Виктор Лисицкий: лицом к России!

2009-05-26 13:36:37

Предлагаем Вашему вниманию статью нашего известного земляка В.Лисицкого, которая касается проблем, стоящих перед украинским судостроением и промышленностью.


Предисловие "Новой николаевской газеты".

Сегодня «Новая николаевская газета» помещает переданную нам для
публикации статью Виктора Ивановича Лисицкого, нашего земляка, видного
государственного и общественного деятеля Украины, в прошлом – депутата
Верховного Совета СССР, в 1999-2001 годах – Правительственного
секретаря Кабмина Украины, а ныне – Первого вице-президента Ассоциации
судостроителей Украины («Укрсудпром»).

Его авторитетное мнение о проводимой «керманычами» государственной
экономической и промышленной политике весьма интересно. И не только
откровенностью высказываний профессионального экономиста, много лет
проработавшего заместителем директора крупнейшего предприятия –
Черноморского судостроительного завода. Его призыв: «Лицом к России!»
отражает происходящую в здравомыслящей части «оранжевого» сектора
украинского политикума переоценку ценностей и признание очевидного для
специалистов, не скованных доктринерскими, догматическими подходами,
краха настойчиво внедрявшихся (и все еще продолжающих внедряться) в
общественное сознание мифов. Оказалось, что эти мифы способны поставить
на грань развала и это самое общественное сознание, и даже еще более
важное для обыкновенного человека общественное бытие.

Миф первый: «рынок все отрегулирует». В
управленческой практике благополучных стран, тяжелым трудом поколений
создавших эту самую рыночную экономику современного типа, подобные
суждения могут присутствовать лишь в виде теоретических изысканий
определенных научных школ, но не как руководство для масштабных
экспериментов над собственными народами. Наши же руководители, по лени
и необразованности, а может просто по человеческой неспособности
продуктивно мыслить и ответственно действовать, пустили развитие страны
на самотек и понадеялись на регулирующую роль рынка, которого у нас не
было, да и сейчас нет. Как результат – потеря важнейших для
существования государства и общества отраслей промышленности и науки,
которые не ориентированы на получение бизнесом немедленной высокой
прибыли. И не бизнеса это вина: он-то действует, как и требует того его
природа.

Миф второй: «Европа нам поможет». Те, кто
настойчиво рассказывает о любви к нам старушки Европы, не дают себе
труда спросить: а за что европейские страны и народы должны нас любить?
И не только любить, но и кормить, и снабжать, и защищать? Строить нам
дороги, давать деньги в виде кредитов, инвестиций, безвозмездной и
благотворительной помощи? Да, европейские страны хотят иметь на своей
восточной границе надежного и лояльного соседа. Да, хотят развернуть
свой бизнес на емком украинском рынке. Но принять нас в «европейскую
семью»? Тем более сейчас, после газовых скандалов и демонстративной
поддержки неадекватного грузинского лидера, рискуя из-за нас и наших
нереализованных психологических комплексов ухудшить отношения со
значительно более важной для них Россией? У Европы – масса своих
проблем, проявившихся особенно в последнее время, и им нет резона брать
на свои плечи лечение «больного человека Европы», каковым предстает
сегодня Украина в глазах европейского сообщества.

Может, инцидент в аэропорту Франкфурта с министром Ю.Луценко вразумит творцов мифа №2?

Миф третий. «Россия нам поможет». Этот миф основан
на ностальгических воспоминаниях о нашем совместном прошлом, в котором,
по обыкновению, люди хотят видеть только хорошее. Надеются, например,
на дешевые энергоносители, на открытие для нашего продовольствия
традиционных российских рынков.
Но ведь это факт, что именно «гайдаровцы», представлявшие в
российской элите сырьевой бизнес и финансовые круги, своими руками
отправили Украину в самостоятельное плавание, руководствуясь принципом:
«Боливар не вынесет двоих». Правда, сейчас в руководстве России –
совсем другие люди, но национальные интересы своей страны они
представляют четко, и, поворачиваясь к ним лицом, трудно рассчитывать
на такую же ответную реакцию, например, на размещение их заказов на
наших предприятиях, особенно в отраслях двойного назначения. У них уже
работает судостроительная (и не только судостроительная) госкорпорация,
и большинство определяющих национальную безопасность производственных
циклов замыкается внутри России. Они без нас определенно, рано или
поздно, с большими или меньшими потерями, обойдутся. Нам же останется
лишь гордиться прошлыми достижениями. Пока живо поколение, которое о
них помнит.
Не надо иллюзий. Даже демонстративно и публично отказавшись от
наших притязаний на участие в западном блоке, вряд ли мы сразу и
окончательно вернем доверие наших традиционных партнеров. Слишком много
мы (Украина) нагадили на северо-восточном направлении. Факты
общеизвестны.
Такая вот «многовекторность», основанная на поговорке «Дурень думкой багатіє».
В
общем, дорогие друзья, остается лишь расстаться с манерой поведения
гоголевского героя, сидевшего возле макитры с варениками и ожидавшего,
чтобы желанный продукт прыгнул сначала в сметану, а затем и в раскрытый
рот. Друзья и партнеры есть лишь у тех, кто ведет себя достойным
образом. А для начала необходимо адекватно оценить положение, в которое
попали по вине «керманычей» (а значит, по своей собственной: ведь это
мы их избирали, не так ли?), и шаг за шагом выбираться из трясины, в
которую завели нас украинские Сусанины.


