Турция становится транзитной державой – угроза Украине?

2009-03-24 12:25:01

С открытием тоннеля под Босфором в Черноморском регионе может появиться новый евроазиатский транспортный коридор, способный конкурировать с другими транзитными проектами или привести к пересмотру их маршрутов в обход Украины.


13 октября 2008 г. прошла
торжественная церемония завершения укладки тоннеля под Босфорским проливом с
участием премьер-министра Турции. К середине прошлого года в рамках проекта
«Мармарай» были завершены около 90% проектировочных и 85% археологических
работ. Инженерно-строительные работы должны быть завершены в 2011 г.,
курсирование поездов планируется открыть в 2012 г.

В первую очередь, железнодорожный
тоннель под Босфором рассматривается как средство для улучшения транспортной ситуации
в Стамбуле. Новый маршрут призван уменьшить загрузку стамбульских улиц,
обслуживая более 1 млн. пасс. в день, и увеличить рыночную долю
железнодорожного транспорта в городе с 3% до 27%.

Однако проект «Мармарай» – это не
только «противоядие» от стамбульских «пробок». По словам министра транспорта
Турции Бинали Йылдырыма, эту железнодорожную ветку планируется в дальнейшем
объединить с магистралью Баку-Тбилиси-Карс.

В рамках этого проекта
запланировано строительство новой 105-км железнодорожной ветки, из которых 76
км пройдут по территории Турции и 29 км – по Грузии. Помимо этого в Грузии
намерены реконструировать 183-км участок железной дороги
Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси – для повышения пропускной способности до 15 млн. т.
грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить пункт по переходу
поездов на европейскую колею. Этот проект оценивается в $422 млн., а с учетом
сопутствующей инфраструктуры – в $600 млн.

Эксперты прогнозируют, что на
первом этапе работы (с 2011 г.) сообщения Баку-Тбилиси-Карс пассажиропоток
составит около 1 млн. чел., а грузопоток – 6,5 млн. т. К 2034 г. эти показатели
могут увеличиться до 3 млн. пасс. и 18 млн. т грузов.

Стыковка железнодорожной ветки из
Грузии с тоннелем «Мармарай» позволит, кроме всего прочего, осуществлять по
этому коридору грузоперевозки из Азии в Европу. По словам Б.Йылдырыма,
участники проекта Баку-Тбилиси-Карс уже провели переговоры с Китаем, являющимся
основным грузоотправителем в Азии, и Поднебесная выразила заинтересованность в
транспортировке грузов по данному маршруту.

Таким образом, в скором времени в
Черноморском регионе может появиться довольно эффективный азиатско-европейский
транспортный коридор, способный стать конкурентом другим транзитным проектам
или привести к пересмотру их маршрутов, в т.ч. в обход Украины. И первым
«кандидатом» на изменение «прописки» может стать транспортный коридор
Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА).

По словам вице-премьера
Азербайджана Абида Шарифова, за последние 10 лет объем грузоперевозок по этому
коридору вырос почти в 18 раз – с 3 млн. до 53 млн. т. За это время по нему
перевезено 150 млн. т грузов. В декабре 2008 г. присоединиться к многостороннему
соглашению по ТРАСЕКА была приглашена Туркмения, что, по мнению его участников,
способствовало бы дальнейшему развитию транспортного коридора Восток-Запад.

Украина является важным звеном
ТРАСЕКА благодаря стабильно действующей паромной переправе Ильичевск-Поти/Батуми.
В марте 2009 г. этот маршрут получил новый импульс к развитию благодаря запуску
контейнерного блок-поезда между Поти и Баку. Оператором проекта выступает
польско-немецкая компания Polzug Intermodal, которая поставила задачу наладить
регулярное движение контейнерных поездов между двумя этими портами.

Однако даже появление такого
поезда не является залогом дальнейшего участия Украины в грузоперевозках по
коридору Европа-Кавказ-Азия. Нет никаких гарантий, что перевозчики не
предпочтут Ильичевску паромные переправы стран-членов ЕС (Варна, Констанца), а
с появлением железнодорожной ветки Баку-Тбилиси-Карс до тоннеля «Мармарай»
конкуренция еще более обострится.

После запуска железнодорожного
сообщения между азиатской и европейской частями Стамбула из маршрута
Европа-Кавказ-Азия может быть исключена черноморская составляющая, что позволит
осуществлять перевозки более регулярно и пользоваться паромными переправами
только на отрезке Актау-Баку. А в случае, если Туркмения, демонстрирующая
желание выйти из самоизоляции, присоединится к программе ТРАСЕКА, оптимальным
маршрутом этого коридора может стать направление
Китай-Киргизия-Узбекистан-Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа, в котором
места для Украины не останется окончательно.

Пока что время на укрепление
позиций у Украины есть. Руководство «Укрзализныци» старается сделать
железнодорожные контейнерные и контрейлерные перевозки более привлекательными.
В 2009 г. активизирован переговорный процесс с целью возрождения регулярного
маршрута «Ярослав» (Луганск-Киев-Славкув) и развития поезда «Викинг»
(Одесса/Ильичевск-Киев-Клайпеда). УЗ ввела скидки на перевозки контейнеров на
этих направлениях и предусмотрела снижение соответствующих тарифов в новом
Сборнике, который обещают принять в марте-апреле.

Также отечественный монополист
активно работает над привлечением на территорию Украины контейнерных поездов из
РФ. Таким образом, УЗ пытается «охватить» и северные маршруты сухопутных
коридоров Китай-Европа.

Итак, в лице тоннеля «Мармарай»
Украина получает серьезного конкурента в борьбе за транзитные грузопотоки из
Китая, Центральной Азии и Кавказа. Тем не менее, правительство еще может успеть
сделать все необходимое, чтобы маршрут Поти-Ильичевск остался полноценной
«веткой» ТРАСЕКА, а не второстепенной линией регионального значения.

Евгений Шевчук, Дмитрий Щербаков,
Транспортный бизнес