Украинское судостроение: россияне добивают отрасль

2009-03-31 16:01:50

Российский капитал, скупивший большую часть украинских судозаводов, доводит их «до ручки». Новые собственники ранее наиболее успешного из всей отрасли николаевского Okean уже ввергли завод в убытки. Вадим Новинский «добивает» три верфи в рамках своего неформального судостроительного холдинга. А Константину Григоришину уже грозят реприватизацией «Севморзавода».

Украинское судостроение
переживает самые сложные за последнее десятилетие времена. Из-за кризиса заказчики
отказываются от новых контрактов, оплата за уже построенные суда замораживается
или задерживается. В результате, многие отечественные заводы вынуждены были
приостановить судострой, сократить рабочую неделю и уволить ряд сотрудников.

Так, с января 679 работников
Судостроительного завод им.61 коммунара находятся в неоплачиваемых отпусках. В
режиме неполной занятости работает и Черноморский судозавод. «Лиман» сократил
рабочую неделю с 5 до 4 дней, и даже такое относительно благополучное
предприятие отрасли, как Wadan Yards Okean (ранее – Damen Shipyards Okean),
вынуждено было перевести 340 из 2,5 тыс. штатных работников на 4-х часовую
рабочую смену.

 

«Эффективный» менеджмент от
россиян

 

По словам гендиректора Wadan
Yards Okean Николая Романчука, завод располагает портфелем заказов до 2010 г. Большинство из них
получены уже от нового собственника предприятия, группы компаний Wadan Yards
AS, в которой 70% принадлежат российской FLS West и 30% – норвежской Aker
Yards.

Отметим, что за минувший год,
пока завод несколько раз сменил акционеров (от Damen к Aker Yards, затем
перешел к россиянам) его показатели существенно ухудшились, причем еще до
начала кризиса.

Если в 2007 г. выручка составила
501 млн. грн., чистый убыток – 6,6 млн. грн., то в I полугодии 2008 г. доходы упали до 197
млн. грн., убыток вырос до 25,5 млн. грн.

За второе полугодие Okean спустил
на воду только одно судно – точнее, корпус танкера-химовоза, который будет
достраиваться в Норвегии. Сейчас на заводе находятся в разной степени
готовности еще один танкер-химовоз и 4 корпуса судов по заказу для норвежской
компании и 3 универсальных суда для «Укрречфлота».

Есть опасения, что российские
инвесторы будут загружать завод только малоприбыльным «корпусным»
строительством, хотя к 2007 г.,
при голландских собственниках, Okean практически вышел на полнокомплектное
строительство.

 

Царь Мидас-Новинский

 

В отличие от легендарного
античного царя (который все, к чему притрагивался, превращал в золото) владелец
«Смарт-Холдинга» Вадим Новинский почти каждый из своих активов, если не доведет
до банкротства, то убыточная деятельность ему точно обеспечена.

Из всех верфей, входящих в
неформальный судостроительный холдинг «Смарта», Черноморский судозавод остается
в самой сложной ситуации. Предприятие наполовину разворовано, оборотных средств
не имеет, зато в наличии дефицит подготовленных кадров. Плюсом по сравнению с
предыдущими годами является загрузка завода судоремонтом, которую обеспечивает
Херсонский СЗ.

По итогам I полугодия 2008 г. объем реализации
завода составил 27,7 млн. грн. А со второй половины 2007 г. объемы производства
выросли в 9 раз. В августе 2008
г
. на ЧСЗ произведен спуск корпуса танкера для
норвежской компании S.C.Aker Braila S.A. Это первый выполненный заказ по
строительству после прихода Новинского. Всего по этому контракту планировалось
строительство 4 судов (2 плюс 2 в опционе), стоимостью до ?2 млн. каждое. В
минувшем году также были заложены 2 корпуса универсальных судов для Damen
Shipyards, из серии в 4 судна дедвейтом 3,8 тыс. т каждое.

Всего программа развития завода
на 2008-13 гг. предусматривает строительство 6 корпусов контейнеровозов и 48
полнокомплектных судов на общую сумму $1,4 млрд. Однако в ноябре строительство
было свернуто – «из-за кризиса», остался только ремонт.

 

Исполнительный директор ЧСЗ
Виталий Ильницкий заявил, что банки перестали давать кредит для выполнения
заказов под аккредитивы. По информации СМИ, проданы корпус
монтажно-достроечного цеха, корпуса цеха плавсредств и 3-го цеха реализованы
вместе с землей. Есть предположения, что Новинский намерен установить
окончательный контроль над ЧСЗ через процедуру банкротства, избежав при этом
необходимости погашать огромные долги завода.

В октябре 2008 г. начата процедура
банкротства ЧСЗ, а в январе областной хозсуд признал основным кредитором
Торговый дом «Моторекс», который никакого отношения к судостроению не имеет
(зато был замешан в рейдерской атаке на Херсонский порт, также в интересах
Новинского).