Украина отстала навсегда?

Несмотря на все достижения уже почти 18 лет независимости, Украина в
экономике безнадёжно отстаёт от бывших собратьев по соцлагерю.
Обретя независимость, Украина тут же покатилась в экономическую и
социальную бездну. К 1999 году общий объём ВВП упал в 2,5 раза, а и без
того скромные доходы граждан сократились втрое. Более 80% украинцев
стали нищими – их доходы были ниже прожиточного минимума. Детей
родилось в этом году – низшей точке падения – на 280 тыс. меньше.
Закрылись тысячи предприятий, распались трудовые коллективы – творцы
высокотехнологичной Украины, превращавшейся в технологического
аутсайдера.
 Особенно
горько то, что развалились колоссальные научно-производственные
комплексы (кластеры), представлявшие общие для республик СССР
международные конкурентные преимуществами.
 Подъём наметился лишь в
2000 году. При премьерстве Виктора Ющенко отменили бартер и льготы
«блатным» фирмам, то есть наиболее очевидную коррупцию в дележе
доходов нации. Ушли от дефолта, и начался экономический подъем. Начался
устойчивый рост благосостояния украинцев – после долгих 17 лет их
реальный доход в 2008 году
наконец-то приблизился к весьма скромному уровню 1991 года. Да, бедных
в 2008
году было постыдно много – 13 млн., но это уже 30% от численности
населения, а не 80%, как раньше. Украинцев рождается всё больше, хотя и
не столько, сколько в 1990 году. Хуже с ВВП – по итогам 2008 года он
составил не более 80% от уровня последнего года пребывания Украины в
СССР. После Оранжевой революции (отдадим должное) деньги хлынули в
Украину. После Майдана и до старта кризиса, до октября 2008 года, за
примерно 14 кварталов,
заграница одолжила нашему бизнесу в 3,5 раза больше, чем за все
предыдущие годы
независимости – за примерно 14 лет. Это конвертированное в доллары
доверие
зарубежного бизнеса к нашей стране мощно поднимало благосостояние
украинцев. К сожалению, действия Президента Украины в предкризисные
месяцы повернуло все вспять, и мы сегодня опять беднеем!

Сравнение Украины с Польшей показывает: наши успехи уж очень
скромны! Поляки, имея куда более скудные природные ресурсы, производят
ВВП на душу населения в 2,4 раза больше, чем мы. А чем больше ВВП, тем
выше уровень жизни. На старте реформ эти показатели у нас были
близкими: $5,8 тыс. в Польше и $5,1 тыс. в Украине. Энергичные реформы
в Польше ускорили его рост до $16,3 тыс. в 2007 году. У нас же
невнятные преобразования типа «между здесь и среди там» опустили его к
1998 году в 1,7 раза – до $2,9 тыс. Рост возобновился лишь в 2000 году
– на девятом году
независимости и реформ по-украински!

В 2008 году мы выработали ВВП на душу населения столько же,
сколько поляки в
1996-м. Украина начала реформы на 15 месяцев позже Польши, а в итоге
отстала на 12 лет. Нарастающее отставание от Польши подтверждает и
анализ взаимной торговли. В 2001 году мы продали товаров в Польшу на
$46 млн. больше, чем купили. Увы, сегодня всё наоборот. В 2007 году
счёт минус $1,3 млрд. в пользу поляков. Причём 2008 год в торговле с
Польшей мы закончили с ещё большим дефицитом – в $1,9 млрд.
Вспоминается украинская шутка – на базаре муж говорит жене: «Закінчуй,
дружино, торгувати, бо немає чим здачу давати».

