Грузопотоки меняют маршруты – в российские порты пришли чужие уголь и руда.

2009-06-12 13:08:09

Несмотря на общее снижение железнодорожных перевозок, отечественные порты этого почти не почувствовали. По итогам пяти месяцев международные перевозки (экспорт, импорт, транзит) сократились на 17,6%, однако в портах перевалка грузов, доставленных по железной дороге, снизилась всего на 1,9%, а по отдельным категориям грузов и вовсе наблюдался рост на десятки процентов.



Эксперты объясняют это тем, что
российским портам удалось перехватить часть грузов, которые раньше шли через
порты Украины и Прибалтики.

За пять месяцев 2009 года
грузооборот по всей сети железных дорог снизился на 26%, до 474 млн. т, по
сравнению с 2008 годом, сообщило вчера агентство Прайм-ТАСС со ссылкой на ГВЦ
“Российских железных дорог” (РЖД). Сильнее всего просел импорт (на 39,9%, до
28,2 млн т), внутренние перевозки (на 30,5%, до 289,1 млн. т) и транзит (на
43,6%, до 8,3 млн т). Экспорт упал не так сильно, всего на 8,9%, до 148 млн. т,
а в целом международные перевозки просели на 17,6%, до 184,8 млн т.

Единственной цифрой со знаком
“плюс” стал показатель экспорта грузов по железной дороге через порты, он вырос
на 2,5%, до 74,9 млн т. При этом в разбивке по номенклатуре грузов видно, что
за истекшие пять месяцев 2009 года через порты по железной дороге было
перевезено на 1,4% больше угля (22,4 млн т) и на 48,3% больше руды (3,4 млн т),
притом что перевозка того же сырья внутри страны и через сухопутные
погранпереходы значительно сократилась: по углю на 20 и 24,4% соответственно,
по руде — на 23,7 и 34,2% соответственно.

Таким образом, российским
портовикам удалось привлечь на свои перевалочные мощности больше угля и руды,
несмотря на то что, по данным Росстата, в России добыча угля в январе—апреле
(данные за пять месяцев не опубликованы) сократилась на 17,3%, а железной руды
— на 27%. Гендиректор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Александр
Шиманский также подтверждает, что объем торговли по этим видам грузов явно
увеличился, хотя и отмечает, что сводная статистика за пять месяцев станет
известна только сегодня. В Первой грузовой компании (ПГК) пояснили, что за пять
месяцев 2009 года компания перевезла угля почти столько же, сколько за весь
2008 год. “Экспорт вырос в основном в направлении северо-западных и
дальневосточных российских портов”, — отметили в компании. В ПГК это связывают
с падением спроса на внутреннем рынке, что вкупе с девальвацией рубля сделало
экспорт еще более привлекательным. Кроме того, наблюдается переориентация
транспортных потоков с украинских портов на российские, в том числе из-за
повышения украинского транзитного тарифа на перевозку угля (с июля 2008 года по
январь 2009 года он вырос на 34%, а с учетом роста курса доллара в начале этого
года — на все 89%). По мнению представителя ПГК, это фактически “убило
транзит”. К слову, зарубежные порты Балтики уже снизили этот тариф, что и
помогло им в первом квартале увеличить перевалку сухих грузов на 6%.

Источник в отрасли, знакомый с
ситуацией, добавляет, что на руку нашим портам сыграло введение нового
угольного терминала на Дальнем Востоке, а что касается руды, то в этом году
Новороссийский морской торговый порт сделал очень хорошее предложение по ее
перевалке. Все вместе и позволило российским портовикам забрать себе потоки
угля и руды, которые раньше шли в порты Украины и частично зарубежной Балтики.
К слову, по данным АСОП, уже в первом квартале этого года доля перевалки
отечественных грузов в российских портах по сравнению с долей
украинско-прибалтийских портов выросла с 75,55% в 2008 году до 77,49% в 2009-м.

Екатерина ГОДЛЕВСКАЯ, РБК daily