Транснациональный контейнерный поезд пустят через Украину до конца 2009 г.

2009-05-21 14:38:10

В столице завершился круглый стол «Германия-Украина: возможности сотрудничества для развития транзитного потенциала между Востоком и Западом».



По его итогам заместитель
генерального директора «Укрзализныци» Виктор Черный, и член правления Deutsche
Bahn AG (Немецкие железные дороги) Отто Висхой подписали соглашение о
стратегическом сотрудничестве, которое предусматривает долгосрочную работу по
дальнейшему увеличению товаропотока между этими двумя странами.

«Действительно, мы очень долго
шли к подписанию такого масштабного стратегического соглашения с Немецкими
железнодорожными дорогами. Это соглашение позволит упростить вопрос организации
перевозок в прямом сообщении между «Укрзализныцей» и Немецкими железнодорожными
линиями, вопрос оптимизации тарифной составляющей на всем пути транспортировки
и процедуру пересечения границы, как товарами, так и пассажирами», — сообщил
Черный.

Кроме того, в рамках
сотрудничества обе стороны пообещали приложить максимум усилий, чтобы ускорить
реализацию проекта по запуску транснационального контейнерного поезда в
направлении Западная Европа — Украина — Россия — Казахстан — Китай (его еще
называют коридором №3). Похожие маршруты проложены из России в Европу через
Прибалтику, и ежегодно приносят колоссальные прибыли стране-соседке. Украина же
всячески пытается завязать дружеские отношения с железными дорогами России,
Беларуси, Молдовы, Польши, Румынии, Словакии, Венгрии. Результат таких попыток
— обеспечение работы на 40 международных железнодорожных сообщениях. Дома
«Укрзализныця» обслуживает 18 украинских морских портов Черноморско-Азовского
бассейна с объемом переработки грузов более 200 миллионов тонн в год.

Основные товары, которые
транспортируются по железной дороге, — это уголь, железорудное сырье, продукция
черных металлов, удобрения, нефтепродукты и другое. Но период кризиса открывает
для Украины перспективы привлечения дополнительных объемов перевозок в конкурентных
сегментах транспортного рынка, в частности, с помощью контейнерных поездов. Тем
более что развитию этого направления способствует наличие разработанной и
испытанной на практике унифицированной накладной (которую скоро обещают
превратить в таможенную декларацию) ЦИМ/СМГС. Ее использование позволяет
сократить время на доставку груза получателю на 1,5—2 суток. Сегодня по объемам
перевозок грузов украинская железная дорога занимает четвертое место на
Евразийском континенте, и шестое — в мире. По итогам 2008 года ее поездами было
перевезено 500 миллионов тонн грузов, из которых 70 миллионов тонн —
транзитные. В случае успешной реализации коридора №3 Украина значительно
увеличит долю своих транзитных перевозок, а следовательно, и доходов.

Главными источниками
финансирования проекта, по словам участников немецко-украинского собрания,
будет ЕБРР, ВБ, инвесторы и предприятия транспортной инфраструктуры Deutsche
Bahn и «Укрзализныци», которые готовы реинвестировать часть прибыли в развитие
этой инфраструктуры.

О проекте начали говорить еще с
2003 года. По словам экс-министра экономики Анатолия Кинаха, запуск первого
поезда по этому маршруту планируется на конец 2009 года. «На первых этапах речь
идет о перевозке грузов, но в целом будут и пассажирские перевозки», — уточнил
он «Дню» и добавил, что именно сегодня время увеличивать использование
транзитного потенциала Украины. Это важно не только для активного обновления
железнодорожной сети и зарабатывания денег за транзит товаров из других стран,
но еще и учитывая значительную экспортную ориентированность украинской
экономики.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»