Эксперты расходятся в прогнозах относительно развития ситуации на фрахтовом рынке

2009-05-08 11:28:30

Число судов для перевозки насыпных и навалочных грузов в 2009 г. будет чрезмерным, поскольку на воду будут спущены суда, заказанные в предыдущие годы на волне подъема стоимости и спроса на сырье, полагают эксперты брокерской Galbraith’s Ltd. (Великобритания).



По мнению аналитика компании М.
Битри, когда на воду будут спущены построенные в т.г. суда, они станут головной
болью для рынка. При этом времени на отмену заказов недостаточно.

Дедвейт флота вырастет на 17% в 2009 г.

М. Битри уверен, что повышения
объемов перевозок сырья в ближайшие 12—14 месяцев не предвидится.

"Следующие 2 года в любом
случае будут ужасными", — заявила старший консультант Drewry Shipping
Consultants Ltd. С. Оутвей. По ее мнению, отрасль по-прежнему будет находиться
в тяжелой рецессии по крайней мере до 2011 г.

Таиландская компания Precious
Shipping ожидает, что треть мирового торгового флота может пойти на слом в
течение ближайших 2 лет из-за коллапса мировой торговли на фоне рецессии и
ужесточения условий кредитования.

Банковская система разрушена,
отмечает главный исполнительный директор Precious Shipping Х. Хашим. Китайский
план стимулирования поможет восстановлению торговли, но он не способен сделать
это тотчас же.

Число судов, которые пойдут на
слом в т.г., может утроиться из-за сокращения объемов торговли, обусловленного,
в частности, снижением импорта железной руды Китаем и уменьшением расходов
американских и европейских потребителей на приобретение азиатских товаров.

"Спрос на перевозки
навалочных и насыпных грузов будет идти вниз в этом году", полагает Х.
Хашим.

Справка. Precious Shipping
управляет 43 судами для транспортировки железной руды, зерна, соевых бобов и
др. навалочно-насыпных грузов.

Аналитик Wachovia Corp. Д.
Ягерман допускает, что ставки на перевозку насыпных грузов могут
продемонстрировать дополнительное краткосрочное падение, поскольку импорт
железной руды Китаем, вероятно, замедлится в ближайшие месяцы из-за увеличения
запасов.

По его данным, запасы железной
руды в КНР в т.г. выросли на 5% на фоне падения стоимости горячекатаной
листовой стали на внутреннем рынке на 14%.

Руководство французской
компании-оператора Louis Dreyfus Armateurs (LDA) предостерегает, что наихудшие
времена для балкерного рынка еще впереди. По прогнозу LDA, ситуация будет
оставаться тяжелой до конца 2010
г
.

Справка. Компании LDA, которая
оперирует 70 балкерами, удалось избежать банкротства несмотря на кризис в
отрасли благодаря тому, что она, предвидя спад рынка за несколько месяцев до
его начала, заключала преимущественно долгосрочные контракты с фрахтователями.
Благодаря этому сформировался запас финансовой прочности на 2—3 года.

Аналитики таиландской компании
KGI Securities Inc. полагают, что индекс BDI может упасть на 40% к середине 2009 г. из-за слабого спроса
на сталь и сокращения поставок зерна, которые усугубляют сезонный спад
перевозок.

Снижение производства стали
вызывает уменьшение спроса на перевозку железной руды.

Выпуск металла останется вялым в
краткосрочной перспективе, поскольку автомобильные и строительные компании
снижают производство.

К тому же компаниям необходимо
время для того, чтобы освоить громадные запасы, полагают эксперты KGI.

Спрос на сырьевые товары
продолжит падание, заявляет аналитик Evolution Securities Ltd. Ч. Кернот,
ссылаясь на динамику глобального спроса и ограниченное значение
инфраструктурных проектов Китая.

"Мировая экономике все еще
находится в очень плохом состоянии. Проблемы в США и Европе существуют, и я
думаю, что это, скорее всего, приведет к сокращению спроса на сырьевые товары и
окажет давление на цены", — заявляет эксперт.

"Ситуация, которую мы
недавно наблюдали на рынке меди, характеризовалась периодом очень активных
покупок со стороны Китая, за счет которых резервы внутри страны
предположительно увеличились на 300 тыс. т", — поясняет Ч. Кернот.

Теперь ситуация на рынке в отношении
баланса спроса и предложения, по его мнению, должна стать более спокойной, что
означает наличие избыточного предложения и снижение цен на сырье.

Кроме того, в течение примерно 5
последних лет одним из серьезных вопросов для рынка являлось количество денег,
которое Китай готов потратить на инфраструктурные проекты. Во время своего
пребывания в Китае Ч. Кернот заметил, что те дороги, аэропорты и многие др.
капиталоемкие объекты инфраструктуры, о которых так много говорилось ранее, уже
построены.

"Пришло то время, когда
необходимо понять, могут ли они продолжать строительство такими темпами, как
раньше? Действительно ли спрос сохранится на прежних уровнях? По некоторым
позициям спрос определенно будет снижаться", — утверждает эксперт.

Эксперты Bualuang Securities
(Таиланд) прогнозируют, что стоимость фрахта балкеров может продолжить снижение
на фоне слабого спроса на железную руду, зерно и др. виды сырья.

Компания TBS ожидает нормализации
рынка Handysize и Handymax во второй половине 2009 г. Тем не менее,
компания отказалась предоставить конкретный прогноз относительно фрахтовых
ставок, мотивируя это тем, что "нет никакой ясности, когда эта суматоха
закончится”.

По данным TBS, в Бразилии уже
наблюдается увеличение спроса на тоннаж. Так, на западном побережье Южной
Америки 2 крупные компании заключили контракты до конца 2009 г. Ставки фрахта были
ниже, чем обычно, но в TBS это связывают с осторожностью фрахтователей.

Справка. TBS является оператором
24 твиндекеров, а также 23 балкеров типа Handysize и Handymax.

Портфель заказов компании
начитывает 6 твиндекеров дедвейтом 34 тыс. т каждый.

Президент китайской компании
Cosco Group В. Джьяфу ожидает, что балкерный рынок восстановится во второй
половине 2009 г.
В качестве аргумента он привел увеличение потребления электроэнергии в Китае на
1,4% в первой половине марта т.г., что, по его убеждению, является
доказательством индустриального роста.

Справка. Флот Cosco Group
насчитывает 800 судов дедвейтом 50 млн т, в т.ч. более 200 балкеров.

Глава тайваньской
компании-оператора Today Makes Tomorrow (TMT) Нобу Су полагает, что отрасль уже
достигла "дна" и ее восстановление произойдет во второй половине 2009 г. Компания взяла в
чартер по низким ставкам 50 балкеров в 2009 г., в основном в марте, и рассчитывает благодаря
этому стать одним из самых конкурентоспособных игроков на рынке.

Большинство недавно полученных
судов законтрактованы TMT на длительный срок, вплоть до 1—2 лет.

ВТО в марте т.г. опубликовала
наиболее пессимистический отчет о мировой торговле за 62 года своей истории,
прогнозируя спад не менее чем на 9% в 2009 г.

Прогнозы теперь более негативны,
чем предыдущие прогнозы ВТО, Всемирного банка и независимых экономистов. Отчет
организации добавил фактов к мнению, что финансовый кризис очень существенно
сказался на мировой торговле.

В нем отмечается, что торговый
кризис сильнее затронет богатые страны, где потребители привлекают значительные
объемы кредитов. По прогнозу ВТО, торговля в развитых странах в 2009 г. сократится на 10%, в
развивающихся — всего на 2—3%.

Источник: Информационно-аналитический
еженедельник "Транспорт"