Вместо украинского корвета – китайский авианосец

2009-05-21 13:43:01

В конце марта министр обороны КНР Лян Гуанле подтвердил планы Китая по строительству авианосцев. Также в китайских СМИ появились сообщения о возможном выборе газотурбинных установок украинского производства для оснащения китайских авианосцев



УКРАИНСКОЕ судостроение до
недавнего времени связывало основные надежды на выживание с реализацией
программы строительства нового корабля для ВМС Украины класса корвет. С
радикальным сокращением оборонных расходов в части разработки новых вооружений
и военной техники — а бюджет нынешнего года не предполагает финансирование
строительства корвета — потенциал украинского судостроения может быть
использован для осуществления «китайской мечты».

Китай уже давно начал скупать
снятые с боевого дежурства иностранные авианосцы. Первым, купленным в виде
металлолома за $1,4 млн., стал в 1994 году австралийский «Мельбурн». Части и
детали корабля, порезанные на металлолом, тщательно изучались техническими
специалистами. В 1997 году за $5 млн. был приобретен тяжелый авианесущий
крейсер (ТАВКР) «Минск», следующим стал ($8,4 млн.) ТАВКР «Киев». Оба корабля,
сошедшие в начале 1970-х со стапелей Николаевской судоверфи, используются в
качестве военных музеев в городах Шэньчжэнь и Тяньцзинь соответственно.

Официальной информации о том,
какие именно авианосцы собирается строить Китай и когда эти корабли будут
введены в боевой состав флота, пока нет. По одним данным, к 2015 году Китай
намерен построить два первых авианосца среднего класса водоизмещением 50-60
тыс. т с неядерными силовыми установками, строительство может начаться уже в
нынешнем году. В СМИ утверждается, что оборудование для этих двух судов уже
закуплено в России. Военные специалисты считают, что Пекин собирается создавать
собственные палубные самолеты на основе китайского семейства истребителей
J11B/H с использованием украинских технологий.

В 1999 году Китай купил у Украины
за $20 млн. недостроенный тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (готовность
корабля составляла 70%), который компания Chong Lot Tourist and Amusement
Agency планировала переоборудовать под плавучее казино в Макао. Однако корабль
так и не превратился в развлекательный центр. В 2002 году авианосец был
отбуксирован в Далянь (крупный порт и центр судостроения на северо-востоке
Китая, там же находятся крупные базы китайских ВМС), а спустя три года в
Интернете появились фотографии «Варяга», окрашенного в серые цвета ВМС Китая,
на борту которого велись работы по использованию его в качестве полноценной
палубы для взлета и посадки самолетов и вертолетов. В прошлом году, по
информации СМИ, корабль получил имя Shi Lang и бортовой номер 83. В ближайшее
время китайские военные намерены завершить модернизацию бывшего «Варяга», чтобы
использовать его для подготовки пилотов палубной авиации.

Участие украинских специалистов в
китайском проекте представляется вполне логичным. Строительство советских
авианосцев в Николаеве активно велось вплоть до начала 90-х на Черноморском
судостроительном заводе. Со стапелей предприятия сошел единственный на сегодня
авианосец ВМС РФ «Адмирал Кузнецов». Выбор газотурбинных установок украинского
производства тоже оправдан. Ранее украинские двигатели уже использовались в
конструкции китайской военно-морской техники. Так, двигателями DA80/DN80
(экспортные варианты UGT-25000) николаевского предприятия «Заря-Машпроект»
оснащены эсминцы класса Guangzhou и Luyang II Кроме того, украинские
специалисты могут оказать помощь в комплектации Shi Lang и будущих авианосцев
китайского производства. В частности, нынешние подразделения бывшего НИИ
«Квант» (Киев) специализируются на разработке морских радиолокационных станций,
НИИ «Гидроприбор» занимается разработкой гидроакустических систем. Кроме помощи
украинских судостроителей — если соответствующий контракт будет подписан
«Укрспецэкспор-том» — мы также располагаем единственным на постсоветском
пространстве центром подготовки пилотов палубной авиации «НИТКА». Там проходят
подготовку пилоты «Адмирала Кузнецова», там же возможна подготовка индийских
пилотов после получения авианосца «Викрамадитья» и китайских пилотов
авианесущей группы Shi Lang.

Источник: usva.org.ua