2009-04-08 15:35:04
В судоходной компании «Торговый флот Донбасса» сложилась сложная ситуация с выплатой заработной платы морякам, находящимся в рейсе и сошедшим на берег после окончания контракта с судовладельцем.
В некоторых случаях задолженность
по заработной плате накапливалась в течение нескольких месяцев. О том, как
решаются подобные проблемы с помощью профкома, наш корреспондент беседует с
председателем Азовской региональной профсоюзной организации моряков ПРМТУ
Сергеем Рожковым.
– Сергей Максимович! Хотелось бы,
чтобы Вы вкратце осветили историю вопроса. Но прежде хорошо бы напомнить нашим
читателям, что представляет собой сегодня СК «Торговый флот Донбасса», каким
флотом располагает, какие возможности предоставляются тем, кто в ней работает,
и что может сделать для них профсоюз в условиях мирового
финансово-экономического кризиса в целом и критической ситуацией на фрахтовом
рынке, в частности?
– ООО «Торговый флот Донбасса» –
одна из крупнейших на Украине, негосударственная судоходная компания,
обладающая балансовым флотом загранплавания. Она создана в форме общества с
ограниченной ответственностью, здесь есть иностранный инвестор и, в то же
время, 25% капитала принадлежит государству в лице Фонда госимущества Украины.
Возникло предприятие в 2002 году. Оно не является правопреемником Азовского
морского пароходства, хотя все его суда, после разрыва договора аренды в 2003
году, были переданы ООО «ТФД». На его балансе находится 31 транспортное средство,
пока из этого числа проданы тх «Авдеевка», «Василий Белоконенко» и «Николай
Стенько». Они достигли своего критического возраста, в среднем по пароходству
он составляет 25,6 года.
В 2003-2005 году были вложены
большие денежные средства для того, чтобы снять арест с судов АМП и
рефлагировать их под украинский флаг. Известно, что АМП перевело весь флот под
«удобный» флаг, на судах работали смешанные экипажи. Доходило до того, что
бербоутные фрахтователи перестали нанимать украинских моряков, а на наших судах
работали моряки из России, Филиппин, Индии и пр. В период 2001-2002 года из
нашей региональной профорганизации моряков по различным причинам выбыло более
800 человек, сейчас она насчитывает более 4 тысяч членов. Перед новым
судовладельцем стояла задача – вернуть суда под флаг Украины, а профсоюз
поставил вопрос о том, чтобы на этих судах работали украинские моряки. Как уже
говорилось, чтобы добиться этой цели, довелось выполнить огромную работу и
вложить значительные денежные средства. Но в течение двух лет практически весь
бывший флот АМП был переведен под национальный флаг, в т.ч. два танкера «Федор
Мокряк» и «Марина», и два сухогруза «Осипцов» и «Вячеслав Ильин» – балансовые
суда Азовского СРЗ. Они были переданы в бербоут-чартер компании «ARDEMAR MARINE
LIMITED, CYPRUS».
В течение 2003 года региональный
профком моряков при поддержке Центрального Совета ПРМТУ и его председателя М.И.
Киреева заключил Коллективное соглашения об условиях найма моряков на судах ООО
«ТФД». С тех пор начался период стабилизации судоходной компании. Моряки
ошибочно считают, что работодателем является судоходная компания «ТФД». На
самом же деле СК «ТФД» передал весь флот в бербоут-чартер кипрской компании
«ARDEMAR», вместе с тем они остались под украинским флагом. Почему все
происходило именно таким образом? Учитывая специфику украинского
законодательства, заниматься «шиппингом», управлять флотом с территории
Украины, тем более, морскими судами загранплавания, невозможно. Поскольку
налоговое, банковское законодательства не позволяют этого делать, многие
судовладельцы передают свои суда в бербоут-чартер, иностранным фрахтователям
для того, чтобы иметь возможность оперативно решать вопросы найма моряков,
достойной оплаты их труда, другие производственные и финансовые проблемы. Компания
располагает достаточно большим флотом, в состав которого входят суда различного
назначения и возраста, но сегодня, учитывая обвал фрахтового рынка, устаревшие
суда не востребованы. Политика компании, и так поступают многие судовладельцы,
направлена на то, чтобы освободиться от них, как от ненужного балласта. Вместе
с тем, происходит потеря доходов судовладельца от их продажи: если раньше тонна
металлолома стоила порядка 700 долларов, то сейчас цена упала втрое и
составляет около 250. Но и эксплуатировать старые суда невыгодно, как и
вкладывать средства в их ремонт, поскольку эти затраты не окупятся. Как уже
говорилось, продано три судна, средства от их продажи пойдут, в том числе, и на
погашение задолженности по зарплате моряков.