Этому ООО завод непонятно каким
образом оказался должен 355,6 млн. грн., в комитет кредиторов включили также
инициатора банкротства – фирму «JKS-Николаев», юридический адрес которой
оказался фиктивным. Короче, банкротство завода выглядит очень сомнительно, зато
требований кредиторов набралось более чем на 400 млн. грн. Так что радость от
прихода на завод «нового собственника» следует, как минимум, признать
преждевременной.

 

Херсонский судозавод, который
должен стать основой будущего холдинга, работает сравнительно устойчиво. За
январь-октябрь 2008 г.
производство ХСЗ выросло на 51,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. – до 311 млн. грн.
За II полугодие 2008 г.
предприятие закончило строительство 6 корпусов. В частности, спущены на воду 3
танкера типа TIOLI для голландской Veka Shipbuilding (всего заказано 4 судна
этого типа). Для нидерландской Zanen Shipbuilding сданы 2 корпуса речных
танкеров-химовозов – часть этого заказа на строительство 5 судов передана
заводу им.61-го Коммунара.

Также в октябре заказчику передан
сухогруз проекта RSD11 «Челси-1» дедвейтом 6135 тыс. т. Это первое судно серии,
которая строится Херсонским СЗ (корпус) и компанией «Конкорд шиппинг»
(достройка) для компании «Черноморский судоходный менеджмент». Кроме того,
ведется строительство 4 якореукладчиков для норвежской компании Kleven Prosjekt
AS (первое уже в марте спущено на воду). Ранее в феврале текущего года
британскому заказчику сдали сухогруз Kaya Pioneer дедвейтом 8473 т.

 

Судостроительный завод им.61
коммунара январь-июнь 2008 г.
закончил с прибылью 55 тыс. грн. (убыток в 6 млн. грн. за аналогичный период
прошлого года), выпустив продукции на 72,5 млн., что на 6,83 млн. грн. больше.
В целом, по итогам года объемы производства выросли на 62%.

Предприятие, на которое претендует
Новинский (хотя и находится в списке объектов, не подлежащих приватизации), в
октябре 2008 г.
спустило на воду корпус танкера-химовоза, который стал первым из трех,
предусмотренных контрактом с голландской компанией Zanen Shipbuilding B.V. До
конца 2008 г.
должен был готов еще один корпус, а в I полугодии 2009 г. – третий, однако с
ноября работы приостановились.

Здесь также проблема с деньгами,
корпуса для Zanen завод им.61 коммунара строит по договору субподряда с ХСЗ,
который выступает гарантом по банковскому кредиту. В то же время, гендиректор
«коммунаров» Игорь Козырев сообщил, что ХСЗ должен предприятию 8,8 млн. грн.

Из-за этого завод им.61 коммунара
не может погасить задолженность по зарплате, которая составляет около 3 млн.
грн. (по другим данным – 9 млн., и еще 8 млн. грн. – Пенсионному фонду),
кредиторская задолженность ГП – почти 130 млн. На данный момент счета завода
арестованы по иску налоговой.

В феврале текущего года ФГИ за 7
млн. грн. продал 32-й цех завода им.61 коммунара (как объект незавершенного
строительства), однако из этих средств предприятие не получило ни копейки, все
ушло в госбюджет. В ближайшее время может быть продан еще один «непрофильный»
актив 23-й цех, оценочная стоимость которого – 14 млн. грн.

На заводе спасение видят только в
приходе стратегического инвестора, однако в план приватизации завод им.61
коммунара по-прежнему не попадает, а тем временем работники предприятия
призывают правительство и президента оставить завод в госсобственности. Рабочие
обвиняют в кризисе лично директора и требуют его увольнения.

 

Григоришин не стал корабелом

 

В кризисном положении находится и
севастопольский «Севморзавод» Константина Григоришина, убытки которого в 2008 г. выросли в 4,3 раза,
до 34,79 млн. грн. Сейчас на предприятии работает менее 400 человек, проводится
мелкий судоремонт. Северный док завода вместе с мощностями продан, основная
производственная площадка – бывшее «Лазаревское Адмиралтейство», включая два
дока, находится в нерабочем состоянии.

Олигарх уже начал готовить
принудительное банкротство завода с возможной распродажей частями. Уже в
ближайшем будущем Севморзавод может прекратить свое существование. Такая
перспектива вынудила главу Севастопольской горгосадминистрации Сергея Куницына
пригрозить собственнику реприватизацией.

«Судя по подходу, владельцы не
очень хотят сохранять предприятие. Значит, нужно использовать все рычаги,
вплоть до возвращения предприятия в госсобственность», – сказал С.Куницын.

Общий объем задолженности
«Севморзавода» по зарплате, выплатам в Пенсионный фонд и другим налогам
оценивается почти в 3 млн. грн. С конца 2008 г. работа предприятия практически
заморожена.

Олег Красников, Ugmk.info