Украинское кораблестроение: фальшивый оптимизм Кабмина

2009-06-03 11:34:37

В планах правительства к 2035 г. полностью обновить украинский военно-морской флот на «российских» верфях. Но неритмичное поступление средств и устаревшая технологическая база отечественных судозаводов могут привести к срыву сроков строительства кораблей.



Украинское военное
кораблестроение уже давно находится в глубокой депрессии. Последним кораблем,
спущенным на воду с отечественной верфи, стал корвет «Тернополь» (2002 г., «Ленинская кузня»).
Причем его закладка и проектирование началось еще при Советском Союзе. По сути,
сейчас чуть ли не единственным «живым» инновационным проектом в сфере
кораблестроения является программа создания нового корвета для ВМС Украины.

Правда, с прошлого года темпы ее
реализации забуксовали. Еще в 2005
г
. на разработку корвета предполагалось выделить 805
млн. грн. Но в конце 2008 г.
из-за отсутствия надлежащего финансирования сроки подготовки эскиза корабля
были сорваны. Ожидалось, что в конце I квартала сего года работы над техническим
проектом завершатся и к концу года состоится тендер на строительство. Согласно
планам, в 2012 г.
головной корабль должен быть спущен на воду, а потом каждые полтора года
планировался выпуск следующего. Общая численность корветов в составе ВМС должна
достичь 10 единиц.

Однако, сейчас сроки завершения
технического проекта корвета перенесены с сентября на конец года. «В этих
условиях, вероятно, закладка первого корвета будет осуществлена уже в 2010 г.», – сообщил
начальник департамента разработок и закупки вооружений Минобороны Владимир
Грек, отметив, что выделение средств на закладку предусмотрено «даже не из
стабфонда», а по линии спецфонда бюджета. «Вероятность получения этих средств
мы оцениваем как очень низкую», – сказал В.Грек. Напомним, что в
госбюджете-2009 на опытно-конструкторские работы по проекту за счет средств
стабфонда предусмотрено выделение 200 млн. грн., на начало строительства – 100
млн. грн. по линии спецфонда.

Кроме нестабильного
финансирования, большие вопросы вызывают и наличие судостроительных мощностей,
которыми располагает украинское государство для постройки кораблей. На данный
момент в госсобственности находится лишь николаевский завод им. 61 коммунара и
Феодосийская судостроительная компания «Море». Оба актива находятся в крайне
плачевном финансовом состоянии.

Так, убытки завода им. 61
коммунара по итогам 2008 г.
составили 131 млн. грн. Причем, годом ранее этот показатель был на уровне 10
млн. грн. На 1 октября 2008 г.
ФСК «Море» обладало совокупным долгом в 270,6 млн. грн. Очевидно, что по итогам
сего года финансовое положение этих предприятий еще сильнее усугубиться.

Дополнительной проблемой также
является то, что ведущее кораблестроительное предприятие – ССЗ им.61 коммунара,
– де-юре находящееся в госсобственности, де-факто контролируются российским
бизнесом («Смарт-Холдинг» Вадима Новинского). Напомним, что ранее при
строительстве кораблей использовались мощности керченского завода «Залив» и
киевской «Ленинской кузни». Но первый уже давно переориентировались на гражданское
судостроение, а второй – практически уничтожен нынешним собственником Петром
Порошенко. Сейчас предприятие собирает тракторы, а в перспективе на его
промплощадке планируется построить развлекательный центр. А мощности верфи
планировалось перенести в район Севастополя.

Действующие корабли ВМСУ, построенные на украинских
верфях

Тип

Место
строительства

Дата
спуска/дата принятия в ВМСУ

Состояние

Крейсер
«Украина»

ССЗ
им.61 коммунара

1990/1993

Достройка

Фрегат
«Гетман Сагайдачный»

«Залив»

1992/1992

Флагман
ВМСУ

Корвет
«Луцк»

Ленинская
кузня

1993/1993

В
строю

Корвет
«Тернополь»

Ленинская
кузня

2002/2006

В
строю

Десантный
корабль «Донецк»

ФСК
«Море»

1993

На
отстое. Исключен из ВМСУ в 2008

Корабль
управления «Славутич»

Николаевская
судоверфь

1992

В
строю

Такая ситуация с предприятиями
вынуждает чиновников Минобороны искать альтернативные варианты строительства (в
т.ч. того же корвета). Изначально предполагалось, что 60% работ по его
производству возьмет на себя николаевская группа судозаводов, а 40% будут
осуществляться силами европейских компаний. Причем, иностранцы поставят те виды
комплектующих, которые Украина не производит. Так, в оборонном ведомстве уже
приняли решение закупить вооружение для корвета у производителей из Франции и
Италии.