Экономическому отрыву Польши от Украины, как и других
постсоциалистических
стран Центральной Европы, есть объяснение – он обеспечен мощным
притоком прямых иностранных инвестиций. Поляк и литовец по итогам 2007
года освоил этих закордонных вложений в 5 раз больше украинца. А
горячий эстонский парень вообще нас удивил – он оказался в 15 раз
проворнее украинца в деле превращения прямых иностранных инвестиций в
здания, сооружения, станки, оборудование, наконец, в новые рабочие
места.

Абсолютно понятно, что эстонец построил эти заводы не в одночасье.
Иностранные богачи имели возможность в течение длительного времени
убедиться: их вложения в экономику наших западных соседей оправдывают
ожидания. В Польшу, Литву, Эстонию они как бы поверили, и эти страны
ушли далеко вперёд в росте благосостояния граждан.
Ну а нам, украинцам, заграница вряд ли поможет. Прямые
иностранные инвестиции на одного украинца в разы меньше и, как
результат, такие же соотношения
по ВВП вызывают тревожное недоумение. Из крупных иностранных инвестиций
вспоминается лишь покупка «Криворожстали». Но, во-первых, сумма эта
явно ничтожна для украинских масштабов – нам нужно дополнительно
100-150 млрд. дол. вложений (а не четыре с половиной, полученных за
«Криворожсталь»), дабы мы хотя бы приблизились к Польше. А, во-вторых,
за эти деньги были куплены уже давным-давно созданные во времена
Советского Союза мощности. Крупных инвестиций в создание новых
современных мощностей практически нет. А уж об инвестициях в развитие
наших международных конкурентных преимуществ говорить вообще не стоит –
логичные иностранцы не торопятся создавать себе новых конкурентов.
Неужели ЕС, вкладывающий громадные средства в свой аграрный комплекс,
будет развивать еще и наш АПК? Для того, чтобы развалить свои рынки
продовольствия и пустить по миру своих же фермеров?

Напрашивается предположение: возможно, не желая создавать себе
трудности в борьбе с международными конкурентными преимуществами
Украины, многочисленные закордонные эксперты не устают говорить об
исключительно плохих условиях ведения бизнеса в Украине? О плохом
инвестиционном климате?

Но хуже всего, что мы позорно и, возможно, навсегда отстали от
наших сотоварищей по бывшему Союзу. Даже сравнение с Белоруссией далеко
не в нашу пользу. И природных ресурсов особенных нет, и «Бацька» – не
демократ, и народ уж такой
«промосковский», и в Европу не стремится, а душевой ВВП сябров – в 1,5
раза выше,
чем у нас. Россия работает примерно в 2 раза лучше – именно во столько
раз ее ВВП на душу населения выше украинского параметра.

Может, настало время задуматься, кому мы доверяли власть? И кому доверим её
завтра? Ну и, все-таки, что же делать?

Что же все-таки делать?
От Советского Союза
оставили нам достался ряд единых и неразделимо общих для постсоветских
стран международных конкурентных преимуществ. Растаскивание их по
национальным «хатынкам» приводит к утрате этих преимуществ как таковых.
Говорю о давным-давно признанных в мире, высокоэффективных, крупных и
современных научно-
производственных комплексах (кластерах): самолётостроение,
ракетно-космическая
индустрия, морская индустрия, нефтегазовый комплекс, АПК и других. В
принципе, их
совсем немного.

Скажу о наиболее знакомом. Морская индустрия – важное
международное конкурентное преимущество многих стран, имеющих
возможности для развития этого кластера. Ещё бы! За время эксплуатации
судна собственник получает чистую прибыль в 2-3 раза выше затрат на его
создание. Темпы роста морских перевозок и вылова рыбы существенно выше
темпов роста мирового ВВП. А глобализация мировой экономики и рост,
увы, количества голодных обеспечат это соотношение и в долгосрочной
перспективе. Морская индустрия – это «Клондайк» и Украины, и России!
Как и черноземы!

Еще со времен Петра Первого наша морская индустрия развивалась как
целостное международное конкурентное преимущество и царской России, и
СССР. Наши флоты, и гражданский, и военный, будучи органично
включёнными и в мировую экономику, и в военное противостояние, успешно
конкурировали с флотами высокоразвитых стран. Хотя этого не скажешь о
многих других научно-производственных комплексах (кластерах) –
сельскохозяйственном машиностроении, легковом автомобилестроении,
станкостроении, которые были слегка «заметны» лишь в странах третьего
мира.

