Укрэксимбанк будет кредитовать судостроению на льготных условиях – В.Новицкий

2009-06-03 10:39:51

Отечественное промпроизводство продолжает «свободное падение». По последним данным Госкомстата, за четыре месяца с. г. объемы промпроизводства в стране снизились на 31,9% (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). В апреле производство металла «упало» на 7,1 % по сравнению мартом. В такой ситуации успешные в недалеком прошлом «локомотивы» украинской промышленности — металлургические и химические предприятия — с начала года все чаще предпринимают попытки договориться с властями о льготах.


Металлургам удалось решить
вопрос, связанный с железнодорожными перевозками (на уступки пошла
«Укрзалізниця»), а также «уговорить» правительство на льготные цены на газ
(2425 грн. за тыс. куб. м для химиков и металлургов, для прочих — 2570 грн.).
Еще более преуспели в лоббизме химики, которые пригрозили остановить свои
предприятия, если цены на импортный газ для них останутся на нынешнем уровне
(подробнее — см. «Альтернатива отменяется», ВД №8, с. г.). В итоге Кабмин
практически разрешил химпредприятиям закупать газ у импортеров по более низким
ценам, нежели на внутреннем рынке.

Минпромполитики хоть и старается
поддерживать интересы некогда авангардных предприятий отечественного
промпроизводства, но делает ставки на новые, перспективные отрасли, которые
могли бы возместить колоссальные потери бюджета (подробнее — см. «В поисках
спасителей», «ВД» №16, с. г.). В числе новых фаворитов промышленности —
кремниевое и титановое производство, авиастроение, судостроение, целлюлозная
промышленность.

О положении дел в промышленности,
льготах для украинских металлургов и химиков, а также планах министерства по
развитию новых направлений «ВД» рассказал министр промышленной политики
Владимир Новицкий.

«Укрзалізниця», «Нафтогаз
України» и «Энергокомпания Украины» 14 мая потребовали от Кабмина отменить
льготы металлургам, поскольку те нарушили договоренности о сохранении цен на
свою продукцию. Как урегулировать конфликт монополий и промышленников?

— Конфликта, по сути, не было.
Велись дискуссии, в результате которых было принято окончательное решение (2
апреля правительство и металлурги договорились о сохранении льгот при условии
неповышения последними цен на металлопродукцию на внутреннем рынке — прим.
«ВД»). «Укрзалізницю» в такой ситуации тоже можно понять: падают объемы
перевозок, если тарифы (на грузоперевозки — прим. «ВД») не повышать, планы по
поступлениям в госбюджет выполнены не будут. Подобная ситуация возникла и с
химпредприятиями, с которыми правительство также подписало меморандум. Для того
чтобы поддерживать хотя бы минимальный уровень производства, им предоставили
необходимые преференции. На мой взгляд, если остановятся химические
предприятия, легче от этого «Укрзалізниці» точно не станет: объемы перевозок
химической продукции резко уменьшатся, от чего пострадает и экономика отрасли.

Кабмин близок к тому, чтобы
разрешить химикам покупать импортный газ напрямую. Но тогда поставщики газа
получают преимущество в случае возможной приватизации…

— Вопрос приватизации в этом году
поднимался только в отношении одного предприятия — Одесского припортового
завода. Остальные уже приватизированы и в нынешних условиях, думаю, вряд ли
интересуют российских инвесторов. В прошлом году была максимально выгодная конъюнктура
для продажи этого передового предприятия отечественного химпрома. Если бы мы
его продали тогда, думаю, проблемы с газом для предприятия не возникло бы.
Поскольку среди более десяти претендентов на покупку были компании, которые
могли бы поставлять газ по схемам замещения на приемлемых условиях. Сегодня же
все зависит от того, как быстро будут меняться условия работы на рынке. Пока
вопрос о приватизации ОПЗ остается открытым.

Кризис заставил министерство
задуматься и о новых приоритетах промышленности, которые могли бы стать
«локомотивом» ВВП. Что это за отрасли?

— Речь идет, в первую очередь, о
продукции украинского авиастроения, которая имеет платежеспособный спрос на
рынке. Но в настоящее время отрасль находится в серьезном финансовом кризисе.
Самый главный вопрос, который необходимо решить — реструктуризация долгов. Одно
только Харьковское государственное авиационное производственное предприятие
(ХГАПП) задолжало банкам 1,2 млрд грн., «Авиант» — 460 млн грн. Средства,
которые изыщет правительство, пойдут на завершение строительства шести
самолетов на ХГАПП и двух АН-148 на «Авианте».

Потенциал же производства на
первом этапе — шесть-семь самолетов в год на киевском «Авианте». Хотя вполне
реально выйти на уровень производства 12 машин в год. В нынешнем же году наши
возможности на этом предприятии не превысят двух самолетов АН-148.

