2009-03-31 11:32:09

Мировой экономический кризис и спад объемов торговли привели к резкому сокращению рынка морских перевозок, появился избыток судов на многих судоходных путях. Это напрямую повлияло и на судостроительный бизнес во всем мире, так как заказчики отказываются от новых контрактов. Многие верфи переживают не лучшие времена.

О том, какие процессы происходят
в контролируемой россиянами судостроительной группе Wadan Yards, РБК daily
рассказал основной акционер и председатель совета директоров Wadan Yards Group
АНДРЕЙ БУРЛАКОВ.

 

— Почему Wadan Yards Group
оказалась первой среди немецких судостроителей, кому немецкие банки под
гарантии федерального правительства Германии и правительства земли Мекленбург —
Передняя Померания выделили около 240 млн евро в виде целевых кредитов?

— Многие европейские и немецкие
верфи уже разорились. Положение Wadan Yards, безусловно, более устойчиво. Нам
же кредиты понадобились в связи с тем, что именно немецкие судовладельцы не
оплатили четыре готовых судна, что существенно осложнило финансирование других
заказов. Власти и немецкие банки понимают эту ситуацию и активно поддерживают
нас. Мы, в свою очередь, обеспечили необходимые гарантии и четко понимаем
собственную перспективу и ответственность.

 

— Однако в немецкой прессе вас,
как новых собственников верфей, упрекают в том, что вы так и не привели на
верфи новых заказчиков.

— Новых не привели. Пока. Кризис
— он, знаете ли, и для нас кризис. Но к нам с большой охотой возвращаются
старые. Мы одна из очень немногих судостроительных групп в мире, способная
производить широкий спектр высокотехнологичных судов, от контейнеровозов и
паромов типа RoPax до танкеров для перевозки сжиженного природного газа и
морских буровых платформ, а главное, суда высокого ледового класса, столь
необходимые для России. Поэтому российские заказы так или иначе появятся, и
соответствующая работа ведется очень успешно.

Безусловно, кризис коснулся и
компаний-заказчиков, которые вынуждены пересматривать свои инвестиционные
программы. Насколько мне известно, в силу ряда причин с начала кризиса
российскими компаниями не было заказано ни одного судна. У нас же на конец
прошлого года в портфеле заказов было 19 судов, сейчас более 30. На прошлой
неделе вступил в силу новый контракт на строительство 16 сухогрузных судов
смешанного плавания на верфи Wadan Yards Okean (Украина), что позволит
полностью загрузить ее до конца 2009 года.

 

— Намерена ли Wadan Yards Group
предлагать свою продукцию для неф­тегазовых компаний, осваивающих месторождения
на шельфе?

— Уже предлагаем. Wadan Yards
Group имеет опыт строительства буровых платформ и судов для работы в условиях
Арктики. В частности, на наших верфях не так давно была построена полупогружная
буровая платформа STENA DON, являющаяся одной из самых современных в мире.

 

— В настоящее время уже заявлено
о планах строительства нескольких суперверфей в России. Сможет ли это повлиять
на ваши позиции?

— Нам это выгодно как никому
другому, хотя я не понимаю, что такое суперверфь. Строительство новой верфи в
России с учетом создания необходимой инфраструктуры займет от трех до пяти лет.
Но мощности одной или даже двух верфей в обозримой перспективе не обеспечат
потребностей, заявленных руководством России, Объединенной судостроительной
корпорацией (ОСК) и другими российскими компаниями. Wadan Yards Group
предлагает свое участие в этих проектах, готова предоставить самые передовые
технологии, инженеров, обучать рабочих на своих верфях, полностью интегрировать
свои производственные и интеллектуальные мощности с российскими заводами,
создав в бассейне Балтийского моря научно-производственный альянс, абсолютно
конкурентноспособный с азиатскими грандами на мировом рынке.

 

Мне кажется разумным предложение
построить верфь или одну из верфей в Кронштадте, где имеются приемлемая
инфраструктура и перспективы развития. В России уже десятки лет новых верфей не
строили, а Aker Yards, в которую ранее входили наши верфи, за последние годы
построила две верфи в Бразилии и Вьетнаме. Специалисты, которые это делали,
сейчас работают у нас или у наших партнеров. Мы в максимально короткие сроки
можем разработать ТЭО и непосредственно проект верфи с учетом самых передовых
технологий, обеспечить управление строительством и производством. Пусть эта
верфь будет поменьше, чем «супер», но она быстрее и дешевле будет делать то,
что нужно России. А если включить ее в технологическую цепочку с нашими
верфями, то под проект можно будет привлечь и более дешевые западные кредиты.

 

— Какие сложности вы испытываете
в данный момент?

— В Германии нас воспринимают как
русских, с настороженностью, проверяют все с двойным вниманием. То же и в
России, только здесь нас воспринимают как немцев, норвежцев и всяких прочих
американцев.

