«Дельта-лоцман» готово завершить дамбу на ГСХ «Дунай – Черное море» после принятия политического решения

2009-05-21 12:37:07

Демонстрация достижений ГП «Дельта-лоцман» 14 мая для прессы прошла очень организовано. Администрация предприятия упредила большинство вопросов и критических замечаний к проекту и заранее подготовила на них ответы.


Состояние дамбы

Компания «Азовмех» (Мариуполь,
Донецкая обл.) построила дамбу на участке 1670 м и осуществила его
стыковку с участком дамбы (410
м
), построенным компанией Josef Mobius (Германия),
который А.Голодницкмий именует «экспериментальным», ссылаясь на Выводы Укринвестэкспертизы от 26.10.06г.

Состояние дамбы можно увидеть на фотографиях.

(Цитата: «На данное время
построенный участок, ограждая дамбы длиной 345м с применением геотекстиля
согласно чертежей фирмы Iosef Mobius.

Предусмотрено
сохранить этот участок дамбы как экспериментальный, а последующее строительство
выполнять из каменной отсыпки согласно рабочего проекта».)

На сегодняшний момент высота
дамбы составляет от 0 до 2.2 м.
над уровнем моря.

Главной целью поездки было
показать прессе несостоятельность основных обвинений критиков «дамбы Винского»: большие не целевые расходы, плохое состояние дамбы и
несоответствие проектной документации.

В частности, то что
зафиксированные на фото промоины несут серьезную угрозу целостности дамбы. Дело
в том, что мелкий камень находится внутри, а большие фракции – снаружи. Таким
образом, промоины вымывают мелкий камень именно изнутри дамбы.

Вопрос: Как вы прокомментируете фото дамбы, на которых видно,
что ее заливают во время волнения волны?

А. Голодницкий: Даже если и перекатываются – то ничего страшного. Главные
функции дамбы:

1) Защита
от вдольбереговые наносов песка и ила русла ГСХ от особо опасных в этом
отношении северо-восточных ветров;

2) Исключение
распределения тока и концентрация водяного потока только в одном направлении –
по руслу ГСХ.

Защитная дамба может скрыться под
водой во время штормов и поднятия уровня воды – но эти задачи выполняются
независимо от уровня волнения в море. Очевидно, что перекатывающиеся гребни
волн не могут нести с собой заносы и изменить ток реки.

В качестве примера могу продемонстрировать
фото дамбы на мысе Измаильский Чатал. Она построена Румынией в 1902 году с
целью забора воды из Килийского гирла р. Дунай (общий участок Украины и
Румынии) в Тульчинское и Сулинское гирла (Румыния). Несмотря на то, что эту
дамбу при половодье полностью накрывает водой, она уже более 100 лет выполняет свою функцию – под водой или
над водой она – не важно.

Тоже могу сказать о размытии песчаной
дороги на поверхности дамбы. В силу специфики пионерного способа строительства,
согласованного с авторами проекта, на определенный отрезок времени этот участок
являлся автотранспортным, для чего и был насыпан песок.

По сути, можно сказать, что дорога
эта была необходима только для сохранения резины на покрышках автомобилей в период
строительства дамбы пионерным способом. В проекте она не предусмотрена.

Очевидно, что по окончании
строительства никто по ней никогда  и никуда ездить не будет.

Стоимость ГСХ

Следующая тема – стоимость
строительства. Рост стоимости строительства, по словам А.Голодницкого, обусловлен, в основном, административными
просчетами предыдущего руководителя предприятия. Этими
просчетами обусловлено то, что работы пришлось проделывать заново: закупать
камень, переделывать участки, построенные подрядчиками «Укрморшлях» и «Джозеф
Мебиус»

Лишние расходы (по мнению
А.Голодницого):

1) 61,7
млн. гривен – на демонтированный участок, который построила компания
«Укрморшлях»;

2) Строительство
экспериментального участка, построенного Josef Mobius – около 4,8 млн. евро без
учета НДС.

