Вице-адмирал Кожин: «Я не вижу никаких перспектив вывода ЧФ в 2017 году»

Вот уже долгое время наболевшая
проблема вывода российского Черноморского флота из Украины не дает покоя
властям как нашей страны, так и северного соседа. После недавнего визита в
Севастополь министра обороны РФ Анатолия Сердюкова этот процесс должен был уже
наконец стартовать. И пути назад нет — это прямой указ премьер-министра Путина.
За подробностями «Новая» обратилась к первому командующему Военно-морскими
силами Украины Борису Кожину.

— Борис Борисович, как должен
выглядеть процесс вывода ЧФ?

— Первый шаг к 2017 году —
составление «Плана вывода Черноморского флота Российской Федерации из Украины».
Это первый документ, который будет олицетворять политическую сознательность и
позицию Российской Федерации относительно Украины. Только когда появится этот
документ, можно будет утверждать, что в 2017 г. последний корабль выйдет из бухты. Если
российская сторона не пожелает этого делать, такой план должны будем составить
мы сами и вынести на рассмотрение Верховной Рады. И, соответственно, утвердить
в одностороннем порядке.

Нога украинца (в политическом
понимании) не ступала на землю, которая отдана российскому Черноморскому флоту.
И что там находится в штольнях под Мекензиевыми горами, где хранится запас
Черноморского флота, — неизвестно. Может быть, там ядерное оружие. Ведь мы не
имеем туда доступа — значит, есть что-то такое, о чем нам говорить не хотят.

 

«В Донузлаве можно разместить
половину американского флота»

— Один из аргументов России
насчет дальнейшего базирования в Севастополе — это то, что город без
Черноморского флота существовать не сможет…

— Я уверен в том, что уже через
год Севастополь будет лучшим городом в Украине. На принципах свободной
экономической зоны там можно создать огромные перевалочные базы. И тогда в
Севастополь придут банки и капиталы больших финансовых структур. Севмордок
может авианосец свободно докировать. А раз сможет принять авианосец — то примет
и супертанкер. Все это сейчас тормозится инфраструктурой, которая подчинена
Черноморскому флоту.

Сегодня объекты Черноморского
флота РФ занимают 20 тысяч га земли. По международным стандартам их аренда
стоит $2,5 млрд. 4500 объектов (2000 неучтенных) — $4 млрд. Имущество,
оборудование, техника — $3,5 млрд. А всего — $10 млрд в год.

А те деньги, что Украина получает
сегодня, — это одно название. Из виртуального долга Украины за энергоносители,
утвержденного российской Думой (а Дума могла утвердить все что угодно),
отсчитывается ежегодно $97 млн. То есть мы практически содержим ЧФ России за
собственные средства. $97 млн — виртуальная сумма.

 

— Как вы оцениваете перспективы
базирования на территории Украины флотов других государств, например
американского? Реально ли разместить НАТОвский флот в Севастополе или в другом
месте?

— Во-первых, это решают власти.
Но я как гражданин тоже должен принимать участие в этом. Поэтому я считаю:
смысл в размещении американского флота есть, имеется и место — Донузлав. Там
можно разместить половину американского флота, причем прямо сейчас. На данный
момент мы можем разместить в Донузлаве 2-3 бригады различных кораблей либо
расположить две эскадры. И проблем не будет. Таким образом, будет к тому же
обеспечена наша безопасность, по крайней мере, на некоторое время.

 

— С российским флотом американцы
не будут пересекаться?

— Не будут. Вообще в тех краях мы
могли бы построить городки где-то на 10—12 тысяч человек. Развивалась бы
промышленность. Это ведь в 30
км
от Евпатории. Там земля пустует, одни тушканчики
бегают. Причалы готовы, есть вода, электричество, горючее — все это было
построено еще в советские времена под руководством адмирала Горшкова. Я там был
начальником штаба базы. Так что Донузлав — развитой в военном плане и
безопасный для кораблей городок.

 

— Сегодня страны Скандинавии
создают собственный военный региональной блок для охраны Арктики, россияне
планируют военный альянс с Китаем. А какие Украине можно планировать военные
альянсы в регионе Черного моря?

— У нас есть ГУАМ. Нашими
друзьями должны быть румыны — ведь с островом Змеиный все наладилось. Болгары к
нам уважительно относятся, турки тоже. Мы же в одном бассейне — должны дружить.
Есть для этого возможности, но региональный альянс пока не налаживается. Хотя
Россия стремится создать нечто подобное в Черном море. Но его нельзя сделать
демилитаризованной зоной — ведь в любое время сюда могут прийти и взять нас
голыми руками.

Вообще в мире в настоящее время
происходят интересные события. Из одного состояния, в котором мы были после
Второй мировой войны, мы переходим в качественно другое. Я не говорю о войне —
будут новые альянсы, борьба с природными катаклизмами.

