2009-03-25 13:02:43

«Промахами руководства Украины умело пользуются наши соседи» — считает народный депутат от Блока Литвина Сергей Гриневецкий.

Об этом экс-губернатор Одесской
области заявил комментируя сообщения об открытии в молдавском дунайском порту
Джурджулешты пассажирского терминала.

Церемония состоялась при участии
президента соседнего государства Владимира Воронина, по словам которого
Молдова, «традиционно сухопутная страна», стала морской, получив выход в
бассейн Черного и Средиземного морей. Уже сейчас в мире ходят более 300 судов
под флагом Молдовы.

Общая сумма иностранных
инвестиций, вложенных в Джурджулешты за последние годы, достигла 35 миллионов
долларов.

Помимо железной дороги Кагул —
Джурджулешты, которая была сдана в эксплуатацию в прошлом году, Молдова
планирует проложить к своему дунайскому порту современную автотрассу, построить
здесь небольшой аэропорт и целый ряд промышленных объектов.

Уже начала свою работу регулярная
пассажирской линии Джурджулешты — Стамбул — Джурджулешты.

Кроме того, молдавские портовики
всерьез намерены составить конкуренцию не только украинским дунайским портам
(Измаильскому или Ренийскому), но и крупнейшим предприятиям отечественной
морской отрасли — портам Одессы и Ильичевска. В частности, в ближайших планах —
создание зернового терминала.

«Дальнейшее развитие порта
Джурджулешты — это еще одно доказательство того, что Украина должна уделять
первоочередное внимание развитию украинского Придунавья, в частности, его
транспортной инфраструктуры. Между тем, вопрос о строительстве автотрассы
Одесса — Рени завис в воздухе. Фактически не предпринимаются меры по обновлению
состава флота Украинского Дунайского пароходства. Стоит ли удивляться тому, что
промахами руководства Украины умело пользуются наши соседи», — заявил в этой
связи Сергей Гриневецкий.

Он отметил, что став «морской
державой», Молдова становится и членом Дунайской комиссии. «И нам неизвестно,
как она себя поведет в вопросе о Дунайском биосферном заповеднике и
строительстве канала Дунай — Черное море», — добавил политик.

Сергей Гриневецкий также
подчеркнул, что порт был создан на территории, которую Республика Молдова
получила в нарушение Конституции Украины. Напомним: Джурджулешты — молдавское
село на границе с Румынией и Украиной возле впадения Прута в Дунай. Это
единственный порт Молдовы на Дунае.

В 1996 году здесь было начато
строительство нефтетерминала — по сути на украинской территории. В ответ на
протесты украинской стороны был предложен вариант «обмена»: Молдова получила
более 400 метров
береговой полосы и выход (через Дунай) к морю.

А Украине был обещан отрезок
автотрассы Одесса — Рени (7,7
км
) в районе села Паланка, проходящий по молдавской
территории. Соответствующее соглашение было подписано в 1998 году,
строительство терминала — закончено в 2006-м.

А участок трассы, между тем, так
и остался за Молдовой, и на уступки официальный Кишинев идти не желает.

С появлением нового конкурента
Украины на Дунае Сергей Гриневецкий прогнозирует проблемы не только
экономического плана. «Порт — это не только предприятие, но и такие явления,
как «теневые» схемы, контрабанда, нелегальная миграция. А следовательно —
дополнительный источник криминала на украинско-молдавской границе, где и без
того не все спокойно, — сказал собеседник агентства. — Есть еще один важный
фактор, о котором постоянно говорится — это экология. Нефтетерминал — это,
прежде всего, дополнительная техногенная нагрузка и риск возникновения
техногенных чрезвычайных ситуаций, от которых, в первую очередь, могут
пострадать жители юга Одесской области».

Сергей Гриневецкий высказал
уверенность, что Украина должна реагировать на новые вызовы, которые возникают
в Придунавье, но реагировать адекватно, инвестируя в развитие местной
инфраструктуры, транспортных коммуникаций, поддерживая малый и средний бизнес в
этом регионе. «Не стоит забывать о том, что сила наших конкурентов — в нашей
слабости», — уверен первый заместитель главы парламентского комитета по
вопросам национальной безопасности и обороны.

Источник: ТИА "Вiкна-Одеса"