2009-06-04 15:02:19

Совещание продолжило тему, начатую во время встречи Президента Украины с Председателем Службы безопасности на прошлой неделе, когда была предметно обсуждена борьба с коррупцией в банковской сфере.


В совещании
приняли участие Председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко,
Председатель Национального банка Владимир Стельмах, первый заместитель
председателя Государственной таможенной службы Игорь Псковский, заместитель
Генерального прокурора Татьяна Корнякова, заместитель Председателя
Государственной налоговой администрации Наталия Рубан.

Во вступительном
слове Президент отметил рост теневого сектора экономики: в прошлом году он
вырос на 2,3 процентных пункта и достиг 31,1% от ВВП. «Это уже не вопрос
политики правительства, это вопрос национальной безопасности», – предупредил
Президент, добавив, что по оценке Всемирного банка, теневой сектор украинской
экономики превышает 50%. Глава государства призвал СБУ, НБУ, правоохранительные
органы стать настоящими национальными институтами и активизировать усилия для
защиты экономической границы Украины.

Такая тенденция,
по убеждению Президента, основывается на контрабанде и злоупотреблении в
таможенных органах, теневых расчетах через платежную систему и межбанковский
рынок, созданный и функционирующий для легальных операций, и разворачивается на
фоне слабой работы правоохранительных органов в экономических сфере.

Виктор Ющенко
констатировал, что более 70% контрабандных операций осуществляется через пункты
пропуска. По информации СБУ, преобладающую часть контрабандной продукции на
внутреннем рынке составляют автомобили и запчасти к ним, товары легкой
промышленности, аудио-, видео- (две трети), компьютерная (более половины) и бытовая
техника, продукты питания (прежде всего мясопродукты), нефтепродукты, ювелирные
и эксклюзивные товары. Восстановились каналы контрабанды товаров широкого
потребления через южные морские порты и восточное направление, алкоголя и
табака – через украинско-молдовскую границу, бытовой техники и мяса – через
западную государственную границу.

С января 2009
года наблюдается уменьшение почти на 50% таможенной стоимости импортируемых
товаров (см. Справка 1). Президент дал поручение СБУ, Генеральной прокуратуре и
таможенным органам провести проверки формирования такой таможенной цены. Он
поставил СБУ требование представить план борьбы с контрабандой, который должен
быть по эффективности аналогичен существовавшему в прошлом году.

Критическая
оценка работы таможни, которую дал Президент, также касалась ослабления
взаимодействия таможенных и правоохранительных органов в борьбе с контрабандой.
Президент привел данные, согласно которым в январе-марте таможенными органами
возбуждено 74 уголовных дела (на 29 меньше, чем в аналогичный период 2008 г.) по контрабанде на
общую сумму 46,3 млн. грн., составлено 5,2 тыс. протоколов (на 1,4 тыс. меньше,
чем в 2008 г.)
о нарушении таможенных правил на общую сумму 13,5 млрд. грн. Наблюдается
тенденция к снижению выявленных таможенными органами фактов контрабанды. Для
примера, за четыре месяца 2009 года не возбуждено ни одного уголовного дела на
восьми таможнях – Киевской областной, Винницкой, Полтавской и Черкасской,
Ивано-Франковской, Криворожской, Купянской и Николаевской. Президент дал
поручение Генеральной прокуратуре провести проверки на этих таможнях.

«Вы все сильнее
срастаетесь с преступностью. Это один ответ на такую динамику», –
прокомментировал Президент эти показатели.

Также, по словам
Главы государства, требует существенного усовершенствования внутренняя
профилактическая работа среди личного состава контролирующих и
правоохранительных органов. Каждое второе правонарушение в таможенных органах
выявляется не таможенными органами, а прокуратурой. С другой стороны, прокурорскими
проверками выявлены многочисленные факты незаконного составления протоколов о
нарушении таможенных правил. В 2008 году таможенными органами к дисциплинарной
ответственности привлечено 839 работников таможенной службы, в том числе
уволено из таможенных органов только 33 лица. За январь-апрель 2009 г. привлечено к
дисциплинарной ответственности 263 человека, в том числе уволено из таможенных
органов – 5 лиц.

Президент
убежден, что существование теневых схем невозможно без привлечения банков.

Ярким
свидетельством этого Президент назвал разоблачение Службой безопасности и
Генпрокуратурой в конце мая конвертационного центра, который содействовал
выведению за границу валютных средств и финансированию контрабанды (Справка 2).

