2009-04-10 08:43:16
Кабмин все же продлил мораторий на повышение тарифов на железнодорожные перевозки продукции горно-металлургического и химического комплексов до 1 июля. Таким образом, преференция, которую называли кратковременной, «растянулась» уже на 10 месяцев, причем и этот срок может оказаться неокончательным.
Антикризисные меры, содержащиеся
в постановлении КМУ от 14.10.2008 г. №925 «О первоочередных мерах относительно
стабилизации ситуации, которая сложилась в горно-металлургическом и химическом
комплексах», признаны эффективными. Поэтому на заседании правительства 8 апреля
было решено продлить действие этого документа еще на один квартал, до 1 июля.
Это уже вторая подобная пролонгация, ведь изначально срок действия
постановления был предусмотрен до начала текущего года.
Пострадавшей стороной при этом
осталась «Укрзализныця». Государственная железнодорожная монополия в который
раз проиграла в «лоббистской войне» представителям металлургических и
химических комбинатов, за которыми стоят могущественные финансово-промышленные
группы.
Разочарование железнодорожников
усиливается еще и потому, что металлурги не спешат выполнять свою часть
Меморандума о взаимопонимании и не снижают цены на свою продукцию для УЗ. Эти
«двойные стандарты» были заложены и в постановление №925, в котором
Минтранссвязи, Минэкономики и Минфину предписывалось «воздержаться от повышения
тарифов на грузоперевозки», при этом Минпромполитики, Минэкономики и
Антимонопольному комитету было поручено всего лишь «продолжить проведение
мониторинга цен на металлопродукцию… с целью предотвращения превышения цен на
эту продукцию на внутреннем рынке в сравнении с ценами на мировом рынке».
На заседании Кабмина интересы
«Укрзализныци» пытался отстоять только министр транспорта и связи, но поддержки
от остальных членов правительства он не получил. Тем временем железнодорожные
грузоперевозки продолжают стагнировать. Показатели марта (отправлено 26 млн. т
грузов) выигрышно смотрятся на фоне ноября 2008 – февраля 2009 гг., но все еще
значительно ниже «докризисных» объемов.
В результате по итогам первого
квартала общий объем отправки грузов упал на 29,1%, причем снижение этого
показателя допустили все шесть территориальных железных дорог. Уменьшились
объемы отправки всей основной номенклатуры грузов, кроме зерновых.
Отправка грузов в системе «Укрзализныци» в I квартале
Номенклатура |
ЛЖД |
ДЖД |
ЮЖД |
ПЖД |
ЮЗЖД |
ОЖД |
Всего по УЗ |
|||||||
январь-март 2009 |
в % к январю-марту 2008 |
январь-март 2009 |
в % к январю-марту 2008 |
январь-март 2009 |
в % к январю-марту 2008 |
январь-март 2009 |
в % к январю-марту 2008 |
январь-март 2009 |
в % к январю-марту 2008 |
январь-март 2009 |
в % к январю-марту 2008 |
январь-март 2009 |
в % к январю-марту 2008 |
|
Всего |
3 085 |
54,7% |
31 970 |
77,6% |
6 025 |
83,8% |
20 756 |
68,4% |
4 375 |
55,7% |
4 450 |
59,6% |
70 661 |
70,9% |
каменный уголь |
531 |
72,4% |
19 320 |
91% |
4 |
50% |
3 226 |
104,8% |
1 |
100% |
126 |
30,1% |
23 208 |
91,0% |
кокс |
– |
– |
1 746 |
72,6% |
22 |
46,8% |
274 |
88,7% |
– |
– |
– |
– |
2 042 |
68,1% |
нефть и нефтепродукты |
152 |
78,8% |
1 000 |
97,6% |
790 |
60,5% |
108 |
112,5% |
136 |
40,5% |
197 |
44,5% |
2 383 |
70,1% |
железная и марганцевая руда |
– |
– |
163 |
97% |
1 948 |
88,9% |
10 717 |
67,7% |
– |
– |
196 |
45,3% |
13 024 |
70,0% |
черные металлы |
14 |
56% |
3 428 |
60,7% |
6 |
66,7% |
3 049 |
63% |
13 |
36,1% |
19 |
30,6% |
6 529 |
61,6% |
лом черных металлов |
100 |
46,9% |
224 |
102,3% |
116 |
55,8% |
245 |
59,5% |
154 |
50,8% |
96 |
48,7% |
935 |
58,4% |
лес |
246 |
51,5% |
1 |
20% |
38 |
48,1% |
3 |
75% |
346 |
54,2% |
30 |
32,3% |
664 |
51,1% |
химические и минеральные удобрения |
194 |
70% |
413 |
60,2% |
55 |
63,2% |
145 |
53,9% |
22 |
44,9% |
495 |
92,4% |
1 324 |
69,7% |
зерно и продукты перемола |
196 |
в 7,3 р.б. |
321 |
в 4,3 р.б. |
1 851 |
в 3,1 р.б. |
558 |
в 2,1 р.б. |
1 098 |
в 2,8 р.б. |
968 |
в 2,6 р.б. |
4 992 |
293,6% |
цемент |
276 |
57% |
118 |
23,4% |
168 |
26,8% |
197 |
68,2% |
136 |
31,8% |
53 |
28,5% |
948 |
37,9% |
строительные материалы |
767 |
39,9% |
662 |
44,4% |
636 |
44,7% |
501 |
32,9% |
1 936 |
39,8% |
866 |
40,8% |
5 368 |
40,4% |
Снижение показателей грузовой работы, усугубленное
продолжением моратория на рост тарифов на перевозку примерно 34% грузов, уже
привело УЗ к колоссальным финансовым потерям. Вчерашнее заседание Кабмина
показало, что спасение металлургов и химиков за счет государства важнее, а
«Укрзализныце» придется страдать еще как минимум три месяца.
При этом железнодорожники в который раз будут вынуждены
отложить или заморозить планы по обновлению подвижного состава, модернизации
путевого хозяйства и другие программы развития. А ведь на сегодня около 30 тыс.
полувагонов УЗ простаивают, что позволило бы при должном финансировании не
только безболезненно заменить устаревший вагонный парк, но и загрузить заказами
отечественные вагоностроительные заводы, а значит, дать работу в т.ч. и
металлургам.
Однако, учитывая скорое приближение выборов, можно
утверждать, что реальной господдержки «Укрзализныци» в этом году не дождется.
При этом антикризисные меры сведутся к «ручному» административному
регулированию, когда власть часто принимает решения не столько в пользу
государства, сколько в пользу сильного…