Привлекательность украинских портов для транзита российского и казахского зерна в 2008/09 году снизилась – УкрАгроКонсалт

2009-06-12 12:04:09

Аналитический центр «УкрАгроКонсалт» отмечает, что конкурентность украинских портов в 2008/09 году снизилась. Показателем этого выступает практически полное отсутствие транзита зерновых российского и казахского происхождения. Вполне вероятно, что эта тенденция будет иметь дальнейшее развитие.



Среди причин потери спроса на
услуги украинских перевалочных мощностей аналитики компании «УкрАгроКонсалт»
отмечают: низкие льготные тарифы, введенные Россией в этом году в рамках
стимулирования экспорта, начало эксплуатации новых портовых комплексов на
территории РФ, а также снижение на 50% ж.д. тарифов в направлении портов.

Кроме всего, в этом сезоне
Украина, получив высокий урожай зерновых, активно загружает собственные порты,
через которые проходит более 90% экспортных отгрузок, УкрАгроКонсалт.

В целом азово-черноморские порты
России в последние годы стали активно развиваться, что обусловлено
строительством новых терминалов и увеличением объемов перевалки зерновых.

По итогам 1 квартала 2009 года
Россия нарастила экспорт своих грузов через собственные морские порты на 1,4%
по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Транзит российских зерновых
грузов через украинские порты с начала 2009 года сократился в 18-19 раз.

Несмотря на уменьшение спроса на
транзит российского зерна морские порты Украины увеличили показатели чистой
прибыли в несколько десятков раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года.

В целом за І квартал 2009 г. (январь-март) чистая
прибыль портов Украины выросла в четыре раза.

Однако совокупный грузооборот
портов, наоборот, упал с января по март на 20%.

Источником значительного роста
доходов и прибыли портов, к сожалению, стали повышение тарифов на
погрузо-разгрузочные работы (на 44%), увеличение портовых сборов, а также
сборов и плат с судовладельцев (на 58%).

Все эти факторы способствовали
уменьшению конкурентоспособности украинских портов.

По мнению УкрАгроКонсалт, чтобы
повысить престиж портов, им следует предоставить право самостоятельного
представления скидок к портовым сборам и платам в зависимости от текущей
рыночной ситуации и перспектив грузопотоков.