Конечно, у нас есть определенные
трудности, объективно связанные с кризисом. Ориентированная изначально на реализацию
заказов российского рынка группа Wadan Yards ищет пути стратегического
партнерства с ОСК, прежде всего в целях совместного строительства судов и
другой морской техники для освоения арктического шельфа России и Северного
морского пути, а также разработки современных технологий и внедрения их на
российских верфях. Кстати, мы уже имеем опыт работы с российской компанией
«Норильский никель», для которой на наших верфях построена серия из четырех
контейнеровозов ледокольного типа, последний из которых мы сдали в конце января
2009 года. Эти уникальные суда позволяют осуществлять круглогодичную навигацию
на Северном морском пути. Это сотрудничество продолжается. Не разглашая
коммерческой тайны, могу сказать, что мы и дальше будем строить флот для этой
компании.

Ведутся переговоры с «Газ­флотом»
и в целом с «Газпромом», «Росэнергоатомом». Мы заявляемся практически на всех
профильных тендерах в России, в первую очередь в кооперации с ОСК и другими
российскими компаниями. Все, что может быть произведено в России, должно
остаться в России. Более высокотехнологичные работы мы могли бы выполнить в
Германии, которая могла бы и обязательно должна стать технологической площадкой
для восстановления и развития российского судостроения.

Естественно, работаем и с заказчиками
из других стран. В частности, по заказу ЕС реализуется интересный проект
строительства мультифункционального бурового судна с исследовательскими
функциями Aurora Borealis. И Wadan Yards не будет отказываться от подобных
заказов. Этого не поймут ни финансирующие нас банки, ни наши партнеры, ни наши
рабочие, перед которыми я как работодатель несу огромную личную
ответственность.

 

— Вы известны как участник
авиационных лизинговых проектов. Что привело вас в судостроительный бизнес?

— Я сам не являюсь участником
авиационных лизинговых проектов, тем более известным. Я уже семь лет член
совета директоров Финансовой лизинговой компании и за эти годы приобрел опыт
формирования различных, в том числе производственных, проектов. Судостроение,
как и авиастроение, одна из базовых отраслей мировой экономики. Существует
значительный разрыв между возможностями судостроительной отрасли в России и
потребностями судоходного рынка. Здесь есть огромная перспектива. Я предлагал
диверсифицировать деятельность ОАО «Финанс-Лизинг», велись переговоры с ВЭБом.
Однако, когда ФЛК вошла в Объединенную авиастроительную корпорацию, стало ясно,
что заниматься другими видами лизинга, кроме авиационного, она не сможет. Это
решение логично, мне абсолютно понятно и уважаемо. Поэтому я принял для себя
решение сменить бизнес и ушел в судостроение, естественно, позвав с собой
людей, которым это интересно. Тогда никто не верил, что у нас что-нибудь
получится, и считали меня, ну скажем, странным. Теперь, к сожалению, компания
«Финанс-Лизинг», как и многие другие, серьезно пострадала от кризиса. И на фоне
этих проблем многие вспомнили, что мы имели отношение к ФЛК. Так я и сейчас
имею к ней отношение и готов помогать всем, чем могу, чтобы бы она вышла из
пике.

 

— Как бы вы прокомментировали
высказывания гендиректора ФЛК Наиля Малютина о прежнем менеджменте ФЛК,
прозвучавшие в некоторых российских и немецких СМИ?

— Вы о тех, где он меня хвалит
или где ругает? Я не уверен, что Наиль говорил эти слова. Потому что
корреспонденты того же Der Spiegel обманули и меня, превратив мое интервью о
судостроении в дешевую попытку найти сенсацию. Получилось не очень. Могу
ответить лишь словами Льва Гумилева: «Глупость — такой же источник людских
несчастий, как и злая воля. Даже, может быть, иногда глупость хуже, потому что
она требует для себя права на безответственность…».

 

Судостроительная группа Wadan
Yards была сформирована в июле 2008 года в результате покупки российскими
инвесторами активов одной из крупнейших в мире судостроительных компаний Aker
Yards.

В состав группы Wadan Yards вошли
две высокотехнологичные верфи Германии, в городах Висмар и Варнемюнде,
крупнейшая в Европе верфь «Океан» в городе Николаеве, а также два дизайн-бюро и
два инжиниринговых центра.

Группа имеет существенную долю в
компании Aker Arktic. На сегодняшний день 70% акций группы Wadan Yards
принадлежат компаниям, принадлежащим и аффилированным с Андреем Бурлаковым, а
30% — корейскому концерну STX.

Суммарная стоимость активов,
принадлежащих группе, составляет около 3 млрд евро.

Совет директоров Wadan Yards
возглавляет Андрей Бурлаков.

Президент Анна Эткина.

Численность сотрудников группы,
включая все подразделения, составляет более 5 тыс. человек.

 

Андрей Бурлаков родился в 1963
году.

Закончил Военный институт
Министерства обороны СССР, профессионально владеет японским и английским
языками, служил по специальности на Тихоокеанском флоте, на различных
должностях в ВС СССР.

Занимался коммерческой
деятельностью в сфере переподготовки военнослужащих и негосударственного
пенсионного обеспечения.

С 2002 года по настоящее время —
член совета директоров ОАО «Финанс-Лизинг», до января 2009 года — первый
заместитель ОАО «Финанс-Лизинг».

Является собственником ряда
коммерческих структур в России.

С августа 2008-го — совладелец и
председатель совета директоров судостроительной группы Wadan Yards. Женат,
имеет двоих детей.