– Хватит ли полученных от продажи
судов денег на то, чтобы покрыть долг?
– Не думаю. Деньги, полученные от
продажи – это не основной источник средств, главным образом доходы компания
получает в результате эксплуатационной деятельности. Если несколько месяцев
назад половина флота стояла в ожидании груза, то теперь на рынке перевозок
пошло некоторое оживление, и соответственно, возросла возможность сократить
задолженность перед моряками, поскольку суда начинают работать уже с небольшим
плюсом. К сожалению, все контейнеровозы находятся в отстое в различных портах –
в Севастополе и на рейде в Сингапуре и т.д. Правда, есть предположение, что
вскоре они все-таки будут задействованы в перевозке грузов.
– Вы говорили о том, что недавно
моряки, работавшие на судах компании, которая задолжала им по выплатам
зарплаты, начиная с декабря прошлого года, получили деньги. Как сегодня обстоят
дела с погашением долгов?
– Профком моряков ежедневно
получает информацию в форме суточных сводок о производственной деятельности
предприятия. Мы отслеживаем не только движение судов, но и их загрузку, условия
работы. И оперативно реагируем на все обращения экипажей и отдельных моряков.
Присутствуя на диспетчерских совещаниях, мы получаем информацию об
экономическом состоянии компании, таким образом, держим руку на пульсе. В
соответствии с Законом «О профсоюзах», периодически делаем официальные запросы
в адрес регионального судовладельца, бербоутного фрахтователя, менеджера
фрахтователя о перспективах решения этого вопроса. У меня на сегодня есть два
официальных письма от судовладельца – ООО «ТФД» и от компании «СФД Шиппинг»,
которая является менеджером всех судов по поручению бербоутного фрахтователя. В
них указано, что в марте т.г. проведены переговоры, состоявшиеся в Мариуполе, с
директором компании «ARDEMAR MARINE LIMITED, CYPRUS. Он сообщил, что из-за
резкого падения фрахтового рынка, задержек оплаты фрахта и не надлежащего
выполнения обязательств рейсовыми фрахтователями заработная плата морякам
выплачивалась с задержками в течение нескольких месяцев. Компания «ARDEMAR
MARINE» приняла ряд мер по уменьшению влияния финансово-экономического на
результаты производственной деятельности предприятия, что позволит в течение
апреля-мая 2009 года погасить задолженность по заработной плате моряков,
работающих на судах компании. Это, своего рода, гарантийные письма, поэтому,
когда моряки обращаются в профком, мы даем им разъяснения, рекомендуем им не
прибегать к крайним мерам. Вместе с тем, моряки вправе обращаться во время
нахождения судна заграницей к представителям ITF с просьбой защитить их права.
Были такие случаи, когда судовладелец, во избежание конфликта, простоя судна,
дополнительных издержек, шел навстречу морякам. Один из них произошел, когда в
индийском порту Тутикорин шесть членов экипажа проданного тх «Авдеевка»,
которые проработали всего три месяца – это половина срока, указанного в
контракте, обратились к инспектору ITF, с тем, чтобы им помогли получить расчет
и вернуться на родину. Судовладелец, стараясь обеспечить нормальную работу
всего экипажа, выплатил зарплату за три месяца тем, кто стремился вернуться
домой, и они были репатриированы из страны за его счет, досрочно расторгнув
контракт.
– Насколько активно моряки
обращаются в профсоюз в связи с тем, что происходят задержки с выплатой
зарплаты?
– Формы обращений очень разные.
