Об искусстве составлять экипажи

2009-05-18 14:10:05

Об искусстве составлять экипажи говорено уже давно. Конечно, забота о составлении экипажей лежит на судовладельце. Но, как справедливо считается, судовладелец таким искусством владеет не в полной мере. Поэтому, в помощь судовладельцу установлены правила, даны разные полезные руководства, указания. Кто помогает судовладельцу составить экипаж? Ну конечно, родная Морская администрация! Куда ж без неё? Морская администрация сегодня, на выполнение требований SOLAS 74, выдаёт документ о минимальном составе экипажа. В помощь же Морской администрации разработаны Принципы комплектования судов экипажами, утверждённые 890 Резолюцией 21-й Ассамблеи Международной морской организации (ММО).



И что? – спросит читатель.

А то, что сегодня никаких обязательных международных требований к минимальному составу экипажа не существует. Резолюции Ассамблеи ММО имеют рекомендательный характер и любая Морская администрация вольна устанавливать такие требования к минимальному составу экипажа, которые она считает «достаточными». Документ о безопасном минимальном составе экипажа, выданный любой Морской администрацией, пусть даже и Морской администрацией Монголии, принимается на веру.

Разумеется, большинство Морских администраций ориентируются в этом вопросе на требования конвенции STCW 78. Однако, хочу напомнить, что конвенция STCW 78 сформулирована в отношении несения ходовой вахты, т.е. несения вахты в море, на переходе из одного порта в другой. По умолчанию считается, что при укомплектовании экипажа в соответствии с документом о минимальном составе экипажа, судно управляется грамотным, компетентным экипажем.

Фокус же состоит в том, что никто пока не ставит вопроса о достаточности экипажа для обеспечения безопасности на стоянках судна в порту при выполнении коммерческих операций. А ведь выполнение коммерческих операций составляет основное содержание работы экипажа на стоянке и, собственно, является основой коммерческой работы судна и получения судовладельцем прибыли! В порту судовой экипаж несёт полную загрузку, далеко не предусмотренную STCW. А потом, после отхода, может выясниться, что период отдыха перед заступлением на вахту не соблюдён.

Вот как раз в вопросе состава экипажа на стоянке и его обязанностей сегодня существует явный пробел. Не мне вам напоминать, коллеги, что с вступлением в силу Кодекса OSPS нагрузка на вахту в порту возросла. В то же самое время, состав экипажа, согласно Свидетельства о минимальном составе экипажа, практически не изменился.

К принципам комплектования вахты обращалась в феврале 2009 года 40 сессия подкомитета по безопасности судоходства ММО, на которой были рассмотрены будущие изменения к Резолюции ММО о принципах безопасного комплектования экипажей. Вопрос состава вахты будет также обсуждён на Конференции в Маниле в июне 2010 года, где будет пересматриваться текст Конвенции STCW. Изменения в эту конвенцию будут приняты в ходе, так называемой, процедуры молчаливого принятия, т.е. если не будет заявлено явных возражений. Эти изменения, как ожидают, вступят в силу, в 2011 году.

Острая тема комплектования экипажей и рабочей нагрузки на моряков во время стоянки судна в порту была предметом обсуждения на состоявшейся в начале мая 35 Ассамблее Международной федерации ассоциаций капитанов (IFSMA). Резолюция 35 Ассамблеи IFSMA имеет такой текст:

Делегаты с большой озабоченностью отмечают дискуссии, которые сегодня ведутся вокруг проекта изменений Конвенции STCW, и что, в итоге, может привести к введению максимального 96-часового интервала непрерывной работы моряков. IFSMA призывает все государства-члены ММО включить в эти обсуждения хорошо обоснованные и установленные периоды работы и отдыха моряков, и не отступать от предписанного.

Хотелось бы, чтобы и Правительства (Морские администрации) наших стран, слегка отвлекшись от политических борений, выделили бы часть своего времени для обсуждения принципов комплектования экипажей судов, будущих изменений Конвенции STCW и привлекли бы к дискуссии не только штатных чиновников, но и независимых специалистов, широкую профессиональную морскую общественность.

C.Горчаков