 

«Украине нужны не корветы, а
фрегаты»

— На ваш взгляд, реально ли
искоренить пиратство в Аденском заливе? Может ли Украина в этом принимать
участие?

— Мы убедились на примере
«Фаины», что государственная политика должна проводиться таким образом, чтобы
была обеспечена безопасность мореплавания, безопасность наших граждан, которые
ходят на кораблях гражданского флота. А для этого мы должны решать этот вопрос
или через Организацию Объединенных Наций, или самостоятельно. Если через ООН,
то можем поставлять в миротворческие войска не только свои Военно-морские силы,
но и подразделения, например «Альфу», морскую пехоту. В наших подводных войсках
есть такие ребята, которые могут под водой сделать все что угодно, имея
преимущество перед противником в соотношении 10 к 1. Их мы тоже можем делегировать
в подразделения ООН, которые борются с пиратами.

Должна также планироваться
стратегия развития Военно-морских сил Украины как морской державы в закрытом
бассейне, но с интересами за его пределами. В том числе борьба с пиратством —
это та задача, которая должна решаться нашими Военно-морскими силами для
обеспечения перевозок. А также для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях,
эвакуации граждан Украины из горячих точек. Далее — участие под эгидой ООН в
вооруженных конфликтах для защиты мирного населения. Есть еще много других
задач, которые мы как морская держава можем и должны выполнять.

 

— Как обеспечить безопасность
наших торговых судов?

— В случае необходимости разовой
защиты подавать заявку в ООН — это бешеные деньги. Поэтому если, допустим, мы
какому-нибудь государству поставляем 100 танков, то в придачу к кораблю с этим
грузом даем наш военный корабль, например «Сагайдачный», «Славутич», «Луцк»,
«Тернополь» или другое боеспособное судно. И ставим перед командованием задачу:
чтобы корабль через месяц был готов выйти, предположим, в Индонезию и вернуться
обратно. А в договоре будет указано: покупатель, который приобретает танки,
обеспечивает оплату услуг экипажа и расходы на морской поход.

А ведь морской поход — это просто
счастье для моряков! Они же будут целый месяц на ходу, будут иметь возможность
проводить тренировки, станут настоящими морскими волками. Вот как надо нам
делать! Но для этого не хватает воли власти.

 

— Вы перечислили корабли, которые
сейчас могут выйти в морской поход. А сколько Украине вообще требуется кораблей
и каких классов: фрегат, корвет, может быть, крейсер?

— В прессе сегодня идет полемика
о том, что Украине нужен корабельный состав на уровне корвета. Но что это
такое? Это небольшой корабль водоизмещением под 1000 тонн, он и на волнах-то не
очень хорошо держится и используется главным образом для охраны прибрежной
зоны. Такое судно может выполнять свои функции, разово выходя в открытое море,
но месяцами быть в открытом море корвет не предназначен. Поэтому на базе таких кораблей
мы не можем строить свою стратегию.

Значит, наша стратегия — для
противодействия пиратству и т. д. — должна сосредоточиться на том, что нужно
иметь океанский флот. Я не говорю о крейсерах и атомных подводных лодках —
имеются в виду суда класса «фрегат». Основу флота Украины как морской державы
должны представлять суда типа фрегата «Сагайдачный».

На данном этапе, я полагаю, в
Украине должна быть эскадра из 10 фрегатов, эскадра из 10 корветов и дивизион
подводных лодок количеством от 3 до 6. Причем лодки должны быть современного
класса, типа 209-го, и изготовлены на наших заводах. Таким образом, мы получим
новые рабочие места, что поможет решить вопрос с глобальным экономическим
кризисом. Все это и складывается в необходимую нам концепцию развития Военно-морских
сил Украины.

 

Справка: Фрегат — противолодочный
и эскортный военный корабль. Предназначен для дальней разведки и крейсерской
службы, а также самостоятельных боевых действий. Корвет — класс военных
кораблей. Эскортный корабль специальной постройки водоизмещением 500—1600 тонн,
скорость 16—20 узлов (30—37 км/ч). Вооружение: артиллерийские установки калибра
76—102 мм и зенитные автоматы калибра 20—40 мм, бомбометы и глубинные бомбы,
ракетные установки. Крейсер — боевой надводный корабль, в задачи которого
входит борьба с легкими силами флота и торговыми судами противника, оборона
соединений боевых кораблей и конвоев, огневая поддержка приморских флангов
сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных
заграждений и другие.

Подводная лодка (субмарина) —
корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном
положении. Подводная лодка «Тип-209» — субмарина производства Германии, имеет
сверхпрочный герметичный корпус и отличную систему жизнеобеспечения.

