Комментарий ассоциации “Укрсудпром” к «Стратегии развития судостроения на период до 2020 года»

2009-06-12 15:33:46

Мы попросили оценить недавно утвержденную Кабмином “Стратегию развития судостроения на период до 2020 года” Виктора Лисицкого, Народного депутата СССР,
Правительственного секретаря Кабмина Украины (1999-2001 гг.), Член Рады предпринимателей при Кабмине Украины, Первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром». Приглашаем всех судостроителей Украины к обсуждению этого документа.



Наше судостроение –
важное и неразделимо общее с Россией
международное конкурентное преимущество
Украины. Именно поэтому необходимо восстановить
судостроение. Высокие конкурентные качества
у нашего судостроения есть потому, что:

  1. Производительность
    труда (выработка валовой добавленной
    стоимости на работающего) в несколько
    раз выше средней по экономике державы. 
    Это соотношение сохраняется уже длительное
    время несмотря на радикальное снижение
    мировых цен на новострой под влиянием
    недобросовестной конкуренции со стороны
    Южной Кореи и др. стран. Это соотношение
    говорит – развивая судостроение мы можем
    существенно повысить благосостояние
    украинцев (по крайней мере, на Юге);
  2. На протяжении
    нескольких десятков лет темпы роста морских
    перевозок и вылова рыбы заметно и устойчиво
    выше темпов роста совокупного мирового
    продукта. Т.е., рынки судостроения практически
    неисчерпаемы;
  3. После Великой
    Отечественной войны наше судостроение
    интегрировалося в военное и экономическое
    соревнование сверхдержав. И наши корабли
    и суда неоднократно доказывали свою высокую
    конкурентспособность на просторах Мирового
    океана, на мировых рынках в отличие, например,
    от тракторов, комбайнов, легковушек;
  4. В Украине еще сохранился
    потенциал для восстановления величия
    судостроения. Ну а дарованое Господом
    нашему народу великолепнейшее Черноморско-Азовское
    побережье (почти 3 тыс. км.) даже независимость
    не смогла уничтожить;
  5. Восстановление
    судостроение для Украины – это возвращение
    статуса морской державы, ее подъем на
    несколько ступенек в мировых рейтингах
    узнаваемости и признаваемости. Сегодня
    о нас помнят по Чернобылю, Майдану… и….все.
    А! Еще помнят и по проституткам в закордонных
    борделях… и гастарбайтерам. Уж, по крайней
    мере, мировое сообщество не знает нас
    как высокотехнологичную державу, 
    творящую высокий уровень жизни для своих
    граждан.

Но авторы «Стратегии…»
даже не вспомнили о том, судостроение
– важное международное конкурентное
преимущество Украины.  Взамен они говорят: 
«Судостроение как  многопрофильная
отрасль способно удовлетворить нужды
отечественных компаний в мало-,  средне-
и многотоннажных судах практически
всех классов.» Здрасьте! А где же эти отечественные
компании и их предложения нашим судостроительным
заводам? Их нет! Так для кого или чего
создан этот документ? Для президентских
выборов? 

Вызывает лишь горькую
ухмылку сентенция: «На внутреннем 
рынке  существует  значительный 
спрос  на   продукцию судостроения,  
в частности   на   разные 
виды  морских  судов  для транспортного 
и  рыбопромышленного  флота, 
морскую  технику   для изучения
и освоение нефтегазовых месторождений
континентального шельфа, морские паромы,
буксиры, спасательные судна, многотоннажные
судна, а также  научно-исследовательские 
судна для проведения гидрометеорологических
исследований и мониторинга состояния
окружающей среды». Мы в рынке и спрос
за которым нет денег – это не спрос. Это
благие намерения обломовых, которыми
вымощена дорога в ад исчезновения Украины
– независимого государства.

Слабость и неточность
стартового утверждения обусловил крайне
низкое качество документа. Ведь признание
факта,  что судостроение – важное международное
конкурентное преимущество Украины поворачивает
нас к изучению действий конкурентов.
А они-то развили и развивают судостроения
своих стран прежде всего путем создания
специальных регуляторных условий. Это
прежде всего и главным образом. Но де-факто
власть категорически не хочет создавать
специальные регуляторные условия для
развития судостроения опираясь на лучший
мировой опыт. Почему? Кому это выгодно?
Кому выгодно только иммитировать восстановление
судостроения? Вопрос риторический…

В раздела «Цель Стратегии»
вообще перепутано Божье с праведным.
Точнее, острая необходимость ускорения
роста благосостояния украинцев (цель)
подменена средствами достижения цели.

То есть: Документ плохой
и требует радикальной переработки. Кстати!
С судостроителями он даже не обсуждался.