«Банки,
принимавшие участие в той афере, это – казначеи теневой экономики», – сказал
Президент, добавив, что государству вследствие этой незаконной деятельности
причинены убытки на сумму 1 миллиард гривен.

Глава
государства напомнил, что во время встречи, прошедшей 1 июня в аэропорту
«Борисполь», была достигнута договоренность, что правлением НБУ будет принято
решение о применении мер воздействия в отношении пяти банков, которые были
вовлечены в организацию упомянутой теневой схемы, в частности, лишении их
лицензии на операции, использовавшиеся при реализации этих схем, а также
широком информировании общественности об этих банках. «Надеюсь, что пять
банков, которые участвовали в той афере, находятся сегодня под уголовным
следствием, что Генеральной прокуратурой вместе со Службой безопасности ведется
уголовное следствие по фактам, которые благодаря таможне и действиям
коммерческих банков были сделаны», – сказал Виктор Ющенко.

Президент
предостерег банкиров, присутствующих на совещании, от участия в организации
подобных сделок, отметив, что участие банка в таких схемах без ведома
руководителя – невозможно. Он обратил внимание на то, что ежемесячно объем
валюты, покупаемой на легальном наличном рынке, на 500-600 млн. долларов или на
30-40% больше, чем вероятный легальный спрос на эту валюту, который формируется
исходя из объема снятых депозитов в гривне и погашенных валютных кредитов.
Затем Президент обратился к присутствующим на совещании представителям банков с
требованием работать на валютном рынке в соответствии с нормами национального
законодательства. «Ни одна валютная наличная операция не делается без ведома
председателя банка. Вы являетесь валютными агентами клиента и закон возлагает
на вас ответственность. Вы должны делать ту миссию на валютном рынке, которой
от вас требует закон о валютном регулировании», – предупредил Президент. Он
напомнил, что уже предупреждал о недопустимости спекулятивных операций на
валютном рынке во время совещаний с участниками банковского сектора.

Справка 1: При
одинаковом качестве, стоимость импорта товаров в Украине ниже, чем в соседней
России и других странах СНГ и Восточной Европы. Президент привел данные,
согласно которым за І квартал 2009
г
. стоимость 1 кг ввезенного в Украину мяса составляла 1,5
долл. США, в то время как в России – 2,1 долл., в Беларуси – 2,2 долл., в
странах Прибалтики – до 2,3 долл. США; табака – 5 долл. США, в то время как в
Беларуси – 7,9 долл., Литве, Румынии и Венгрии – от 6,9 до 7,5 долл., в
Словакии – 17,2 долл. США; тканей специальных – 3 долл. США, в то время как в России
– 3,5, долл., Беларуси – 10 долл., Литве, Румынии и Венгрии – около 14 долл., в
Словакии – 17,2 долл.; тканей текстильных – 5,8 долл. США, а в России – 14,8
долл., в Эстонии, Литве, Румынии и Венгрии – от 6,8 до 12 долл.; одежды
трикотажной – 3,9 долл. США, в то время как в России – 22,2 долл., Беларуси –
17,9 долл., Молдове и Румынии – около 10; одежды текстильной – 7 долл. США, в
то время как в России – 26,7 долл., Беларуси – 41,5 долл., Молдове и Румынии –
около 12 долл.; обуви – 9 долл. США, в то время как в России – 12,4, Молдове и
Румынии – около 10, Эстонии, Беларуси и Литве – 25-27; бытовой техники – 13
долл. США, а в России – 15,4, в Румынии, Эстонии и Литве – 15,8-19,5 долл. США.

Справка 2:
Службой безопасности Украины разоблачена преступная группировка, которая
внедрила противоправный механизм обналичивания и выведения денежных средств за
границу с использованием расчетных счетов фиктивных и буферных коммерческих
структур, открытых в ООО «Партнер Банк». В течение длительного времени участники
преступной группировки предоставляли услуги по «конвертации», минимизации
обязательных отчислений в госбюджет, незаконному формированию налогового
кредита, непродуктивному оттоку средств за границы государства с дальнейшим
ввозом на территорию Украины товаров по заниженной стоимости около 300
предприятиям разных регионов Украины. Ежемесячный объем финансовых сделок
«конвертационного» центра составлял более 300 млн. грн.