Китайская перезагрузка

2009-06-03 13:35:04

Рынок морских грузовых перевозок, несмотря на пессимистичные прогнозы снижения объемов международной торговли, имеет потенциал к росту. Основная причина – спрос со стороны Китая на импорт сухих грузов.



С лета 2008 года акции международных компаний, специализирующихся на
морских перевозках сухих грузов (DryShips Inc., Diana Shipping, Genco Shipping,
Excel Maritime, Eagle Bulk Shipping) сильно «просели». На «дне» некоторые из
них показывали троекратное снижение стоимости. По мнению финансовых аналитиков,
это было вызвано снижением объемов перевозок сухогрузов (железная руда, уголь,
удобрения) и стоимости фрахта судов (индекс Baltic Dry).

Тем не менее, в апреле текущего
года наметился перелом ситуации. По мнению ведущего эксперта УК "Финам
Менеджмент" Дмитрия Баранова, во многом новый рост акций этих компаний
обусловлен продолжавшимся уже длительное время ростом на рынке фрахта. «Индекс
BDI по состоянию на 15.05.09 установил новый рекорд в 2009 году и достиг
отметки в 2432 пункта против 2298 пунктов на 10.03.2009 года. Обновил
мартовские показатели и индекс Handy, который на 15.05.09 превысил 800 пунктов
и остановился на отметке в 802 пункта. То есть, несмотря на прогнозы о том, что
мировая торговля в этом году может сократиться на 5-10%, морские перевозки
увеличиваются, что позволяет перечисленным компаниям смотреть в будущее с
определённым оптимизмом», – прокомментировал Дмитрий Баранов.

Как пояснила в беседе с старший
аналитик УК «Эссет Эверест Менеджмент» Софья Рагулина, причиной нового роста
является достижение договоренностей указанных компаний с банками об отсрочке
кредитов. По мнению аналитика, акции перевозчиков угля и руды и в дальнейшем
имеют неплохой потенциал. «Впрочем, многое будет зависеть от объема спроса со
стороны Китая», – подчеркнула Софья Рагулина.

Дмитрий Баранов также связывает
рост рынка со спросом на руду и уголь со стороны промышленников Китая. «В
первую очередь, основным источником этого оживления остаётся Китай, который
закупает руду и уголь для своей металлургии», – отметил аналитик.

Дело в том, что рост производства
стали в Китае влечет за собой увеличение импорта железной руды и коксующегося
угля, которые завозятся в Поднебесную, главным образом, из Бразилии и
Австралии, то есть по морю. По прогнозам Софьи Рагулиной, ожидающееся
восстановление спроса на сталь в 2010
г
. также приведет как к росту объемов, так и стоимости
морских перевозок.

Кроме этого, поддержку рынку
оказывают и закупки Китаем зерна и сои, – отмечает Дмитрий Баранов. Впрочем,
перевозки зерновых и масличных в остальном мире также поддерживают «в тонусе»
рынок фрахта.

Уменьшение складских запасов
основных сырьевых товаров в мире, также ведёт к увеличению их перевозок, что
даёт определённые перспективы морским перевозчикам. Наблюдающаяся сейчас в ряде
развитых стран некая стабилизация экономики и небольшое увеличение
производства, также способствует тому, что спрос на основные массовые товары
растёт, и эти компании смогут поучаствовать в их перевозках с выгодой для себя,
– считает Дмитрий Баранов.

Китай, который за последние
десятилетия превратился в «мастерскую мира», подтверждает свою роль в ситуации
кризиса, поддерживая спрос на сырье для своей промышленности и «вытягивая», тем
самым, участников рынка международных морских перевозок.

Виталий Чернов, ПортНьюс