Мозжечок морской индустрии Союза был в Питере. Как известно,
мозжечок – отдел головного мозга позвоночных животных и человека,
участвующий в координации движений и сохранении позы, тонуса и
равновесия тела; функционально связан также с
регуляцией вегетативной, сенсорной, адаптационно-трофической и
условнорефлекторной деятельности организма.

В Питере с начала 18-го века находились все ведущие институты
кластера, которые и создавали стратегию развития флотов. В Украине мы
имели десятки конкурентоспособных конструкторских бюро,
судостроительных заводов, портов,
перевозили десятки миллионов тонн грузов, ежегодно вводили в строй флот
из почти
сотни кораблей и судов, включая авианосцы, ракетные крейсера,
крупнотоннажные
суда, траулеры, суда с динамическими принципами поддержания и т.д.
Примерно 200
тыс. украинцев имели пристойную зарплату и высокий общественный статус.

Об общественном статусе – не пустой разговор. В1966 году, на
втором году службы в Советской Армии, меня пригласили в особый отдел
86-й гвардейской Николаевской мотострелковой дивизии и предложили
поступать в Высшую школу КГБ. Мой ответ ошарашил чекистов: «Я должен
вернуться на Черноморский судостроительный завод и строить авианосцы!»
И я, как и многие мои сверстники, был искренен!

Но не мы создавали стратегию развития флотов – это прекрасно делал
Питер!
Очень важно, что украинская часть кластера морской индустрии дополняла
потенциал
российской части. Точнее: мы строили остро необходимые Родине корабли и
суда, которые в России было строить либо невозможно, либо крайне
невыгодно. То же самое можно сказать и по поводу перевозок грузов, и по
вылову рыбы.

Сегодня наша часть кластера развалена. Все показатели упали в 8-10
раз. «Гуляет»
130-150 тыс. рабочих мест в основном на Юге Украины, который во все
времена, и при
императорах даже, не баловал киевскую власть хотя бы минимальным
почтением. Ежегодно мы утрачиваем по меньшей мере 100-120 млрд. грн.
ВВП и 50-60 млрд. грн.
зарплаты. Это при нашей-то нищете! Отсутствие долгосрочной загрузки
судостроения
и развития кластера в целом блокирует решение ключевой её проблемы –
восстановления трудового потенциала. И морская индустрия Украины
погибает…

Таки да лицом к России!
А рядом Россия, мощная
морская держава, с громадной и долговременной потребностью в обновлении
устаревшего флота (более 1000 единиц) и не имеющая мощностей для
строительства крупных транспортных и рыболовных судов. Эти мощности
остались у нас, в Украине. Для России, с ее 38 тыс. км береговой линии
и 102 тыс. км водных путей, мощный флот – это ещё и обеспечение
территориальной целостности. Именно поэтому в России выделяются на
обновление флотов колоссальные средства.

Нет сомнений, что младшенькая северная сестричка в состоянии
полноценно
загрузить нашу морскую индустрию на десятки лет вперед. И эта
устойчивая перспектива позволит системно решить ключевую задачу –
восстановление трудовых коллективов. Почему же она не торопится спасать
нашу еще недавно общую морскую индустрию? Только потому, что это
кластер двойного использования: и чисто гражданского, и военного. И
только недотепа может развивать кластер двойного применения, не имея
полной уверенности, что он не буде использован для укрепления своего
потенциального противника. Речь идет о НАТО. Российские вожди
достаточно прозорливы…

Так может, ради спасения и кластера морской индустрии, и других
наших международных конкурентных преимуществ стоит отказаться от
вступления и в НАТО, и в Евросоюз? Ведь, в конце концов, благосостояние
нации – превыше всего. Именно этому и должна быть подчинена
внешнеполитическая ориентация.

В начале 1990-х гг. московские вожди понимали опасность грядущего
развала наших конкурентоспособных кластеров. Ведь у них еще был
высококвалифицированный аппарат союзных спецов, понимавших, чем это
грозит. Но допустили эту беду. Почему? Похоже, что Киев их просто
обманул.

Вместо послесловия.
 Пример потерь Украины
по морской индустрии – лишь один из многих. Думаю,
легко привести похожие данные и по самолётостроению, и по
ракетно-космической индустрии, и по нефтегазовому комплексу, и по АПК,
и по другим, «закрытым» в силу их особенной значимости для национальной
безопасности, кластерах. Чертовски не хочется, чтобы по прошествии лет
самыми высокими технологиями наши внуки считали технологии
«макдональдсов»…

Виктор Лисицкий,
печатается с сокращениями

ННГ