2009-04-17 12:02:19

Железнодорожные ведомства Украины, России, Словакии и Австрии договорились о создании совместного предприятия для достройки железнодорожного полотна, которое свяжет Азиатско-Тихоокеанский регион с Западной Европой.


Сейчас сложно обеспечить
необходимую загрузку на этом направлении из-за конкуренции с более дешевым
морским транспортом, отмечают эксперты. Однако ожидается, что ко времени
завершения проекта она составит 30-40 млн т в год.

Представители железнодорожных
предприятий и ведомств Украины, России, Словакии и Австрии на встрече 15 апреля
договорились о подписании в конце мая соглашения о создании совместного
предприятия (СП) по организации железнодорожного транспортного коридора
Москва—Киев—Ужгород—Братислава—Вена. “Железные дороги наших стран уже два года
ведут переговоры об организации такого маршрута, — заявил журналистам
гендиректор ‘Укрзализныци’ Михаил Костюк. — Россияне построили терминал ‘Добра’
на территории Словакии, а коммуникаций ‘Укрзализныци’ достаточно для организации
работы с ним. Задача словацкой стороны — организовать внутренние доставки”.
Создание СП подразумевает равное участие сторон в его уставном фонде.

Предприятие займется поиском
инвестора, а рабочая группа — обеспечением объемов грузоперевозок, которые
должны составить 30-40 млн т в год. В рамках проекта планируется построить
логистические терминалы в Австрии и Словакии, для чего предполагается привлечь
частные инвестиции. В Словакии также необходимо построить широкую колею, причем
Украина, имеющая опыт подобного строительства, рассчитывает быть активным его
участником. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в 300 млн евро, уточнил
Дмитрий Подтуркин, руководитель экспертной группы “Менеджмент консалтинг групп”
(консультирует “Укрзализныцю”).

Реализация проекта должна “стать
продолжением Шелкового пути — грузы из Азии будут доставляться в Европу”,
отметил господин Костюк. “Проект прокладки широкой колеи до Вены обсуждается с
1947 года. Основная проблема была в отсутствии грузов под этот проект: никто не
был готов возить грузы в Украину, Россию или Китай из Европы”, — рассказал
руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Господин Подтуркин объясняет возобновление интереса к проекту активным
развитием Китая.

По словам господина Безбородова,
сейчас перевозка грузов из Средней Азии в Европу морским транспортом обходится
в четыре раза дешевле, чем железнодорожным. “Но через несколько лет железная
дорога вполне сможет конкурировать с морским транспортом”, — уверен Дмитрий Подтуркин.
Директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава напомнил,
что раньше Россия имела большой поток грузов на Транссибирской железнодорожной
магистрали из Азиатско-Тихоокеанского региона. “Но после того, как несколько
лет назад ‘Российские железные дороги’ повысили тарифы, многие компании стали
отдавать предпочтение водному транспорту”, — сказал он. По оценкам господина
Кавы, на реализацию проекта потребуется около 15 лет — необходимо проложить 1000 км нового полотна.
“Причем значительная часть новой ветки пройдет через горы в Словакии”, —
добавил он.

Александр ЧЕРНОВАЛОВ, Коммерсант-Украина