Георгий Попов, газета «Новая»

Главная цель и задача Военно-морских сил Украины — стабилизация военно-политической ситуации в Крыму, Севастополе и регионе. То, что происходит внутри Российской Федерации, — их дело. Скажу одно: до последнего матроса Черноморского флота Россия будет держать Севастополь».

Вот уже долгое время наболевшая
проблема вывода российского Черноморского флота из Украины не дает покоя
властям как нашей страны, так и северного соседа. После недавнего визита в
Севастополь министра обороны РФ Анатолия Сердюкова этот процесс должен был уже
наконец стартовать. И пути назад нет — это прямой указ премьер-министра Путина.
За подробностями «Новая» обратилась к первому командующему Военно-морскими
силами Украины Борису Кожину.

— Борис Борисович, как должен
выглядеть процесс вывода ЧФ?

— Первый шаг к 2017 году —
составление «Плана вывода Черноморского флота Российской Федерации из Украины».
Это первый документ, который будет олицетворять политическую сознательность и
позицию Российской Федерации относительно Украины. Только когда появится этот
документ, можно будет утверждать, что в 2017 г. последний корабль выйдет из бухты. Если
российская сторона не пожелает этого делать, такой план должны будем составить
мы сами и вынести на рассмотрение Верховной Рады. И, соответственно, утвердить
в одностороннем порядке.

Нога украинца (в политическом
понимании) не ступала на землю, которая отдана российскому Черноморскому флоту.
И что там находится в штольнях под Мекензиевыми горами, где хранится запас
Черноморского флота, — неизвестно. Может быть, там ядерное оружие. Ведь мы не
имеем туда доступа — значит, есть что-то такое, о чем нам говорить не хотят.

 

«В Донузлаве можно разместить
половину американского флота»

— Один из аргументов России
насчет дальнейшего базирования в Севастополе — это то, что город без
Черноморского флота существовать не сможет…

— Я уверен в том, что уже через
год Севастополь будет лучшим городом в Украине. На принципах свободной
экономической зоны там можно создать огромные перевалочные базы. И тогда в
Севастополь придут банки и капиталы больших финансовых структур. Севмордок
может авианосец свободно докировать. А раз сможет принять авианосец — то примет
и супертанкер. Все это сейчас тормозится инфраструктурой, которая подчинена
Черноморскому флоту.

Сегодня объекты Черноморского
флота РФ занимают 20 тысяч га земли. По международным стандартам их аренда
стоит $2,5 млрд. 4500 объектов (2000 неучтенных) — $4 млрд. Имущество,
оборудование, техника — $3,5 млрд. А всего — $10 млрд в год.

А те деньги, что Украина получает
сегодня, — это одно название. Из виртуального долга Украины за энергоносители,
утвержденного российской Думой (а Дума могла утвердить все что угодно),
отсчитывается ежегодно $97 млн. То есть мы практически содержим ЧФ России за
собственные средства. $97 млн — виртуальная сумма.

 

— Как вы оцениваете перспективы
базирования на территории Украины флотов других государств, например
американского? Реально ли разместить НАТОвский флот в Севастополе или в другом
месте?

— Во-первых, это решают власти.
Но я как гражданин тоже должен принимать участие в этом. Поэтому я считаю:
смысл в размещении американского флота есть, имеется и место — Донузлав. Там
можно разместить половину американского флота, причем прямо сейчас. На данный
момент мы можем разместить в Донузлаве 2-3 бригады различных кораблей либо
расположить две эскадры. И проблем не будет. Таким образом, будет к тому же
обеспечена наша безопасность, по крайней мере, на некоторое время.

 

— С российским флотом американцы
не будут пересекаться?

— Не будут. Вообще в тех краях мы
могли бы построить городки где-то на 10—12 тысяч человек. Развивалась бы
промышленность. Это ведь в 30
км
от Евпатории. Там земля пустует, одни тушканчики
бегают. Причалы готовы, есть вода, электричество, горючее — все это было
построено еще в советские времена под руководством адмирала Горшкова. Я там был
начальником штаба базы. Так что Донузлав — развитой в военном плане и
безопасный для кораблей городок.

 

— Сегодня страны Скандинавии
создают собственный военный региональной блок для охраны Арктики, россияне
планируют военный альянс с Китаем. А какие Украине можно планировать военные
альянсы в регионе Черного моря?

— У нас есть ГУАМ. Нашими
друзьями должны быть румыны — ведь с островом Змеиный все наладилось. Болгары к
нам уважительно относятся, турки тоже. Мы же в одном бассейне — должны дружить.
Есть для этого возможности, но региональный альянс пока не налаживается. Хотя
Россия стремится создать нечто подобное в Черном море. Но его нельзя сделать
демилитаризованной зоной — ведь в любое время сюда могут прийти и взять нас
голыми руками.

Вообще в мире в настоящее время
происходят интересные события. Из одного состояния, в котором мы были после
Второй мировой войны, мы переходим в качественно другое. Я не говорю о войне —
будут новые альянсы, борьба с природными катаклизмами.

