“ИСД-Польша” в борьбе за рентабельность Гданьской судоверфи

2009-06-10 14:38:49

Несколько дней назад стало известно о положительном решении Еврокомиссии по поводу дальнейшей судьбы одной из наибольших украинских зарубежных инвестиций, принадлежащей Корпорации “Индустриальный Союз Донбасс” (ИСД) – судостроительного предприятия в Гданьске. Еврокомиссар по вопросам конкуренции Нелли Кроес сообщила, что Брюссель поддержит существующий план реструктуризации судоверфи, однако следует согласовать несколько “технических моментов”.



Своими взглядами на ситуацию
вокруг предприятия поделился председатель правления "ИСД Польша"
Константин Литвинов.

– Константин Геннадьевич, когда
вы ждете окончательных результатов из Брюсселя?

– Все документы сейчас находятся
в Еврокомиссии. Мы предоставили весь пакет дополнений, который от нас просили,
и надеюсь в течение нескольких следующих дней будем иметь решение из Брюсселя.
Информация, которую от нас получила Еврокомиссия, полностью отвечает всем
установленным европейским требованиям.

– Одним из камней преткновения в
принятии положительного решения Еврокомиссией была необходимость предоставления
со стороны "ИСД-Польша" банковских гарантий на возможность
осуществления дальнейших инвестиций. Как удалось решить этот вопрос?

– Финансовые гарантии касаются
одного из проектов, который входит в план реструктуризации предприятия, –
строительства ветряных башен. Это сложный вопрос, поскольку мы постоянно ходили
по "замкнутому кругу". Для получения банковских гарантий необходим
залог, в частности, недвижимость верфи. А это было довольно сложно сделать,
поскольку существовал риск банкротства предприятия. Т.е. формула: банковская
гарантия, а затем положительное решение Еврокомиссии – тут не сработала.
Однако, на мой взгляд, нам удалось разорвать этот "замкнутый круг" в
последних переговорах с Еврокомиссией. Мы согласовали решение, которое можно
реализовать, в то же время оно должно устроить все заинтересованные стороны.

На самом деле, мы не ожидали, что
утверждение плана реструктуризации будет таким долгим. Во время покупки
предприятия как со стороны правительства Польши, так и от Еврокомиссии звучали
заверения, что это произойдет довольно быстро.

– В таком случае, что изменилось
с момента приобретения "ИСД-Польша" судоверфи и привело к затягиванию
реструктуризации предприятия?

– Изменилось многое. Однако это
произошло не сегодня, а в период между принятием нами решения о покупке
предприятия и осуществлением этого шага. Свою позицию изменила Еврокомиссия. В
частности, сумма государственной помощи, предоставленная предприятию в течение
нескольких лет, которую необходимо было возвратить, в документах ЕК с января
2008 года значительно превышала квоту, определенную в июле 2007 года.
("ИСД-Польша" приобрела контрольный пакет акций предприятия в октябре
2007 года – УКРИНФОРМ). После этого мы вынуждены были серьезно пересмотреть
подходы в управлении предприятием.

Кроме того, после требования
Еврокомиссии закрыть два из трех существующих стапелей появилась проблема
финансирования предприятия, изменились экономические параметры функционирования
судоверфи. Ввиду этого, мы подготовили новый бизнес-план, учитывая старые
задолженности предприятия и значительно больший объем производства. С ним мы
обратились к польскому правительству и в Еврокомиссию.

– Чем объясняется изменение
условий, выдвинутых Еврокомиссией после покупки вашей компанией судоверфи? Не
является ли это опасением прихода капитала из стран бывшего СССР?

– Не думаю. На самом деле это
просто совпадение неблагоприятных факторов, и мы стали их заложниками.
Во-первых, довольно долго откладывалась приватизация судоверфи, которая много
лет было камнем преткновения между Еврокомиссией и правительством Польши. Мы
купили предприятие тогда, когда де-факто терпение Брюсселя уже иссякло.
Во-вторых, в Польше произошла смена правящих элит.

Когда мы приобрели предприятие
полтора года назад, конъюнктура на рынке судостроения была благоприятной, мы
набирали значительный портфель заказов от клиентов. Соответственно, если даже
завтра будет положительное решение Еврокомиссии, то сегодня ситуацию на рынке
будут формировать совсем другие, более жесткие реалии. Следует признать, что
трудно вести переговоры с потенциальными стратегическими партнерами и
контрагентами, когда сохраняется неуверенность существования предприятия. Если
бы Еврокомиссия приняла положительное решение раньше, то ситуация с
рентабельностью предприятия выглядела бы лучше.

– Несколько дней назад Президент
Польши обратился к Президенту и Премьер-министру Украины с просьбой повлиять на
"ИСД" для положительного решения вопроса о реструктуризации
судоверфи. Как вы это прокомментируете?

– К сожалению, мне эти разговоры
кажутся странными, поскольку переговорный процесс о реструктуризации с
Еврокомиссией осуществляет Совет Министров Польши, а не "ИСД-Польша".
Польское правительство, если считает нужным, привлекает наших представителей к
переговорному процессу с Еврокомиссией. Реструктуризация касается
государственных средств, поэтому основной стороной в переговорах является государство.