Также на увлечение расходов
повлияли задержки и перерывы в строительстве, связанные со сменой руководства
«Дельта-лоцман», противодействием Госэкоинспекции Украины, и официальных
органов Румынии.

Вопрос: Сколько стоит проект ГСХ в целом?

А. Голодницкий: 543,5 млн. грн. в ценах на 01.01.2006. Хотя с тех
пор цены значительно увеличились. Но, по украинским строительным нормам,
пересчет возможен не ранее 2010 года.

Я предполагаю, что общая
стоимость вырастит до 800 млн. грн.

Подчеркну, что стоимость
строительства, согласно распоряжению Кабмина от 2003 г. сначала проекта предполагала затраты на уровне 144,9
млн. грн.

На данный момент освоено 320 млн.
грн.

Вопрос: Почему же они так выросли расходы?

А. Голодницкий: Факторов – множество. К примеру, один из них –
нарушения в ходе строительства, допущенные подрядчиком «Укрморшлях». Во многом
виноваты просчеты предыдущего руководства и реализация проекта с явными
нарушениями утвержденной документации.

Раннее подрядчиком выступало ООО
«Укрморшлях» – сомнительное предприятие, со штатом из 6-ти человек, без техники
и лицензии. Оно потратило 48 млн. грн. и 6 месяцев на строительство 30 метрового
участка дамбы.

Когда мы пришли, мы разорвали
договор с этим подрядчиком. Новый подрядчик – ЧП «Азовмех». У предприятия есть
все лицензии, 140 чел. штата, 40 самосвалов, экскаваторов и т.д. Привлечение компетентного
исполнителя привело к тому, что мы построили 1 670 м. дамбы за
4 месяца. Потратив 50 млн. грн.

Участок ООО «Укрморшлях» разобран
при этом.

Вопрос: Каково будущее т.н. «немецкой дамбы», построенной в 2004-м
немецкой компанией «Джозеф Мебиус» (длина – 400 м.)?

А. Голодницкий: Это экспериментальная дамба. Она построена с
нарушением проектной документации. Ее ядро построено из геотекстилевых мешков с
песком. В то время, как проектом был предусмотрен исключительно камень. На это
был ряд субъективных и объективных
причин. Но участок построен, с этим необходимо считаться.

Данный участок уже начал «проседать».
К тому же, он расположен в стороне от проектной оси дамбы.

Мы построим участок дамбы
параллельный «немецкому», на 20
м
. западнее. Этот участок будет каменным, в полном соответствии
с проектной документацией. В остов дамбы войдет небольшой участок в конце «немецкой» дамбы. Остальной участок будет
памятником этому эксперименту. И обеспечивать дополнительную защиту дамбе.

Эти ответы не упоминают несколько важных фактов.

1.ООО «Укрморшлях»
строило 30 м.
участок на глубине 5 м.
В то время, как «дамба Голодницкого» проходит на глубине от 0 до 2.2 м (по словам Шишненко Василия Михайловича, главного
инженера института «Укрречтранспроект»). Что, в частности, объясняет различные
объемы использования камня.

2. «Немецкая дамба» – вовсе не «экспериментальная». И хотя на
официальном сайте ГП «Дельта-лоцман» www.delta-pilot.ua  нет проекта строительства дамбы, утвержденного в 2004-м году, он
сохранился у соответствующих органов, и у журналистов.

В этом проекте предусмотрено

строительство дамбы именно с применением
технологии геотекстиля.

– именно в то месте, где она и
расположена.

Перспектива окончания проекта ГСХ

Когда будет закончена 1-я очередь проект ГСХ? Каким способом – пионерным
или навалочным?

А. Голодницкий: 18 мая состоится тендер. В нем примут участие как
«Азовмех», так и другие фирмы. Всего на тендер было подано более 20 заявок от
украинских компаний. Примерная сумма расходов – 100 млн. грн. Участники тендера
и предложат лучший метод реализации.

