Шанс для судостроения

2009-05-15 15:13:02

Поводом для написания этой статьи стала весьма оптимистичная новость: выдвижение Национальным университетом кораблестроения имени адмирала Макарова (НУК) коллективной работы «Инновационные технологии проектирования и постройки судов и средств океанотехники» на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники в 2009 году.



Для Николаева, столицы
кораблестроения, славившегося не только своими уникальными судостроительными
заводами, но и серьезными научными разработками, воплощение которых и
прославило «корабельную сторону» на весь мир, это событие может служить
сигнальным флагом возрождения, поднятым на грот-мачте бывшего
кораблестроительного института (ныне НУК).

Чтобы убедить читателя в
фундаментальном характере данных исследований, приведем полный список
соискателей:

РЫЖКОВ Сергей Сергеевич, доктор
технических наук, профессор, ректор Национального университета кораблестроения
имени адмирала Макарова (на снимке);

БЛИНЦОВ Владимир Степанович,
доктор технических наук, профессор, директор Научно-исследовательского
института подводной техники, заведующий кафедрой электрооборудования судов
Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова;

КВАСНИЦКИЙ Вячеслав Фёдорович,
доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующий
кафедрой сварочного производства НУК;

КОШКИН Константин Викторович,
доктор технических наук, профессор, директор института компьютерных и
инженерно-технологических наук НУК;

РОМАНЧУК Николай Павлович,
кандидат технических наук, генеральный директор ОАО «Wadan Yards Осеаn»;

ШАМРАЙ Александр Николаевич,
первый заместитель генерального директора ОАО «Wadan Yards Ocean»;

ЖУКОВ Юрий Данилович, доктор
технических наук, профессор, генеральный директор ОАО «Aker Yards Desіgn Ukraіne»;

ИЛЮШЕНКО Валентин Михайлович,
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник отдела проблем техники и
технологии дуговой сварки Института электросварки имени Патона HAH Украины;

ЕГОРОВ Геннадий Вячеславович,
доктор технических наук, профессор, генеральный ректор ООО «Морское инженерное
бюро»;

СЕВРЮКОВ Владимир Васильевич,
кандидат технических наук, генеральный директор дочернего предприятия
«Классификационное общество Регистра судоходства Украины».

Данное исследование является
новой обобщенной концептуальной моделью развития отечественного судостроения и
призвано вернуть Украине статус морской державы.

Наши вопросы, естественно,
ученому, чья фамилия стоит в начале списка соискателей — ректору НУК Сергею
Рыжкову:

— Что стало толчком для проведения
столь масштабных разработок в области судостроения, ведь не секрет, что эта
отрасль в нашей стране, мягко говоря, находилась и находится на задворках.
Откуда такой оптимизм и вера в то, что ваши «Инновационные технологии…» будут
замечены и найдут свое применение?

— Вы знаете, слухи о том, что
судостроение в Украине в упадке, мягко говоря, сильно преувеличены. Украинские
ученые, конструкторы и производственники уже давно успешно работают над
решением современных задач постройки судов и средств океанотехники. Мы
фактически приумножили накопленный опыт, сохранили научные разработки и
уверенно движемся вперед. Подтверждением тому является защита пяти докторских и
двух кандидатских диссертаций, публикация более 600 статей и 16 монографий,
получение более 50 патентов, использованных в коллективном труде.

Разве можно говорить о кризисе в
отрасли, если по результатам нашей работы в последние годы появились более 130
судов и 20 телеуправляемых подводных аппаратов? Да, многие из них строились на
заводах других стран, но ведь это проекты и научные идеи, созданные
коллективами, которыми руководят коллеги-соискатели.

Особо хочу отметить создание
телеуправляемых подводных аппаратов. Национальный университет кораблестроения —
единственное на территории бывшего СССР учреждение, где они производились и
производятся поныне. Эти аппараты очень нужны для освоения Черноморского
шельфа. Поэтому сомневаться в том, будет ли работа замечена, нет оснований. Её
результаты уже более двадцати лет налицо, а количество заказов растет даже в
условиях экономического кризиса.

Главное, чего достигли —
отработан новый механизм внедрения инновационных технологий проектирования и
постройки судов и средств океанотехники.

— Сергей Сергеевич, решение каких
конкретно задач вам удалось найти? На что была направлена в первую очередь ваша
совместная работа?

— Она, повторюсь, велась более
двадцати лет и в обобщенном виде представлена в этом году. Основная цель —
разработка инновационных технологий проектирования и построения судов и средств
океанотехники как научно-технической основы развития морской державы.

