2009-03-23 16:33:58

Торговые суда «Века-1» и «Феникс» отмечают 2 года со дня шторма, выбросившего их на украинский берег. За это время они стали достопримечательностью для туристов и головной болью многих местных служб и организаций.

«Припаркованные» на пляже суда за
это время посетило областное и местное руководство всех уровней, а судьба
сухогрузов решалась в самых разных инстанциях. Им то отводилась роль «почти
плавучих» казино и отеля, то принималось решение эвакуировать их обратно в море,
передает ИА «Эхо».

 В результате им был вынесен приговор
«распиливание», которое «грозились» осуществить силами работников
Белгород-Днестровкого морского торгового порта еще до мая 2008 года.

Затем все-таки была достигнута
договоренность между владельцами судов, украинскими властями и
ремонтно-техническим заводом, специалисты которого должны были полностью
демонтировать суда, а в качестве оплаты своего труда забрать корабельный метал.
В настоящее время одно судно утилизировано на 80%, а второе – на 20%, поскольку
в октябре 2008 года выездная инспекция Государственной экологической службы
запретила все работы на основании «загрязнения моря».

Поэтому остовы кораблей
продолжают загромождать пляж и постепенно ржаветь, оставаясь «изюминкой» косы
между Днестровским лиманом и Черным морем.

Вкратце напомним историю развития
событий вокруг теплоходов. Суда – камбоджийский сухогруз «Века-1» и сухогруз
«Феникс» под флагом Коморских островов – сели на мель во время непогоды 23
марта 2007 года. Вскоре после инцидента экологи провели забор проб в районе
кораблекрушения и заявили о том, что сухогрузы не несут угрозы окружающей
среде. В дальнейшем, 6 апреля 2007 года тогдашний губернатор региона Иван
Плачков заявил о том, что в течение месяца начнутся работы по утилизации судов.
Затем, 16 апреля, Одесская облгосадминистрация заявила об экологической угрозе
побережью в районе Белгород-Днестровского морского порта из-за промедления в
принятии мер по спасению сухогрузов, имеющих на борту свыше 60 тонн нефтепродуктов.
Как тогда говорилось в сообщении пресс-службы Одесского морского торгового
порта, по мнению губернатора области Ивана Плачкова, из-за недоработок в
украинском законодательстве сегодня отсутствует стимул к принятию
судовладельцами решений по ликвидации аварии.

Однако спустя 3 дня сам Иван
Плачков заявил о том, что информация о разливе нефтепродуктов из трюмов судов
не соответствует действительности. При этом спустя еще неделю областная
санэпидемстанция заявила о том, что в прибрежной зоне поселка Затока, где
находятся выброшенные на прибрежную отмель два сухогруза, отмечено загрязнение
морской воды патогенной флорой и нефтепродуктами.

Позже, в начале мая, тогда еще
заместитель губернатора Одесской области Николай Сердюк заявил, что суда,
севшие на мель возле Затоки, могут стать объектами отдыха. Однако затем, 1 июня
2007 года, было снова заявлено, что в ближайшее время стартует операция по
снятию с мели теплоходов, которые пользовались огромной популярностью у
отдыхающих.