2009-05-06 09:12:46

После принятия нового Сборника тарифов на железнодорожные грузоперевозки в материалах некоторых СМИ просматривается тенденция ожидания революционных изменений в «Укрзализныце».



Экспедиторы, как представители грузовладельцев и сторона, которая напрямую
взаимодействует с перевозчиком, несколько по-другому видят и понимают будущие
результаты введения этого документа. На вопросы по данной весьма актуальной
теме ответил Генеральный директор АМЭУ Юрий Приходько.

Ю.П.: В результате принятия новой
системы отдельные перевозки станут дороже, отдельные дешевле, но это не
самоцель Сборника. Главное – понять, что система расчета в новом Сборнике в
корне отличается от методики, используемой в Тарифном руководстве №1, которое
«досталось» нам от МПС СССР, а изменения в него на протяжении многих лет
вносились только путем регулирования коэффициентов. Разбивка грузов по классам,
выделение в тарифе локомотивной (тяговой) и инфраструктурной составляющих
делают общим подход в установлении экономически обоснованного уровня тарифа на
определенный род груза, тип подвижного состава и т.д.

– Действительно ли схемы и
формулы, предложенные как приложения к Сборнику, облегчают подсчет тарифов?

Ю.П.: К этому вопросу нельзя
подходить с точки зрения товарного кассира станции, работающего после выхода на
пенсию. Новая методика расчета тарифа соответственно изменит и существующий
порядок этого расчета. Всем, кто будет задействован в этом процессе, неизбежно
придется пройти обучение. Кроме того, сегодня уже появились программы, которые
выполняют эту работу в автоматическом режиме. Новое – не значит «простое и
похожее на старое». К этому надо быть готовым.

– Как Вы считаете, привлекательны
ли тарифы нового сборника для владельцев частных вагонов? Будет ли новый
Сборник стимулировать коммерческие структуры к созданию (расширению) своих
вагонных парков?

Ю.П.: Говоря о привлекательности
тарифа для владельцев частных вагонов, обязательно нужно учитывать, что
экономическая обоснованность тарифа беспристрастно, а значит, объективно
установит стоимость таких перевозок. Почему госструктура в лице железной дороги
должна делать привлекательными отдельные тарифы и стимулировать отдельные
перевозки? Если это государственная программа, тогда – да, но если это чаяния
отдельной группы грузовладельцев, то за чей счет будут приниматься такие
преференции? За счет государства, за счет других грузовладельцев? Тариф должен
быть справедлив, но и догматизм здесь недопустим. Как было неоднократно
заявлено, изменения к Сборнику вполне возможны.

– По Вашему мнению, новый
тарифный Сборник поможет УЗ минимизировать последствия экономического кризиса?

Ю.П.: Причины кризиса и его
развитие лежат вне тарифной политики, и поэтому Сборник тарифов только
непродолжительное время будет реально отражать затраты УЗ на локомотивную тягу
и инфраструктуру. Любое изменение цен на топливо, электроэнергию, стоимости
основных фондов и их амортизации (от чего никто не застрахован) обязательно
приведет к неадекватности тарифо-затрат. Поэтому стоит еще раз отметить, что
новый Сборник – это не догма и не нужно к нему так относиться, тем более
придавать ему «сверхъестественные» антикризисные возможности.

– Станет ли принятие нового
Сборника тарифов первым шагом на пути реального реформирования УЗ?

Ю.П.: Реформирование
«Укрзализныци» в том или ином виде необходимо. В этом убеждены многие
специалисты. Тема эта актуальная и сложная, но здесь нельзя «ставить телегу
впереди лошади». Нынешний Сборник отнюдь не является первым шагом на пути
реального реформирования отрасли. Более того, убежден, что реальное
реформирование УЗ повлечет за собой и появление нового Сборника тарифов. Это
еще раз объективно и обоснованно свидетельствует, что данный нормативный
документ – ненадолго. Так к нему и нужно относиться – работать, давать
обоснованные предложения о внесении изменений и не надеяться, что введение
Сборника кардинально упростит или, наоборот, усложнит ситуацию на железных
дорогах Украины.

Подготовил Дмитрий Щербаков, Транспортный бизнес