Все предприятия украинского
авиапрома уже работают в кооперации с Россией. Какой смысл в поддержке
предприятий неполного цикла?

— Сейчас доли участия в производстве
одного самолета АН-148 равноценны: и Украина, и Россия имеют по 50%.
Между­народная кооперация лежит в основе всех ведущих авиастроительных
компаний. У нас с россиянами и разработки всех созданных самолетов совместные,
поэтому глупо отказываться от эффективного сотрудничества.

В правительстве активно
обсуждается необходимость поддержки судостроения. Какие льготы могут быть
предоставлены отрасли?

— Главная проблема для этой
отрасли в Украине — отсутствие серьезной государственной поддержки. В
большинстве стран эта отрасль дотируется, поскольку рост заказов в судостроении
обеспечивает создание рабочих мест в смежных отраслях. Также большое значение
имеет отмена НДС и таможенной пошлины при ввозе оборудования для обновления
промышленных мощностей, поскольку в настоящее время Украина строит только
корпуса для судов. А для того, чтобы перейти на строительство полнокомплектных
судов, необходимо обеспечить приемлемые условия для их комплектации
оборудованием, материалами…

Сейчас идет активное обсуждение
необходимости принятия соответствующих решений для поддержки отрасли на
правительственном уровне, этот вопрос уже неоднократно рассматривался.

Какой банк может выступить в
качестве кредитора судостроения?

— Скорее всего, эта роль будет
отведена государственным банкам, которым предлагается предоставить льготное
кредитование судостроению и авиапроизводству. Какой это банк, догадаться
несложно — Укрэксимбанк. Вопрос — в процессе обсуждения.

В апреле Кабмин принял
постановление о создании госхолдинга «Титан Украины», но в решение внес
коррективы президент. Чем вызван такой шаг?

— Президент приостановил действие
указа в отношении только одного предприятия — ЗТМК (Запорожский титаномагниевый
комбинат). Он считает, что предприятие эффективнее будет работать в нынешнем
статусе (казенное), чем в составе ГХК «Титан Украины». В правительственном
постановлении о создании ГХК говорится, что предприятия не подлежат
приватизации, а значит и опасаться приватизации ЗТМК не стоит.

Если цена на титан снижается,
зачем создавать сейчас холдинг «Титан Украины»?

— Украина одна из немногих стран
в мире, обладающих запасами титанового сырья и технологиями для его переработки
в металлический титан и пигментную двуокись титана. Предприятия в основном
государственные. Такой потенциал нужно использовать, создав ГХК «Титан Украины»
и разработав программы его развития. Это позволит нам в недалеком будущем
получить серьезного игрока на титановом рынке. Идея создания холдинга
предлагалась еще десять лет назад. Почему только сейчас принято решение — мне
сложно объяснить. У тех, кто ранее брался за создание холдинга, это не
получилось. Нам, надеюсь, удастся довести дело до логического завершения,
несмотря на то, что коньюнктура рынков изменилась.

Как будут решаться вопросы с
передачей двух ГОКов, находящихся в аренде у структур Дмитрия Фирташа, в
управлении «Титан Украины»?

— В октябре они будут переданы на
баланс холдинга. Сейчас ГОКи находятся в аренде у собственника «Крымского
титана» Дмитрия Фирташа, срок аренды истекает в сентябре с.г.. ФГИ имеет полное
право не продлевать его. Минпромполитики считает, что эти предприятия должны
войти в холдинг.

Возможна ли приватизация «Титана
Украины»?

— В будущем возможно
акционирование компании, в которой контрольный пакет акций будет принадлежать
государству, а остальные инвестору. Отрасль требует капитальных вложений,
которые государство обеспечить пока не в состоянии.

Какие еще отрасли собирается
поддерживать министерство?

— Мы видим потенциал для развития
кремниевого производства в ближайшие несколько лет. Если до этого в Украине
производилось около 3,2 тыс. тонн поликристаллического кремния, то теперь
вполне реально увеличить объемы до 5 тыс. в ближайшие два года.

Поднимался ли вопрос о создании
государственного холдинга по типу «Титан Украины» на базе кремниевых
предприятий?

—Я думаю, что в ближайшие годы
создание такого государственного объединения проблематично. Все самые
привлекательные объекты уже находятся в частных руках. Запорожский завод
полупроводников приватизирован, Запорожский алюминиевый комбинат тоже. В этом
году ФГИ подал заявку на приватизацию запорожского предприятия
«Кремнийполимер», так что пока я себе слабо представляю объединенную компанию.

Севгиль Мусаева, Власть денег