2009-04-10 08:43:16

Кабмин все же продлил мораторий на повышение тарифов на железнодорожные перевозки продукции горно-металлургического и химического комплексов до 1 июля. Таким образом, преференция, которую называли кратковременной, «растянулась» уже на 10 месяцев, причем и этот срок может оказаться неокончательным.

Антикризисные меры, содержащиеся
в постановлении КМУ от 14.10.2008 г. №925 «О первоочередных мерах относительно
стабилизации ситуации, которая сложилась в горно-металлургическом и химическом
комплексах», признаны эффективными. Поэтому на заседании правительства 8 апреля
было решено продлить действие этого документа еще на один квартал, до 1 июля.
Это уже вторая подобная пролонгация, ведь изначально срок действия
постановления был предусмотрен до начала текущего года.

Пострадавшей стороной при этом
осталась «Укрзализныця». Государственная железнодорожная монополия в который
раз проиграла в «лоббистской войне» представителям металлургических и
химических комбинатов, за которыми стоят могущественные финансово-промышленные
группы.

Разочарование железнодорожников
усиливается еще и потому, что металлурги не спешат выполнять свою часть
Меморандума о взаимопонимании и не снижают цены на свою продукцию для УЗ. Эти
«двойные стандарты» были заложены и в постановление №925, в котором
Минтранссвязи, Минэкономики и Минфину предписывалось «воздержаться от повышения
тарифов на грузоперевозки», при этом Минпромполитики, Минэкономики и
Антимонопольному комитету было поручено всего лишь «продолжить проведение
мониторинга цен на металлопродукцию… с целью предотвращения превышения цен на
эту продукцию на внутреннем рынке в сравнении с ценами на мировом рынке».

На заседании Кабмина интересы
«Укрзализныци» пытался отстоять только министр транспорта и связи, но поддержки
от остальных членов правительства он не получил. Тем временем железнодорожные
грузоперевозки продолжают стагнировать. Показатели марта (отправлено 26 млн. т
грузов) выигрышно смотрятся на фоне ноября 2008 – февраля 2009 гг., но все еще
значительно ниже «докризисных» объемов.

В результате по итогам первого
квартала общий объем отправки грузов упал на 29,1%, причем снижение этого
показателя допустили все шесть территориальных железных дорог. Уменьшились
объемы отправки всей основной номенклатуры грузов, кроме зерновых.

 

Отправка грузов в системе «Укрзализныци» в I квартале 2009 г., тыс. т

 

Номенклатура

ЛЖД

ДЖД

ЮЖД

ПЖД

ЮЗЖД

ОЖД

Всего по УЗ

январь-март 2009

в % к январю-марту 2008

январь-март 2009

в % к январю-марту 2008

январь-март 2009

в % к январю-марту 2008

январь-март 2009

в % к январю-марту 2008

январь-март 2009

в % к январю-марту 2008

январь-март 2009

в % к январю-марту 2008

январь-март 2009

в % к январю-марту 2008

Всего

3 085

54,7%

31 970

77,6%

6 025

83,8%

20 756

68,4%

4 375

55,7%

4 450

59,6%

70 661

70,9%

каменный уголь

531

72,4%

19 320

91%

4

50%

3 226

104,8%

1

100%

126

30,1%

23 208

91,0%

кокс

1 746

72,6%

22

46,8%

274

88,7%

2 042

68,1%

нефть и нефтепродукты

152

78,8%

1 000

97,6%

790

60,5%

108

112,5%

136

40,5%

197

44,5%

2 383

70,1%

железная и марганцевая руда

163

97%

1 948

88,9%

10 717

67,7%

196

45,3%

13 024

70,0%

черные металлы

14

56%

3 428

60,7%

6

66,7%

3 049

63%

13

36,1%

19

30,6%

6 529

61,6%

лом черных металлов

100

46,9%

224

102,3%

116

55,8%

245

59,5%

154

50,8%

96

48,7%

935

58,4%

лес

246

51,5%

1

20%

38

48,1%

3

75%

346

54,2%

30

32,3%

664

51,1%

химические и минеральные удобрения

194

70%

413

60,2%

55

63,2%

145

53,9%

22

44,9%

495

92,4%

1 324

69,7%

зерно и продукты перемола

196

в 7,3 р.б.

321

в 4,3 р.б.

1 851

в 3,1 р.б.

558

в 2,1 р.б.

1 098

в 2,8 р.б.

968

в 2,6 р.б.

4 992

293,6%

цемент

276

57%

118

23,4%

168

26,8%

197

68,2%

136

31,8%

53

28,5%

948

37,9%

строительные материалы

767

39,9%

662

44,4%

636

44,7%

501

32,9%

1 936

39,8%

866

40,8%

5 368

40,4%

Снижение показателей грузовой работы, усугубленное
продолжением моратория на рост тарифов на перевозку примерно 34% грузов, уже
привело УЗ к колоссальным финансовым потерям. Вчерашнее заседание Кабмина
показало, что спасение металлургов и химиков за счет государства важнее, а
«Укрзализныце» придется страдать еще как минимум три месяца.

При этом железнодорожники в который раз будут вынуждены
отложить или заморозить планы по обновлению подвижного состава, модернизации
путевого хозяйства и другие программы развития. А ведь на сегодня около 30 тыс.
полувагонов УЗ простаивают, что позволило бы при должном финансировании не
только безболезненно заменить устаревший вагонный парк, но и загрузить заказами
отечественные вагоностроительные заводы, а значит, дать работу в т.ч. и
металлургам.

Однако, учитывая скорое приближение выборов, можно
утверждать, что реальной господдержки «Укрзализныци» в этом году не дождется.
При этом антикризисные меры сведутся к «ручному» административному
регулированию, когда власть часто принимает решения не столько в пользу
государства, сколько в пользу сильного…