2009-04-27 17:24:43
Украинское судостроение выбилось в рекордсмены по темпам снижения производства среди предприятий машиностроительной отрасли. За первые три месяца года сокращение производства достигло почти 60%, а в апреле ситуация только ухудшилась.
Без господдержки улучшения в отрасли ожидать не приходится, говорят участники рынка. Если по результатам трех месяцев спад производства в машиностроении в целом составил 47% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, то в судостроении 59%.
Даже в традиционно отстающем сельхозмашиностроении падение меньше 51,4%. В Госкомстате прогнозируют, что если ситуация не изменится, то в апреле падение производства в судостроении составит 60,9% против 42% в целом по отрасли.
Отметим, что в прошлом году это была одна из ведущих отраслей с объемом заказов $240 млн. и годовым приростом 0,6% при падении производства в отрасли на 22%.
По словам первого вице-президента ассоциации судостроителей "Укрсудпром" Виктора Лисицкого, спад производства имеет место на большинстве предприятий отрасли.
Так, с начала года фактически не работают Судостроительный завод им. 61 коммунара и Черноморский судостроительный завод.
Снизился объем производства на Севморзаводе и Херсонском судостроительном заводе.
"Сегодня судовладельцы массово отзывают заказы. Усугубляет ситуацию и банковский кризис: судостроение отрасль очень капиталоемкая и без дешевых кредитов в принципе не может существовать", отмечает пресс-секретарь Черноморского судостроительного завода Максим Головин.
Технический директор ОАО "Севморзавод" Александр Остапенко говорит, что начиная с 2006 года объемы производства на предприятии росли, но к концу 2008 года ситуация резко ухудшилась: "Из-за снижения в 4,8 раза стоимости фрахта судов и на треть цен на морские перевозки судовладельцы отказываются строить новые корабли, предпочитая фрахтовать уже существующие".
Гендиректор ОАО "Судостроительный завод ‘Залив’" Александр Ивлев подчеркивает, что кризис в судостроении усугубляется отсутствием обещанной правительством господдержки.
Он напоминает, что Кабмин планировал ввести нулевую таможенную пошлину, НДС на импорт комплектующих для судов и возмещать экспортный НДС судостроителям.
"Китай, Южная Корея и Япония с начала года снизили налоговую нагрузку на судостроение в два раза. В результате их продукция стоит на 17-20% дешевле, чем украинская, и их заводы загружены заказами. Даже если спрос восстановится, мы не можем рассчитывать на увеличение загрузки предприятий, пока правительство не примет обещанные меры по поддержке отрасли", соглашается господин Лисицкий.
Кто строит суда в Украине
В Украине работают 17 судостроительных заводов, крупнейшие из которых госпредприятие "Судостроительный завод им. 61 коммунара"; Черноморский судостроительный завод и Херсонский судостроительный завод, подконтрольные "Смарт-групп" Вадима Новинского; Судостроительный завод "Залив", входящий в состав холдинговой компании АвтоКрАЗ Константина Жеваго, и ОАО "Севморзавод" Константина Григоришина. В прошлом году объем производства судостроительной продукции превысил $240 млн.
Динамика производства продукции судостроения и машиностроения в Украине, %
Судостроение
Январь 2008 года 15
Январь-февраль 16,8
Январь-март 12
Январь-апрель 13
Январь-май 12,6
Январь-июнь 10
Январь-июль 15
Январь-август 14,1
Январь-сентябрь 11,9
Январь-октябрь 2
Январь-ноябрь 2,1
Январь-декабрь 0,6
Январь 2009 года -11
Январь-февраль -43
Январь-март -59
Январь-24 апреля -60,9
Все виды машиностроения
Январь 2008 года 29,8
Январь-февраль 34,9
Январь-март 33,3
Январь-апрель 32,9
Январь-май 31,1
Январь-июнь 29,3
Январь-июль 28,7
Январь-август 26,5
Январь-сентябрь 25
Январь-октябрь 20,5
Январь-ноябрь -11
Январь-декабрь -22
Январь 2009 года -32
Январь-февраль -35
Январь-март -47
Январь-24 апреля -42
Источник: Коммерсантъ