Моряки ведут с нами телексную переписку, работает телефонная связь, всем
морякам известен наш электронный адрес. К примеру, совсем недавно капитан тх
«Вячеслав Ильин», который стоит на рейде в Керчи в ожидании груза, сообщил, что
задолженность по зарплате достигла полутора сотен тысяч долларов, и попросил
содействия в том, чтобы компания проавансировала хотя бы часть зарплаты,
поскольку семьи остались без средств. Мы обратились к бербоутному фрахтователю,
учитывая весьма корректное обращение моряков и понимание сложившейся
экономической ситуации, чтобы судоходная компания осуществила такую выплату. На
сегодня уже есть предварительная договоренность с судовладельцем о том, что
авансовый платеж получат все члены экипажа. Иными словами, просьба будет
удовлетворена в ближайшее время. Буквально на днях в профком обратились члены
экипажа тх «Сергей Смирнов», судно стоит на рейде в Ильичевске. Часть экипажа
списывается на берег без заработной платы. Общаясь с моряками, я объяснил
сложившуюся ситуацию, и моряки отнеслись к сложностям с выплатой зарплаты с
пониманием, они сошли на берег и готовы ждать, когда вопрос решится
окончательно при поддержке профкома моряков.
Обращаются в профсоюз и члены
семей моряков, работающих на судах компании. В связи с этим мы ввели практику
оказания помощи членам семей, не являющихся членами профсоюза. Мы считаем, что
такая поддержка в нынешних условиях просто необходима. Это в значительной
степени снижает социальную напряженность в трудовых коллективах.
До осени 2008 года заработная
плата выплачивалась регулярно, проблем с банковскими переводами не возникало.
По условиям коллективного договора три банковских перевода моряк осуществлял за
счет компании, при желании пересылать деньги чаще, он делал это за свой счет.
Многие моряки, отработавшие в СК несколько контрактов, подтверждают, что
относятся с пониманием к проблемам, вызванным кризисом на фрахтовом рынке,
отсутствием работы и простоями флота. Моряки, пришедшие в компанию из
Одесского, Дунайского, Киевско-Днепровского регионов, правомерно ставят вопрос
о зарплате, и не собираются прибегать к экстремальным мерам и жестким акциям. К
примеру, один из моряков по поручению экипажа одного из судов, обратился в
профком с вопросом о выплате задолженности по зарплате, поскольку не
располагает официальной информацией по интересующему вопросу, кстати, спросив и
о том, за что моряки платят профсоюзные взносы. Мы сразу дали ответ с разъяснением
происходящего, в том числе напомнили, что судовладелец зарекомендовал себя
добросовестным партнером в течение многих лет, и трудности, с которыми она
сейчас сталкивается – временные и носят объективный характер. Сообщили также,
что применение жестких санкций к судовладельцу в настоящее время считаем не
целесообразными.
В Мариуполе работает штатный
профсоюзный инспектор, имеющий непосредственное отношение к ITF, это Николай
Гольбин. Он адвокат, юрист с большим опытом практической работы, связанный с
процедурой ареста судов, с обращениями в суды, с решением индивидуальных,
коллективных трудовых споров. Мы постоянно работаем в контакте.
К сожалению, есть такая правовая
коллизия, когда судно под украинским флагом арестовать в украинском порту
практически невозможно, потому что это госсобственность. По требованию моряков
осуществлять споры в судебном порядке с представительством профсоюзного
адвоката в судах можно либо по месту жительства моряка, либо по месту
расположения профсоюзного комитета. Но, к сожалению, наш работодатель, т.е.
ответчик не является резидентом. И судебная практика показывает, что
разбирательство может затянуться на продолжительный срок – до 10 месяцев.
Действовать в таком направлении мы пока воздерживаемся. Поэтому не рекомендуем
морякам обращаться в суд, чтобы защищать свои интересы самостоятельно или с
нашей помощью. Если бы работодатель был резидентом Украины, и, соответственно,
был ответчиком в суде, было бы значительно проще решать подобные проблемы.
Поддерживая моряков, мы ведем разъяснительную работу с уверенностью в том, что
произойдут позитивные перемены на фрахтовом рынке – есть такие предпосылки, и,
в случае острой нужды, оказываем им и их семьям материальную помощь. В сложных
случаях профком дает представление судовладельцу, и, как правило, он идет
человеку навстречу: либо выплачивает всю заработная плата, либо какую-то ее
часть, необходимую на обеспечение лечения, погашение взноса по кредиту, либо по
другому назначению.
– Насколько сейчас остра ситуация
с выплатой зарплаты?
