2009-05-12 16:34:45

Одиннадцать судостроительных заводов Украины, в основном, это – современные высокотехнологические мощные комплексы, которые могут строить конкурентоспособные на мировом рынке суда, способны выполнить любые заказы на строительство современных судов и кораблей как гражданского, так и военного назначения.


Об этом заявил первый
вице-президент Ассоциации судостроителей Украины "Укрсудпром" Виктор
Лисицкий, комментируя общегосударственную целевую программу развития
кораблестроения на период до 2035 года, стратегию развития судостроения на
период до 2020 года, утвержденные 6 мая правительством.

На его взгляд, стратегия развития
судостроения на период до 2020 года, "Общегосударственная целевая
экономическая программа развития кораблестроения на период до 2035 года"
не имеют конкретных целей.

Ассоциация судостроителей Украины
"Укрсудпром" еще на стадии разработки не согласилась с их
положениями: "для кого мы будем строить корабли и какие корабли военного
назначения? За счет экспортных или внутренних заказов?, – риторически
спрашивает специалист и продолжает. – Наша программа должна содержать
конкретику в отношении государственной поддержки каждого предприятия – судостроительных
и судоремонтных заводов, предприятий машиностроительного и морского
приборостроения, научно-исследовательских и проектно-конструкторских
институтов. Зачем в стратегии указывать конкретные суммы, которые будут
направляться на судостроение".

По его словам, корветы, фрегаты
мог бы строить Судостроительный завод им. 61 коммунара.

В свою очередь ОАО
"Феодосийская судостроительная компания "Море" (Крым) имеет
большой опыт в создании боевых кораблей и катеров, в том числе патрульных
катеров (корветов).

Предприятие входит в структуру
военно-промышленного комплекса и специализируется на строительстве десантных
кораблей на воздушной подушке, быстроходных сторожевых кораблей на подводных
крыльях, а также пассажирских судов на подводных крыльях.

Патрульные же катера (корветы)
крайне необходимы для пограничной службы Украины.

Учитывая же проблемы с
финансированием строительства на этом заводе военных судов для Вооруженных Сил
Украины, компания "Море" особенный акцент в своей деятельности в
последнее время делает на сооружение скоростных пассажирский судов на подводных
крыльях типа "Олимпия".

Поэтому, получит ли
государственные заказы после принятия общегосударственной целевой программы
развития кораблестроения на период до 2035 года, неизвестно. Известно только,
что Министерство Вооруженных сил Украины намерено купить у американцев бывший в
употреблении фрегат", – подчеркивает Виктор Лисицкий.

В "Укрсудпроме"
заявляют, что судостроение Украины выживает в основном за счет работы на
иностранного заказчика. Свыше 80% судов строятся по зарубежным контрактам. На
"мель" загоняют отечественных судостроителей несовершенное налоговое
законодательство и отсутствие гарантийных финансовых механизмов.

Виктор Лисицкий считает, что
важным фактором, влияющим на деятельность предприятий судостроительного
комплекса Украины, является налоговая система. Как известно, Налоговый кодекс
Украины до сих пор не принят Верховной Радой. Ассоциация судостроителей Украины
в свое время подала свои предложения, которые способствовали бы функционированию
украинского судостроения и сотрудничеству его с отечественными судовладельцами.

Наши производители судов
проигрывают в конкурентной борьбе на мировых рынках. Нужно соответственно
обеспечить регуляторную и налоговую среду для отрасли, как это сделано для
судостроителей в Южной Корее, Японии, Китае.

Должна быть предоставлена
поддержка со стороны государства национальному судовладельцу, прежде всего,
путем льготного налогообложения эксплуатации судов, построенных на
отечественных верфях. Государство же должно стимулировать и спрос внутреннего
заказчика, подчеркивает первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины
"Укрсудпром" Виктор Лисицкий.

Справка. Согласно информации
"Укрсудпрома" анализ практики мирового судоходства свидетельствует о
широком использовании абсолютным большинством судоходных государств
протекционистских мер в отношении своего судостроения и флота. Ярким примером
такого подхода является действующее законодательство США, стран ЕС,
обеспечивающее государственную поддержку развития судостроения и безусловное
право национального перевозчика на транспортировку 50% грузов страны
происхождения. Этот опыт целесообразно использовать и в Украине.

Украина занимает 15-е место среди
передовых судостроительных стран, ее доля на мировом рынке весьма скромна:
общий объем поставок, не превышающий 0,5% от объема поставок мирового рынка.
Согласно анализу, выполненному Американским Бюро Судоходства (ABS), в среднем
темпы роста дедвейта (полной грузоподъемности) мирового флота составляют 2,3%
ежегодно. Потребность в строительстве новых судов состоит из необходимости в
судах для увеличения флота и потребности в судах для замены списаных. Несмотря
на то, что тоннаж мирового флота постоянно растет, его средний возраст также
увеличивается. На новые заказы влияют такие факторы, как изменение фрахтовых
ставок, наличие кредитов, состояние рынка судостроения и пр.

Источник: Укринформ