Угольный терминал «Авлиты»: оборона Севастополя

2009-05-29 17:04:57

С покупкой американского угля «Метинвест» активизирует реализацию проекта по строительству перегрузочного терминала в севастопольском порту. Пассивность центральной власти, устранившейся от решения конфликтной ситуации вокруг терминала, дает компании Ахметова возможность сломить сопротивление горожан еще до конца текущего года.



С покупкой United Coal Company
(UCC) «Метинвест» закрыл свои потребности в коксующемся угле на 100%.
Качественный американский уголь с низким содержанием серы позволит группе
отказаться от российского сырья, закупки которого в последние годы были
осложнены дефицитом и высокими ценами. UCC располагает 120-130 млн. т
металлургического угля (коксующийся и используемый для пылеугольного вдувания),
этих запасов компании хватит на 30-40 лет добычи.

Осталась одна небольшая проблема
– доставить это сырье в Украину.

ЗАО «Стивидорная компания
«Авлита» создана бизнесменом ливанского происхождения Рафиком Дау, владевшим в
Крыму рядом активов, включая знаменитый «Севморзавод». В 2006 г. компания продана
кипрскому оффшору MetalUkr Holding Limited, и вошла в дивизион угля и кокса
«Метинвеста».

На сегодня «Авлита» располагает
двумя самыми глубоководными в стране причалами (глубины 12 и 11 м) в акватории Севастопольской
бухты. Перевалочные мощности составляют 5 млн. т грузов в год (2 млн. т
металлопродукции и 3 млн. т зерна), принимаются суда водоизмещением до 80 тыс.
т. Дноуглубительные работы увеличат глубину причала №20 до 17 метров, длину – до 388 метров, что позволит
принимать крупнотоннажные суда типа Cape Size дедвейтом до 140 тыс. т. Для
перегрузки сухих грузов будет построен универсальный перегрузочный комплекс
(УПК) на 8,5 млн. т в год, в том числе 4 млн. т угля и 4,5 млн. т песка и
щебня.

За январь-апрель 2009 г. «Авлита» увеличила
перевалку грузов на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., при этом объем
перевалки металла сократился до 0,6 млн. т, в то время как перевалка зерна
выросла до 1,1 млн. т. Рост отгрузки зерна позволяет «Авлите» держаться на
плаву сейчас, когда объемы экспорта металла из Украины резко упали. За 2008 г. прибыль «Авлиты»
выросла, по сравнению с 2007
г
., в 6 раз – до 47,814 млн. грн., выручка увеличилась
более чем вдвое, составив 218,353 млн. грн.

Грузооборот СК «Авлита» (млн. т):

2006

2007

2008

4 мес. 2009

всего

2,74

2,67

3,96

1,66

металл

1,4

2,1

1,76

0,58

зерно

1,3

0,6

2,2

1,08

Напомним, что в августе 2008 г. «Авлита» провела в
Севастополе общественные слушания, по итогам которых большинство участников (из
всего 300 человек) проголосовали «за» строительство УПК.

Наиболее активные оппоненты
проекта, а это представители экологических и общественных организаций, заявили,
что слушания были сфальсифицированы, поскольку большинство принявших в нем
участие составили сотрудники компании «Авлита» и их родственники, а также
«десант из Донецка и Луганска».

Тем не менее, ссылаясь на
позитивное для себя решение, компания объявила о переходе от разработки ТЭО к
следующему этапу реализации проекта – проектированию. В «Авлите» также заявили,
что получили положительное экспертное заключение «Укринвестэкспертизы»,
Министерств охраны здоровья и охраны окружающей природной среды, а также 5
научных институтов, которые пришли к выводу, что проект «не несет необратимых
последствий для экологии Севастополя».

Для запуска проекта необходима только
заключительная госэкспертиза и «непрепятствование» со стороны городских
властей.

Вместе с тем, в январе и марте 2009 г. участники городских
экологических слушаний большинством голосов высказались против строительства
угольного терминала. Представители «Авлиты» компании не пришли на эти слушания,
заявив, что считают их незаконными.

После январских слушаний
подкорректировала свою позицию даже «Укринвестэкспертиза», руководитель
крымского филиала которой Петр Иосипенко довольно неожиданно заявил, что у «Авлиты»
нет экспертного заключения организации по проекту строительства. «На
сегодняшний день строительство невозможно. У них нет заключения МЧС, договора с
Минтрансом, нет согласования с населением. Мы дали только экспертное заключение
с вопросами, которые нужно доделать. А строить можно, когда мы дадим
комплексное положительное заключение», – сказал он.

В «Авлите» в ответ заявили, что
урегулируют все вопросы до проведения заключительной госэкспертизы готового
проекта. На сегодня баланс сил складывается в пользу «Авлиты», которая может
рассчитывать на поддержку горсовета, в котором регионалы имеют доминирующие
позиции. Однако при этом депутаты хотят обставить таким образом, чтобы не
выглядеть предателями интересов городской общины. Поэтому и принимаются «соломоновы»
решения, сформулированные по типу – «да, но…» или «да, если».

Глава госадминистрации
Севастополя Куницын открыто поддерживает строительство угольного терминала,
хотя и признает, что большинство жителей города действительно выступают против
проекта «Авлиты». В то же время, он заявил, что украинские власти готовы
разрешить строительство, если компания Ахметова получит соответствующее
заключение государственной экспертизы.

Источникugmk.info