– В соответствии с положениями
коллективного договора (это нормальная практика, применявшаяся компанией в
течение шести лет) полный расчет с моряком производится в течение двух месяцев
после списания на берег по завершении контракта. Это не значит, что моряк до
этого времени ничего не получает. Основная заработная плата выплачивается на
судне, а полный расчет – по истечении двух месяцев. На учете в компании
находится около 2 тысяч моряков. Мы обеспечиваем рабочими местами порядка
семисот человек на 34 судах. На сегодня можно говорить, что полный расчет
получили те моряки, которые списались с судна в середине декабря 2008 года.
Остальные получают деньги в порядке очереди по мере поступления денежных
средств.
– Возможны ли изменения в
коллективном договоре в связи с кризисом?
– Новый коллективный договор был
заключен накануне кризиса, в июле 2008 года (первый такой текст был составлен
еще в 2003 году, когда компания только начала работать). Я не думаю, что
сегодня есть основания для внесения каких-либо изменений в этот документ. Тем
более что он составлен напрямую между «ARDEMAR MARINE» и Азовским региональным
профсоюзным комитетом моряков ПРМТУ, который представляет интересы моряков.
Текст его есть на каждом судне. Подписывая контракт, моряк, находясь на берегу,
может ознакомиться с основными положениями Колдоговора в компании
«УкрАзовКрюинг».
– Наверное, вам нередко
приходится встречаться теми, кто не доволен сложившимися обстоятельствами?
– Разумеется, таких случаев
немало, особенно среди представителей молодого поколения моряков. Как правило,
это люди, проживающие за пределами Мариуполя, имеющих опыт работы в других
компаниях, побывавших в ситуации, когда зарплату доводилось «выбивать» с
помощью жестких мер. Но мы находим корректные пути для решения возникающих проблем,
проводим индивидуальную разъяснительную работу, включая различные методы
убеждения, информирования. Как говорили классики, человек должен все знать, обо
всем судить, и на все идти сознательно – если мы хотим, чтобы был социальный
мир и согласие.
– Сказывается ли влияние кризиса
на численности профсоюзной организации моряков?
– Дело в том, что на судах
компании могут работать только члены нашего профсоюза. Есть такое
главенствующее условие. И судовладелец, и моряк заинтересованы в том, чтобы
член экипажа был членом нашего профсоюза. В компании есть Устав службы на судах
ООО «ТФД», который разработан оригинальным судовладельцем. Он есть на каждом
судне, и весь офицерский состав экипажа проходит предварительное собеседование
со специалистами Службы безопасности мореплавания, Охраны труда и т.д. Таким
образом, моряки получают разъяснения о том, как следует поступать в том или
ином случае, который определен уставом и хорошей морской практикой. Есть в
компании и действующая Комиссия по трудовым спорам, представленная тремя
сторонами: оригинальный судовладелец, крюинговая компания и профсоюз. На
заседаниях этой комиссии рассматриваются все жалобы моряков, а также
индивидуальные и коллективные трудовые споры. Как правило, все ее решения
работодатель выполняет.
– Качественный состав моряков во
многом зависит от того, каким флотом располагает компания. Насколько вероятно
обновление флота с учетом того, что средний возраст судов, которыми располагает
судоходная компания, достиг критического момента?
– Учредители ТФД разработали
программу списания и пополнения флота. В соответствии с ней половина судов,
устаревших морально и физически, будет списана в течение года. Планировалось
пополнение флота в количестве нескольких единиц, но реалии сегодняшнего дня
вряд ли позволят осуществить этот план. К сожалению, сегодня многие судоходные
компании, располагающие современными судами, также не могут подтвердить
эффективность работы в условиях кризиса.
Тем не менее, региональный
профком моряков оказывает всемерную поддержку работникам флота, используя все
возможности в рамках своих полномочий и в партнерстве с работодателем. Важно
отметить, что профком, защищая интересы моряков, разъясняет им, что действует в
пределах закона и коллективного договора, он защищает только законные права и
экономические требования трудящихся. Я уверен, что все моряки, не смотря на
жесткие условия кризисного времени, в ближайшее время при поддержке Профсоюза
получат законно заработанные денежные средства и продолжат сотрудничество с ООО
«Торговый Флот Донбасса».
Наталия ТРОЦКАЯ, Украинская
транспортная газета "Моряк"