регионал, член комитета по вопросам транспорта и
связи Николай Круглов.

Поэтому, когда прошлой осенью в информационное пространство
просочились сведения о конфликте премьер-министра с Винским, а сам он настаивал
на его политической природе, знающие люди уверяли — нет, дело в деньгах.

В нашем распоряжении оказался пакет документов, говорящих об
одной из реальных причин отставки Иосифа Винского со своего поста. Эта подборка
касается конфликта, начавшегося почти год назад между Министерством транспорта
и экспедиторской компанией "Интертранс".

Так, в своей переписке с президентом, Кабинетом министров,
Генпрокуратурой, Фондом госимущества и СБУ Иосиф Винский обвиняет
"Интертранс" и тогдашнее руководство "Укрзализныци" в
преступном сговоре с целью захвата рынка международных транзитных перевозок
(его годовой объём оценивается в $500 млн.) и получении
"Интертрансом" по фиктивным долговым обязательствам 257,6 млн. грн.
Согласно письмам Винского, руководство "Укрзализныци" в одностороннем
порядке заключило договор с "Интертрансом", установив для него тариф.
В "УЗ" якобы не могли не знать, что устанавливать тарифы — это
вообще-то функция министерства. Что и позволило "Интертрансу" затем
судиться с "Укрзализныцей" "за возвращение потраченных
денег" и заработать, таким образом, ещё раз.

По словам собеседников, конфликт вокруг
"Интертранса" стал продолжением войны Иосифа Винского с тогдашним
руководителем "Укрзализныци" Василием Мельничуком, которого называли
ставленником депутата от БЮТ Николая Ковзеля. Примечательно, что до своего
избрания народным депутатом господин Ковзель руководил компанией
"Интертранс". Для объективности следует сказать, что каждое новое
руководство "Укрзализныци" всегда так или иначе отстаивало интересы
каких-либо частных экспедиторов. Так было, например, с регионалом Владимиром
Козаком, выходцем из ахметовского "Лемтранса". То есть, исходя из
сложившейся системы отношений, вряд ли для министра транспорта наличие
экспедитора-фаворита могло стать большим откровением. Однако с
"доставшимся" ему экспедитором Винский начал войну — за контроль над
финансовыми потоками "Укрзализныци".

Что думает об этом сам Николай Ковзель, узнать пока не
удалось — его телефон был отключён.

Винский же на момент изгнания успел заявить о том, что
правительство не давало ему уволить якобы близкого к Медведчуку (в свою
очередь, близкого к Тимошенко) начальника Львовского аэропорта Александра
Загреву. И начальника Ильичёвского порта Геннадия Скворцова от справедливого,
по мнению Винского, увольнения тоже защищал человек Тимошенко — бютовец Юрий
Крук.

Упрощение строптивого

Продемонстрированная Винским независимость в продвижении
собственных интересов и собственных кадров никогда не была характерной чертой
правительств Юлии Тимошенко. По рассказам депутатов, министры от БЮТ никогда не
имели возможности для самостоятельного манёвра. "Тимошенко к каждому
министерству приставляла куратора, который и следил за тем, как распределялись
ресурсы подшефных ведомств. Например, Минэкономики курирует Турчинов, а
Минэкологии — Губский. При Мельничуке таким куратором "Укрзализныци"
был Ковзель. А у Винского куратора не было — он всегда хотел выступать
равноправным игроком", — рассказал нардеп от НУНС.

"По своей структуре Минтранс напоминает федерацию.
Реальные деньги и реальная возможность их заработать рассредоточена по
многочисленным государственным администрациям Минтранса — от
"Укрзализныци" до "Укравтодора". Именно поэтому весь период
своего пребывания в кресле Винский вёл борьбу за кадры, уволив, по собственному
признанию, десятки руководителей", — говорит собеседник из Минтранса.

По словам источника в ведомстве, именно транспортные
спонсоры БЮТ в разгар финансового кризиса и убедили Тимошенко в том, что
отрасль снова пора взять под своё крыло, убрав строптивого министра.

Сейчас ведутся разговоры о том, кого БЮТ попытается
назначить на место Винского. В кулуарах называют много фамилий, в том числе
Ковзеля и бютовского автомобильного магната Тариэла Васадзе.

Однако политикам, по большому счёту, и не нужен новый
министр, поскольку в условиях разделения полномочий каждая политическая сила,
влияющая на Минтранс через своих людей в нём, сможет урвать себе кусок от его
оборотов.

Что касается самого Винского, то его влияние на Минтранс,
несмотря на присутствие в руководстве отрасли большого числа социалистов,
скорее всего, закончилось. Как сказал один из соратников экс-министра сразу же
после его отставки: "Где вы видели верных людей?"

Так что по крайней мере до парламентских выборов (а они,
говорят в Раде, вполне могут состояться и досрочно — осенью) Минтранс, скорее
всего, останется без официального руководителя. А это в данном случае означает
— сразу при нескольких десятках деятельных начальников.

Деление на десять

Среди всех министров Тимошенко у Иосифа Винского было больше
всего замов — целых десять. Каждый из
них — сам себе министр: у большинства
свой участок ведомства, и у каждого собственная связь с той или иной политсилой
или бизнес-группой

Владимир Бадагов

Как и Винский, был в списке Соцпартии, в 2004-м —
представителем кандидата в президенты Януковича в полтавском округе, директором
"Полтавкого ГОКа", принадлежащего бютовцу Константину Жеваго

Леонид Сергиенко

Специализация: глава госадминистрации автотранспорта. Был в
списке Соцпартии, на работу в Минтранс пришел при Николае Рудьковском

Игорь Урбанский

Экс-нардеп от Соцпартии, на работу в Минтранс пришел при
Николае Рудьковском, близок к Иосифу Винскому

Анатолий Клименко

Специализация: как генерал-майор СБУ, курирует КРУ
Минтранса. Был нардепом от Соцпартии, куда пришел из Трудовой партии Сергея
Тигипко

Петр Кравчук

Один из руководителей входящей БЮТ Украинской
социал-демократической партии, наряду с главой Верховного суда Василием
Онопенко

Екатерина Фоменко

Заместительница спикера Владимира Литвина по его Народной
партии

Олег Проживальский

Специализация: глава госадминистрации связи. Работал в
компании "МТС" российского магната Владимира Евтушенкова, которому
приписывают дружбу с Виктором Януковичем и Виктором Медведчуком

Александр Давыдов

Специализация: глава госавиаадминистрации. В прошлом —
личный пилот Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко

Михаил Чубай

Специализация: глава госадминистрации морского и речного
транспорта.

В министерство пришел из компании "Укрречфлот"
российского бизнесмена Константина Григоришина, дружащего с лидером КПУ Петром
Симоненко.

Сергей Высоцкий, focus.in.ua