Суда легли на правительственный курс – падение производства в судостроении достигло 60%

2009-04-27 17:24:43

Украинское судостроение выбилось в рекордсмены по темпам снижения производства среди предприятий машиностроительной отрасли. За первые три месяца года сокращение производства достигло почти 60%, а в апреле ситуация только ухудшилась.



Без господдержки улучшения в отрасли ожидать не приходится, говорят участники рынка. Если по результатам трех месяцев спад производства в машиностроении в целом составил 47% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, то в судостроении  59%.

Даже в традиционно отстающем сельхозмашиностроении падение меньше 51,4%. В Госкомстате прогнозируют, что если ситуация не изменится, то в апреле падение производства в судостроении составит 60,9% против 42% в целом по отрасли.

Отметим, что в прошлом году это была одна из ведущих отраслей с объемом заказов $240 млн. и годовым приростом 0,6% при падении производства в отрасли на 22%.

По словам первого вице-президента ассоциации судостроителей "Укрсудпром" Виктора Лисицкого, спад производства имеет место на большинстве предприятий отрасли.

Так, с начала года фактически не работают Судостроительный завод им. 61 коммунара и Черноморский судостроительный завод.

Снизился объем производства на Севморзаводе и Херсонском судостроительном заводе.

"Сегодня судовладельцы массово отзывают заказы. Усугубляет ситуацию и банковский кризис: судостроение  отрасль очень капиталоемкая и без дешевых кредитов в принципе не может существовать", отмечает пресс-секретарь Черноморского судостроительного завода Максим Головин.

Технический директор ОАО "Севморзавод" Александр Остапенко говорит, что начиная с 2006 года объемы производства на предприятии росли, но к концу 2008 года ситуация резко ухудшилась: "Из-за снижения в 4,8 раза стоимости фрахта судов и на треть  цен на морские перевозки судовладельцы отказываются строить новые корабли, предпочитая фрахтовать уже существующие".

Гендиректор ОАО "Судостроительный завод ‘Залив’" Александр Ивлев подчеркивает, что кризис в судостроении усугубляется отсутствием обещанной правительством господдержки.

Он напоминает, что Кабмин планировал ввести нулевую таможенную пошлину, НДС на импорт комплектующих для судов и возмещать экспортный НДС судостроителям.

"Китай, Южная Корея и Япония с начала года снизили налоговую нагрузку на судостроение в два раза. В результате их продукция стоит на 17-20% дешевле, чем украинская, и их заводы загружены заказами. Даже если спрос восстановится, мы не можем рассчитывать на увеличение загрузки предприятий, пока правительство не примет обещанные меры по поддержке отрасли", соглашается господин Лисицкий.

 

 

 

Кто строит суда в Украине

В Украине работают 17 судостроительных заводов, крупнейшие из которых  госпредприятие "Судостроительный завод им. 61 коммунара"; Черноморский судостроительный завод и Херсонский судостроительный завод, подконтрольные "Смарт-групп" Вадима Новинского; Судостроительный завод "Залив", входящий в состав холдинговой компании АвтоКрАЗ Константина Жеваго, и ОАО "Севморзавод" Константина Григоришина. В прошлом году объем производства судостроительной продукции превысил $240 млн.

 

 

 

Динамика производства продукции судостроения и машиностроения в Украине, %

Судостроение

Январь 2008 года 15

Январь-февраль 16,8

Январь-март 12

Январь-апрель 13

Январь-май 12,6

Январь-июнь 10

Январь-июль 15

Январь-август 14,1

Январь-сентябрь 11,9

Январь-октябрь 2

Январь-ноябрь 2,1

Январь-декабрь 0,6

Январь 2009 года -11

Январь-февраль -43

Январь-март -59

Январь-24 апреля -60,9

Все виды машиностроения

Январь 2008 года 29,8

Январь-февраль 34,9

Январь-март 33,3

Январь-апрель 32,9

Январь-май 31,1

Январь-июнь 29,3

Январь-июль 28,7

Январь-август 26,5

Январь-сентябрь 25

Январь-октябрь 20,5

Январь-ноябрь -11

Январь-декабрь -22

Январь 2009 года -32

Январь-февраль -35

Январь-март -47

Январь-24 апреля -42

 

Источник: Коммерсантъ