– В Польше называются разные
суммы государственной помощи, предоставленные предприятию со стороны
государства, которая вызывает оживленное обсуждение в польском политикуме и
обществе в целом. Как вы это прокомментируете?

– Государственная помощь – это довольно
сложная материя, а также разные методологии оценки. Озвученные цифры, а это 750
млн злотых (более 234 млн долларов США по нынешнему ориентировочному курсу 1
доллар – 3,2 злотого – УКРИНФОРМ) – это базовая цена, ее можно считать
по-разному. Однако сумма, которую действительно получило предприятие, вместе с
процентами составляет 60 млн злотых (более 18 млн долларов США). Это
подтверждается и бухгалтерской отчетностью судоверфи.

– Какую сумму средств
правительство Польши еще должно вернуть предприятию?

– 150 млн злотых (около 47 млн
долларов США). Правительство подписало свои обязательства, но чтобы государство
предоставило эти деньги, должно быть положительное решение Еврокомиссии о
реструктуризации предприятия.

– В бизнес-плане развития
гданьской судоверфи предусматривалось строительство кораблей. А сегодня, когда
два из трех стапелей будут закрыты, какими "ИСД-Польша" видит
перспективы развития предприятия?

– Здесь все просто. Если раньше
мы планировали строительство около 12 кораблей в год, то сейчас наш бизнес-план
рассчитан ориентировочно на шесть кораблей.

– Сохранится ли в таком случае
рентабельность предприятия?

– Разумеется, что судоверфь будет
менее рентабельным предприятием, чем мы на это рассчитывали с самого начала,
однако оно будет давать прибыль.

– Какие у вас отношения с
профсоюзами судоверфи, которые в последнее время ведут серьезные споры с
правительством страны относительно получения государственной помощи
предприятию?

– Профсоюзные объединения на
предприятии довольно самостоятельны и привыкли вести диалог на уровне
президента и премьера. Наша задача – это выполнять свои обязательства по
отношению к рабочим. Мы ждем, что реструктуризация и все процессы, связанные с
этим, завершатся, и у нас будет возможность заниматься работой. Молчание
"ИСД-Польша" в СМИ объясняется тем, что ситуация вокруг предприятия
очень политизирована, а мы стараемся быть нейтральными по отношению к политике.
Наше дело не политика, наше дело – бизнес. Поэтому, если мы ведем с профсоюзами
переговоры, то только по вопросам, которые непосредственно касаются отношений
работодателя и трудового коллектива. Стараемся не участвовать в разговорах,
выходящих за рамки этого поля.

– Недавно во время тендера
проданы две другие судоверфи – в Щецине и Гдыне. "ИСД-Польша" не интересовался
приобретением этих предприятий?

– Мы отказались от участия в
конкурсе по двум причинам. Во-первых, в мире достаточно серьезный
финансово-экономический кризис, а во-вторых, еще не до конца решен вопрос с
реструктуризацией судоверфи в Гданьске. Если бы на момент проведения тендеров
по приватизации судоверфей в Гдыне и Щецине (проводились в середине мая этого
года – УКРИНФОРМ) было положительное решение Еврокомиссии по гданьскому
предприятию, то наша позиция относительно участия в конкурсах, возможно, была
бы иной. Никто не будет инвестировать в следующее приобретение, если существуют
незакрытые финансовые вопросы по предыдущей инвестиции.

– Какие планы на ближайшую
перспективу в "ИСД-Польша" по развитию бизнеса в Восточной Европе и
Польше в частности?

– Мы находимся в условиях
серьезного финансово-экономического кризиса, поэтому сегодня стоит вопрос
сохранения инвестиций. Сейчас все наши усилия направлены на реализацию
антикризисных мероприятий на наших предприятиях. Мы должны пережить кризис,
сохраняя рентабельность, трудовые коллективы. Необходимо помнить, что когда
будет подниматься рынок, мы должны быть готовы к дальнейшей эффективной работе.
Поэтому сегодня мы не рассматриваем возможностей дополнительных приобретений.

– Планируете ли значительные
увольнения с предприятия после реструктуризации?

– Все увольнения будут в
экономном режиме, т.е. нужно сохранить потенциал трудового коллектива. Резкие
изменения на предприятии, уменьшение его наполовину ни к чему хорошему не
приводят. Если пойти на этот шаг, то завтра или послезавтра этих людей уже не
вернешь.

– После закрытия двух из трех
существующих на предприятии стапелей, как того требует Еврокомиссия, как
сможете переориентировать трудовой коллектив?

– Это вопрос эффективности
использования трудовых ресурсов, поскольку потенциальные возможности и мощности
предприятия – это один вопрос, а использование ресурсов – это совсем другое.
Речь идет о том, что три стапеля на верфи никогда до конца эффективно не
использовались. Максимальное увеличение эффективности работы одного стапеля
позволит сохранить костяк трудового коллектива предприятия.

Источник: Укринформ