Инспекция главгосрегистратора флота – монополька Минтранса

2009-06-01 12:40:43

Стало известно, что Минтранс издал приказ, изменяющий полномочия Инспекции главного государственного регистратора флота. Правда, похоже, сам приказ издавался давно, до увольнения Верещаки и назначения Работнёва на должность первого зама. И только 21 мая этот приказ был зарегистрирован в Минюсте.


Что интересно в этой связи?
Первое – проект приказа не был опубликован для предварительного ознакомления.
Ну, эта практика, которую настойчиво внедряет товарищ на букву Р, известна
давно. Всё понятно – деньги на разработку проекта приказа бюджетные,
отчитываться надо по факту (утверждения изменений), а тут поди знай, что разным
юристам придёт в голову?

Того и гляди не сможешь приказ
утвердить и получится нецелевое расходование бюджетных средств. А кому это
надо? Проще всё засекретить до момента "утаптывания" Минюста и
получения от него регистрационного штампа.

Второе, "косяков" в
новом приказе хватает. Вот, хотя бы, начать с организационной формы Инспекции
главного государственного регистратора флота. Теперь, по Положению это –
государственное предприятие. Хотя ранее она позиционировалась (неофициально)
как Учреждение. В общем, прощай административная реформа! Хрен с ними,
требованиями Закона Украины о Государственной службе, в котором указывается,
что государственные функции выполняют исключительно государственные служащие,
а, заодно, и требованиями Закона Украины об источниках финансирования органов
государственной власти, в котором осуществление государственных функций
осуществляется только за счёт Государственного бюджета! Теперь выходит, что
Минтранс своим приказом создал монопольку, коммерциализировав государственные
функции в обход закона и бюджетной дисциплины. Теперь подведомственное
Минтрансу госпредприятие свою прибыль формирует за счёт продажи государственных
функций по регистрации и, естественно, это очень симпатичный ресурс,
неподотчётный Счётной палате, а подведомственный лично руководству Минтранса.
Кто то когда-то видел годовой баланс Инспекции главного государственного
регистратора флота? То-то!

Как на это пошёл наш Минюст я уже
не спрашиваю. Хе-хе.

Положения Порядка ведения
Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины тоже –
отдыхают.

Теперь в дополнение до пункта 12

12. Реєстрації у Державному
судновому реєстрі України підлягають:

а) пасажирські, наливні судна,
судна, призначені для перевезень небезпечних вантажів, а також буксири
незалежно від потужності головних двигунів і валової місткості;

б) самохідні судна, у тому числі
риболовні, не зазначені в підпункті "а" цього пункту, з потужністю
головних двигунів 55 кВт і більше; ( Підпункт "б" пункту 12 із
змінами, внесеними згідно з Постановою КМ N 963 ( 963-2004-п ) від 28.07.2004 )

в) судна, не зазначені в
підпунктах "а" і "б" цього пункту, валовою місткістю 80
одиниць і більше.

Государственном судовом реестре
ещё и НЕРЕГИСТРИРУЮТСЯ суда!

Я, вообще, не представляю, как
Минюст выкрутился, обосновывая явное расширение полномочий Инспекции, по
сравнению вот с этим положением Порядка:

Інспекція, а для риболовних суден
– Держкомрибгосп та Інспекція видає судновласнику:

а) свідоцтво про мінімальний
склад екіпажу;

б) свідоцтво про страхування або
інше фінансове забезпечення цивільної відповідальності за шкоду від забруднення
нафтою;

в) свідоцтво про тимчасове
виключення судна з Державного суднового реєстру України;

г) свідоцтво про виключення судна
з Державного суднового реєстру України.

( Пункт 25 із змінами, внесеними
згідно з Постановою КМ N 963 ( 963-2004-п ) від 28.07.2004 )

Поскольку в новом приказе
Минтранса этот исчерпывающий перечень, дополнительно расширен так:

4.21. Здійснює оформлення та
видачу:

– журналу безперервної реєстрації
історії судна (синопсис судна);

– свідоцтва про нанесення
постійного маркування розпізнавального номера;

– свідоцтва про мінімальний склад
екіпажу;

– сертифіката про нереєстрацію
судна (недобудованого судна), корпусу судна в Державному судновому реєстрі
України.

Я то понимаю, откуда ноги растут
– Порядок принимался в 1997 году, тогда, прежде всего, стояла задача
перерегистрации бывшего советского флота. Теперь, когда та задача успешно
решена и бывшего советского флота уже практически не видно глазу, встаёт задача
дальнейшего "освоения" новых, неохваченных ранее ниш – хотя бы
судостроения. Поистине титаническую работу произвели придворные юристы
Минтранса, чтобы обойти требования статьи 15 Кодекса торгового мореплавания
Украины, в котором дано определение "судна". По-видимому, обошлись
запятой в тексте приказа, уравняв судно и корпус судна. Великолепно! Я уже хочу
принять участие в судебном заседании по какому-нибудь спору, связанному с этим
положением! (Может у кого то есть желание меня нанять – я даже недорого
возьму!)

И уж полным апофеозом правового
нигилизма (авантюризма) для меня – юриста явились такие строки приказа:

3. У пункті 4:

підпункт 4.3 доповнити словами
"визначає строк реєстрації (з урахуванням періоду, зазначеного у суднових
документах щодо придатності судна до плавання), скасовує записи про реєстрацію
суден, у тому числі риболовних, що зареєстровані з порушенням установленого
порядку державної реєстрації суден";

То есть, во внесудебном порядке
какое-то коммерческое предприятие принимает решение об отмене регистрационных,
имеющих правовое значение записей, относящихся к праву собственности на
довольно дорогое имущество! И для этого не нужно ни решения суда, ни надписи
нотариуса – по крайней мере, приказ о них не упоминает. Теперь открывается
широчайшее поле для шантажа судовладельцев! Как вы думаете, сколько теперь
стоит должность Главного государственного регистратора флота? А?

В общем, как я уже писал ранее,
Минтранс вообще следовало бы лишить права издавать нормоустанавливающие приказы
и оставить ему право издавать только организационные приказы. А всё
нормотворчество сконцентрировать в Верховной Раде, чтобы потом ни у кого не
было подменять нормы закона ведомственными приказами.

Но каков Минюст?! Браво,
товарищи! Это – высший класс!

С.В.Горчаков, Морское административное право