2009-04-13 12:38:04

На прошлой неделе стало известно, что Минтранcсвязи подало в Верховный Суд Украины кассационную жалобу с просьбой отменить решения Хозяйственного суда Одесской области от 19.08.2008 г., Одесского апелляционного хозяйственного суда от 18.11.2008 г. и Высшего хозяйственного суда Украины от 25.02.2009 г. по делу о признании банкротом ГСК «Черноморское морское пароходство».

А также перенести рассмотрение дела
«в хозяйственный суд 1 инстанции другой области».

Суть претензий Минтранссвязи в
том, что 19 августа Хозсуд Одесской области назначил управляющим санации ЧМП
Владимира Шнякина. До этого с апреля 2006 года эти функции исполнял президент
ЧМП Евгений Кожевин. Но 26 февраля 2008 года Кожевин был арестован еще по
фактам его работы в должности заместителя начальника Одесской железной дороги
до 2004 года.

По версии правоохранительных
органов нанесенный ущерб оценивается в 50 млн. грн. Вскоре после его ареста и
появилась новая кандидатура на роль управляющего санации Владимира Шнякина,
против которой выступили Минтранссвязи и комитет кредиторов ЧМП. Но 19 августа
2008 года Владимир Шнякин все же был назначен Хозсудом Одесской области. А
вскоре после этого Евгений Кожевин был выпущен на свободу под залог в 34 тыс.
грн. Причем в день назначения Владимира Шнякина был утвержден и план санации,
поданный Минтранссвязи еще в 2006 году, но суд его почему-то два года не
утверждал.

И если через Евгения Кожевина
Минтранссвязи могло влиять на ситуацию в ЧМП, то после его отстранения
транспортное ведомство утратило все рычаги влияния на дальнейшую судьбу
многомиллионных активов пароходства. Ранее можно было выделить четыре
заинтересованные стороны: Минтранссвязи, Одесский горсовет, Хозсуд области и
комитет кредиторов. После назначения Владимира Шнякина осталось три.

Минтранссвязи начало оспаривать
это решение в судах. Причем главным аргументом было то, что эта кандидатура не
согласовывалась с министерством. Кроме того, руководитель госпредприятия не
может быть совместителем (как арбитражный управляющий ЧМП), а Владимир Шнякин
являлся частным предпринимателем и одновременно арбитражным управляющим на 14
предприятиях. А также не имел допуска к государственной тайне (ЧМП относится к
первой категории секретности. – Ред.).

Как сообщил источник в
Минтранссвязи, 24 января заместитель министра Владимир Работнев проинформировал
комитет кредиторов ЧМП о том, что «управляющим санацией ГСК ЧМП Шнякиным В.А
прекращена текущая уплата налогов, сборов, других обязательных платежей,
расторгнуты договоры с арендаторами, что приводит к уменьшению доходов
предприятия; увеличены расходы на охрану предприятия, что привело к росту
непродуктивных расходов, подписываются заведомо неправдивые данные о техническом
состоянии имущества предприятия; прекращено формирование бухгалтерских отчетов
и предоставление их контролирующим органам». Кроме того, по информации
Владимира Работнева, еще 24 ноября 2008 года Владимир Шнякин разместил
объявление в одесской газете «Объява» о проведении 26 декабря аукциона по
продаже активов ЧМП. Причем значительная часть предложенных к продаже объектов
недвижимости не предусмотрена планом санации.

При этом Евгений Кожевин, как
говорится в кассационной жалобе Минтранссвязи в ВСУ, «в 2006-2007 годах за счет
собственной хозяйственной деятельности ГСК ЧМП вывел его на прибыльный
финансовый результат, рассчитался с текущей кредиторской задолженностью и конкурсными
долгами в деле о банкротстве 2 и 3 очередей».

Эта ситуация в очередной раз
подтвердила, что быстрое завершение санации ЧМП невыгодно многим структурам.
Кроме комитета кредиторов, желающих поскорее получить долги. Причем в
вышеупомянутой кассационной жалобе в Верховный Суд указано, что только
балансовая стоимость активов ЧМП составляет свыше 500 млн. грн., а долги перед
кредиторами – всего 36 млн. грн. Причем реальная рыночная стоимость активов, а
это в основном недвижимость в Одессе и порт во Вьетнаме, составляет около 5
млрд. грн.

7 февраля на основании материалов
проверки, инициированной СБУ, приказом №14 Госдепартамента по вопросам
банкротства была аннулирована лицензия Владимира Шнякина на право осуществления
хозяйственной деятельности арбитражных управляющих, за нарушения лицензионных
условий при управлении ГСК «ЧМП». Этот приказ должен был вступить в силу 17
февраля. В этот же день собрался комитет кредиторов, на который Владимир Шнякин
не явился и соответственно не был предоставлен отчет о проделанной работе с 19
августа 2008 года. На этом заседании представители кредиторов признали работу
арбитражного управляющего неудовлетворительной и предложили определить новую
кандидатуру на эту должность. А также приняли решение обратиться в Хозсуд Одесской
области с просьбой продлить срок санации еще на шесть месяцев. Напомним, что
согласно решению суда от 19 августа срок санации в очередной раз был продлен до
19 февраля. А 25 февраля, несмотря на все вышесказанное, коллегия судей Высшего
хозяйственного суда Украины признала законность назначения Владимира Шнякина.

Ситуация фактически доведена до
абсурда, так как ЧМП могло давно расплатиться с долгами путем продажи
одного-двух зданий в центре Одессы. Для Минтранссвязи затягивание этого
процесса в судах могло бы стать хорошим поводом для пиар-кампании. Но судя по
заявлениям, сделанным еще весной прошлого года в Минтранссвязи, не видят
дальнейших перспектив ЧМП как судоходной компании. В частности, министр
заявлял: «Я подал на Кабинет Министров предложение, чтобы изъять это
предприятие из числа, которые не подлежат приватизации, и отдать его на
приватизацию… необходимо отдать его в частные руки, отдать на открытом
аукционе… в конкурентной среде, и пусть приходит собственник и работает».

Если в Минтранссвязи не видят
перспектив ЧМП как судоходной компании, очень вероятно, что последняя
инициатива вновь взять ЧМП под контроль путем назначения своего арбитражного
управляющего вызвана, скорее, интересом к оставшейся недвижимости пароходства.
Так как больше у ЧМП ничего не осталось.

Хотя согласно Указу Президента от
16 мая 2008 года было поручено разработать в двухмесячный срок план действий,
направленных на определение путей решения проблем, связанных с
функционированием и перспективами развития ГСК «ЧМП».

 

Александр Арбузов, Комментарии