Государственное предприятие
«Дельта-лоцман» намерено достроить защитную дамбу на глубоководного судового
хода (ГСХ) Дунай – Черное море до октября, а полностью завершить первый этап
реализации проекта – до конца 2009 года.

До октября 2009 года
«Дельта-лоцман» планирует достроить дамбу полностью, параллельно немецкой
экспериментальной части дамбы будет построена дамба по основному проекту, длина
объекта составит 2730 м.

До конца 2009 года планируется
завершить первый этап проекта строительства ГСХ Дунай – Черное море. На
сегодняшний день достигнута осадка морского подходного канала 5,85 м. Русловая (речная) часть в связи с лимитирующими на 4-х
перекатах участками обеспечивает осадку 5,4м.

В задаче на этот год русловая
часть – 5,85 м,
завершение строительства дамбы».

Когда будет окончательно завершен проект ГСХ?

А. Голодницкий:

Реализация проекта зависит не
только и не столько от строительной и технической части, и даже не от финансовой,
сколько от позиции ЭСПОО к проекту. А это выходит:

А) за рамки компетенции ГП «Дельта-лоцман» Окончательное завершения дамбы на

Б) за рамки компетенции Министерства
транспорта.

Этот вопрос находится в руках межведомственного координационного
комитета по реализации конвенции ЭСПОО (который возглавляет
вице-премьер-министр), Министерства природных ресурсов и Министерства иностранных
дел.

Если решения будет принято, том
нам для его воплощения нужно 100 млн. грн. и до 1 года времени. Это с учетом проведения
прозрачного тендера, с привлечением реально работоспособного оборудования, как
на морской, так и на русловой части. Это необходимо для доведения глубины до 7.2 м., привлечением
подрядных организаций для берегоукрепления и строительства струенаправляющей дамбы на
выходе из Старостамбульского гирла в гирло Быстрое.

Практика показывает, что если
люди не занимаются болтовней, а делом, то дело движется.

В этом ответе А.Голодницкий, перекладывая ответственность за
международный аспект проблемы, забыл упомянуть то, что именно ГП
«Дельта-Лоцман» определено ответственным за подготовку всей документации,
необходимой МИДу и Минприроды для отстаивания Украиной своей точки зрения в
структурах ЭСПОО.

А также о том, что именно
избранный им пионерный способ постройки дамбы дал дополнительные козыри экологам утверждать об экологическом вреде нанесенном Дунайскому биосферному заповеднику  и нарушении конвенции ЕСПОО.

Справка: Глубоководный судовый
ход «Дунай – Черное море».

12 мая 2004 года Кабинет
Министров Украины принял решение о строительстве в украинской части дунайского
устья Быстрое 3,5-километрового глубоководного канала «Дунай – Черное море».

26 августа 2004 года в Одесской
области состоялось торжественное открытие первой очереди канала.

На ее строительство было
потрачено около 320 млн. грн.

Однако канал заилился, и
судоходство было остановлено.

1-я очередь хода открылась 26
августа 2004 г.

Длина ГСХ – 172,36 км.

Протяженность искусственного
морского подходного канала – 3
км
432
м
.

Проектная осадка судов – 7,2 м.

ГСХ проложен по гирлу Быстрое –
на территории Дунайского биосферного заповедника, входящего в мировую сеть
резерватов ЮНЕСКО.

Ряд организаций, в том числе –
Академия наук Украины, Всемирный фонд дикой природы, Еврокомиссия и другие,
выступали против сооружения канала в этом месте. В декабре 2006 года, после
выполнения необходимой процедуры, Европейская Экономическая комиссия ООН
включила украинский ГСХ «Дунай – Черное море» в перечень основных внутренних
водных путей Европы и с учетом его характеристик и технических параметров
присвоила высшую категорию (Е-80).

Этот водный путь также является
составной частью VII-ого международного (пан-европейского) транспортного
коридора.