Но украинским военным пришлось
принимать во внимание значительные риски, если заказ будет размещен на
николаевской группе судозаводов, фактическим собственником которых является
российский бизнесмен В.Новинский. По этой причине, а также учитывая моральный
износ оборудования верфей, которые просто не смогли бы выполнить заказ,
пришлось рассматривать альтернативные варианты. Например, первые два корвета
могут быть построены на европейских верфях в партнерстве с украинскими
предприятиями. В этот же период будет проведена доподготовка отечественных
специалистов, освоены технологии. А уже третий и четвертый корабль под
контролем европейского партнера будут строиться в Украине. В Минобороны
отмечают большую работу, проделанную военным ведомством по изучению
возможностей размещения заказа во Франции, Голландии, Италии и Германии.

Тем не менее, украинское
правительство отдало предпочтение условно отечественным корабелам. «Принято
решение, что корабли будут строиться в Украине», – говорит В.Грек. По его
словам, конкурс на определение головного исполнителя заказа еще не проводился,
вероятно, он состоится в июне-июле текущего года.

Напомним, что в начале мая Кабмин
утвердил стратегию развития кораблестроения до 2035 г. (первый этап ее
реализации до 2015 г.).
«Сегодня ставится задача способствовать развитию технологической базы отрасли и
обеспечить повышение уровня более полной комплектации кораблей», – сообщил
министр промполитики Владимир Новицкий. В данный момент большинство
отечественных судозаводов оснащено мощностями 30-х гг. прошлого столетия. Износ
основных фондов предприятий оценивается в около 70%. Удельный вес трудоемкости
в 3-5 раз выше, чем у зарубежных корабелов, а продолжительность строительства
суден в 2-2,5 раза больше.

На обновление всей отрасли
необходимо минимум 20 млрд. грн. Одним из вариантов, как завести деньги на
модернизацию производственной базы, в Минпромполитики называют авансовые
платежи по будущим контрактам, которые получат судозаводы от Минобороны,
которое будет финансировать строительство кораблей.

Кроме того, чтобы хоть как-то
ускорить процесс модернизации Кабмин рассматривает возможность освобождения
верфей от НДС и пошлин на завозимое оборудование, которое не производится в
Украине. «Это очень важно для нас, потому что в условиях длительного цикла
производства сейчас мы не обеспечить доступ судостроительных предприятий к
кредитным ресурсам по приемлемым условиям», – говорит В.Новицкий.

Но кроме создания корвета на
украинских и европейских мощностях прорабатывался и альтернативных сценарий –
покупка у США списанных кораблей. Тогда речь шла о двух фрегатах типа «Оливер
Х.Перри». Но в начале года переговоры были отложены из-за отсутствия средств у
Украины.

По словам советника министра
обороны, вице-адмирала Владимира Безкоровайного, цена американского фрегата в
консервации может варьироваться в пределах $50-70 млн., плюс-минус $20 млн.,
«при том, что он полностью отвечает необходимым требованиям». В то же время,
стоимость корабля, аналогичного проектируемому Украиной новому корвету,
оценивается порядка ?250-300 млн. на мировом рынке.

Понятно, что закупка списанных
кораблей резко бьет по перспективам украинских верфей получить бюджетное
финансирование. Но, в то же время, американскими фрегатами Минобороны могло бы
в кратчайший срок закрыть брешь в составе флотской группировки. А оставшиеся от
экономии средства направить на разработку национального вооружения. Поэтому,
чиновникам, вещающим о «возврате военного кораблестроения в Украине, которое
потеряно», крайне важно соблюсти баланс между интересами ВМСУ и отраслью.

Виктор Носов, ugmk.info