Выработана концепция развития
отечественного судостроения, на основе теории риска определены новые методики
проектирования судов внутреннего неограниченного и смешанного районов плавания.
Это важно для нашей страны, имеющей надежные речные и морские транспортные
пути. Несомненным успехом является отработка и внедрение современных технологий
виртуального проектирования судов и средств океанотехники с привлечением
профессиональных команд из разных проектных офисов Украины, что в дальнейшем
повысит качество и сократит сроки проектных работ.

Нами созданы модели и
алгоритмическое обеспечение организации судостроительного производства с
применением эффективных технологий сборочно-сварочного производства;
усовершенствованы технологии продолжения жизненного цикла судов и средств
океанотехники, которые позволяют проводить эффективные судоремонтные работы и
осуществлять реновацию судов, выведенных из эксплуатации. Есть возможность
экономить миллионы гривен.

Предложен комплекс мероприятий по
обеспечению высокого уровня экологической безопасности при постройке и
эксплуатации судов за счет внедрения нового подхода в создании экологического
оборудования. Созданы уникальные образцы конкурентоспособной подводной техники,
благодаря которой можно проводить мониторинг и освоение водных объектов, глубин
и морского шельфа, что, к слову, было продемонстрировано летом 2008 года на
высшем уровне.

На основе теоретических и
экспериментальных исследований разработаны и внедрены инновационные технологии
изготовления деталей, соединения и сварки секций, блоков и корпуса судна, в
частности, блочно-интегральный метод построения. Созданы новые технологии
соединения объемных секций, отработана инновационная технология сварки проводом
в смеси газов и порошковыми проводами с применением керамических подкладок,
плазменного резания под водой и воздушно-плазменное резание с оптимальным
количеством воды, которая подается в плазму, отработаны меры обеспечения
необходимой точности сварных конструкций корпуса судна.

Такие технологии есть далеко не
во всех ведущих судостроительных компаниях. Коллективом авторов разработаны и
утверждены украинские «Правила классификации и постройки судов внутреннего
плавания», «Правила классификации и постройки морских суден», «Правила
классификации и постройки малых судов», «Правила классификации и постройки
судов смешанного плавания», «Правила постройки морских судов с использованием
элементов судов-доноров, которые эксплуатировались». Это ставит окончательную
точку в процесс постройки судов для Украины.

Таким образом, основным
результатом работы я бы отметил создание новой обобщенной концептуальной модели
и отработку инновационной технологии проектирования и постройки судов и средств
океанотехники, которая позволит решить важную народнохозяйственную проблему
сохранения геополитического статуса Украины как морского государства.

— Расскажите, пожалуйста, о
внедрении результатов работы подробнее, где, сколько и какие суда построены?

— Предложенную концепцию
построения судов смешанного плавания реализовано, скажем, при постройке в
2002—2008 годах более 70 судов: многоцелевых сухогрузов, танкеров-продуктовозов,
танкеров-химовозов, железнодорожных паромов и газовозов.

Результаты работы внедрены при
реструктуризации и усовершенствовании производства ОАО «Wadan Yards Okean», СЗ
«Паллада», СЗ «Залив». С 2002 года спущено на воду более 50 судов разного
назначения, в том числе впервые за годы существования независимой Украины 10
судов для компании «Укрречфлот».

Спроектировано, построено и
передано для эксплуатации отечественным и зарубежным организациям более
двадцати телеуправляемых подводных аппаратов и механизмов различного
назначения.

На судах, судостроительных,
машиностроительных предприятиях, более чем на 700 судовых газотурбинных
двигателях внедрено экологическое оборудование. Экономический эффект от
внедрения работы превысил 250 миллионов долларов США.

— Получается, ваш НУК успешно
продолжил дело ныне почивших НИИ?

— Да, мы всегда активно работали
над проблемами кораблестроения совместно с отраслевыми НИИ, а когда их не
стало, сотрудничаем с новыми проектными бюро, которые отвечают мировым
стандартам и уже широко известны в зарубежье. Рынок научных и проектных услуг
не любит пустоты, тем более сейчас, когда Украина интегрировалась в мировую
экономику. Наиболее эффективны новые схемы кооперации. Подтверждение этому —
партнерство соискателей, которых не грех назвать еще раз: Национальный
университет кораблестроения, ОАО «Wadan Yards Okean», ООО «Aker Yards Desіgn
Ukraіne», ООО «Морское инженерное бюро», Институт электросварки имени Е. О.
Патона НАН Украины, Классификационное общество «Регистр судоходства Украины».

Возможно, эта работа будет
оценена как профессиональный, я подчеркиваю, профессиональный подход к решению
проблем реорганизации судостроительной отрасли. Ведь в ней содержатся
результаты прикладной апробированной научной мысли, конкретный многомиллионный
экономический эффект от внедрения ноу-хау и перспектива исследовать
Черноморский шельф раньше наших соседей…

Считаю, пришло время «собирать
камни».

Шанс есть!

Источник: Юлия ГАНДЗИОШИНА, "Голос Украины"