 

«Украине нужны не корветы, а
фрегаты»

— На ваш взгляд, реально ли
искоренить пиратство в Аденском заливе? Может ли Украина в этом принимать
участие?

— Мы убедились на примере
«Фаины», что государственная политика должна проводиться таким образом, чтобы
была обеспечена безопасность мореплавания, безопасность наших граждан, которые
ходят на кораблях гражданского флота. А для этого мы должны решать этот вопрос
или через Организацию Объединенных Наций, или самостоятельно. Если через ООН,
то можем поставлять в миротворческие войска не только свои Военно-морские силы,
но и подразделения, например «Альфу», морскую пехоту. В наших подводных войсках
есть такие ребята, которые могут под водой сделать все что угодно, имея
преимущество перед противником в соотношении 10 к 1. Их мы тоже можем делегировать
в подразделения ООН, которые борются с пиратами.

Должна также планироваться
стратегия развития Военно-морских сил Украины как морской державы в закрытом
бассейне, но с интересами за его пределами. В том числе борьба с пиратством —
это та задача, которая должна решаться нашими Военно-морскими силами для
обеспечения перевозок. А также для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях,
эвакуации граждан Украины из горячих точек. Далее — участие под эгидой ООН в
вооруженных конфликтах для защиты мирного населения. Есть еще много других
задач, которые мы как морская держава можем и должны выполнять.

 

— Как обеспечить безопасность
наших торговых судов?

— В случае необходимости разовой
защиты подавать заявку в ООН — это бешеные деньги. Поэтому если, допустим, мы
какому-нибудь государству поставляем 100 танков, то в придачу к кораблю с этим
грузом даем наш военный корабль, например «Сагайдачный», «Славутич», «Луцк»,
«Тернополь» или другое боеспособное судно. И ставим перед командованием задачу:
чтобы корабль через месяц был готов выйти, предположим, в Индонезию и вернуться
обратно. А в договоре будет указано: покупатель, который приобретает танки,
обеспечивает оплату услуг экипажа и расходы на морской поход.

А ведь морской поход — это просто
счастье для моряков! Они же будут целый месяц на ходу, будут иметь возможность
проводить тренировки, станут настоящими морскими волками. Вот как надо нам
делать! Но для этого не хватает воли власти.

 

— Вы перечислили корабли, которые
сейчас могут выйти в морской поход. А сколько Украине вообще требуется кораблей
и каких классов: фрегат, корвет, может быть, крейсер?

— В прессе сегодня идет полемика
о том, что Украине нужен корабельный состав на уровне корвета. Но что это
такое? Это небольшой корабль водоизмещением под 1000 тонн, он и на волнах-то не
очень хорошо держится и используется главным образом для охраны прибрежной
зоны. Такое судно может выполнять свои функции, разово выходя в открытое море,
но месяцами быть в открытом море корвет не предназначен. Поэтому на базе таких кораблей
мы не можем строить свою стратегию.

Значит, наша стратегия — для
противодействия пиратству и т. д. — должна сосредоточиться на том, что нужно
иметь океанский флот. Я не говорю о крейсерах и атомных подводных лодках —
имеются в виду суда класса «фрегат». Основу флота Украины как морской державы
должны представлять суда типа фрегата «Сагайдачный».

На данном этапе, я полагаю, в
Украине должна быть эскадра из 10 фрегатов, эскадра из 10 корветов и дивизион
подводных лодок количеством от 3 до 6. Причем лодки должны быть современного
класса, типа 209-го, и изготовлены на наших заводах. Таким образом, мы получим
новые рабочие места, что поможет решить вопрос с глобальным экономическим
кризисом. Все это и складывается в необходимую нам концепцию развития Военно-морских
сил Украины.

 

Справка: Фрегат — противолодочный
и эскортный военный корабль. Предназначен для дальней разведки и крейсерской
службы, а также самостоятельных боевых действий. Корвет — класс военных
кораблей. Эскортный корабль специальной постройки водоизмещением 500—1600 тонн,
скорость 16—20 узлов (30—37 км/ч). Вооружение: артиллерийские установки калибра
76—102 мм и зенитные автоматы калибра 20—40 мм, бомбометы и глубинные бомбы,
ракетные установки. Крейсер — боевой надводный корабль, в задачи которого
входит борьба с легкими силами флота и торговыми судами противника, оборона
соединений боевых кораблей и конвоев, огневая поддержка приморских флангов
сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных
заграждений и другие.

Подводная лодка (субмарина) —
корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном
положении. Подводная лодка «Тип-209» — субмарина производства Германии, имеет
сверхпрочный герметичный корпус и отличную систему жизнеобеспечения.

Георгий Попов, газета «Новая»