Согласно комментариям министра
транспорта и связи Иосифа Винского, подтверждается продолжение
"транспортной реформы". Тогда же, 20 марта, на сайте Минтранссвязи
был опубликован текст http://www.mtu.gov.ua/uk/resolution_kmu/11211.html
Постановления Кабмина Украины №227 от 05.03.2009 г. "Вопросы
Государственной администрации морского и речного транспорта".
К сожалению, в процессе
подготовки и принятия государственного решения, в нарушение конституционного
права граждан на участие в государственных делах, не были учтены замечания
профессиональной общественности к этому проекту нормативного акта,
опубликованному еще 12 августа 2008 года на сайте его разработчиком –
Минтранссвязи http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/2112.html.
Не была также проведена и
общественная экспертиза этого проекта, не прошли и общественные обсуждения
проекта на заседании Общественного совета при Минтранссвязи.
В отсутствие общественного
контроля, от чиновников Минтранссвязи, и так называемых "руководителей
отрасли", трудно было ожидать безупречного нормативного документа для
нормальной, публичной, понятной и ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОБОСНОВАННОЙ работы отрасли.
В повестке дня заседания Кабинета
министров Украины на 05 марта 2009 года проект Постановления "О морской
администрации" или подобные – не планировались и не значатся, о чем
свидетельствует официальный сайт КМУ http://www.kmu.gov.ua/control/uk/meetings/agenda?mid=197337782.
А посему, реформирование
транспортной отрасли продолжает осуществляться в секретном режиме, спешно и
непродуманно, чтобы заинтересованные слои населения и общественность не могли
повлиять на амбиционные, коррупционные планы чиновников.
Коллегией юристов морского права,
в период подготовки регуляторного акта подавались замечания и предложения,
однако они не были учтены профильным министерством, что привело к принятию
Правительством нормативно-правового акта, который не соответствует закону, а,
значит, является недействительным с момента принятия.
Итак, смотрите: Согласно п.1
Постановления №227 от 05.03.09:
1. Утворити Державну
адміністрацію морського і річкового транспорту ЯК УРЯДОВИЙ ОРГАН, що діє у
системі Мінтрансзв’язку, на базі Державного департаменту морського і річкового
транспорту, що ліквідується.
А далее, в п. 1 уже положения об
Абминистрации:
1. Державна адміністрація
морського і річкового транспорту (Укрморрічфлот) Є УРЯДОВИМ ОРГАНОМ, що діє в
системі Мінтрансзв’язку.
В чём тут смысл? Вроде бы, звучит
нормально, не так ли? Хорошо, знакомимся с документом дальше, ч.1 п.4 Положения
об Администрации:
4. Укрморрічфлот відповідно до
покладених на нього завдань: 1) здійснює ВІДПОВІДНО ДО ЗАКОНОДАВСТВА державне
регулювання у галузі морського і річкового транспорту;
Ничего не замечаете? Ну, тогда,
обратимся к прямой норме закона. Последние изменения к Кодексу торгового
мореплавания Украины, внесённые законом от 15.01.2009 г. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=885-17
и вступившие в силу 04.02.2009 г. так определяют полномочия по государственному
регулированию: Редакция Закона от 15.01.2009 г.:
Стаття 3. Державне регулювання
торговельного мореплавства Держава здійснює регулювання торговельного
мореплавства через ЦЕНТРАЛЬНИЙ ОРГАН ВИКОНАВЧОЇ ВЛАДИ в галузі транспорту та
ІНШІ ЦЕНТРАЛЬНІ ОРГАНИ виконавчої влади відповідно до своїх повноважень.
В частности, в новой редакции
части 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания Украины http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=176%2F95-%E2%F0
не предусмотрено НИКАКИХ полномочий по регулированию торгового мореплавания у
правительственных органов, таких, как вновь созданная Государственная
администрация морского и речного транспорта.
Осуществлять государственное
регулирование торгового мореплавания имеют по закону право только ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
органы исполнительной власти, т.е. Министерства и другие ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Ещё раз подчеркнем, в
соответствии с законом, имеющим большую юридическую силу, нежели подзаконный
акт – постановление Кабинета министров, никакой деятельности по государственному
регулированию торгового мореплавания (включая и государственный надзор,
государственный контроль) вновь создаваемая Государственная администрация
морского и речного транспорта вести не может. Это будет противозаконно!
Предусмотренный пункт 7 Положения
об Администрации, а именно:
7. Укрморрічфлот видає накази
організаційно-розпорядчого характеру з питань, що належать до його компетенції.
Рішення Укрморрічфлоту з питань безпеки на морському і річковому транспорті, у
сфері торговельного мореплавства, судноплавства на внутрішніх водних шляхах та
навігаційно-гідрографічного забезпечення судноплавства, видані в межах його
повноважень, є обов’язковими для виконання посадовими особами підприємств,
установ та організацій незалежно від форми власності, капітанами українських
суден, а також капитанами іноземних суден, що перебувають у територіальному
морі, внутрішніх водах, на внутрішніх водних шляхах, у морських і річкових
портах України, судноводіями маломірних (малих) і прогулянкових суден,
фізичними особами. – не имеет юридической силы.
Кроме того, следует подчеркнуть,
что ликвидировав пунктом 3 Постановления Главную государственную инспекцию
Украины по безопасности судоходства, Минтранссвязи не предусмотрело
правопреемства этой организации а также, действие нормативных документов,
принятых Госфлотинспекцией на протяжении десятилетия ее существования.
Ликвидировав Госфлотинспекцию, на
неопределенный период, до внесения соответствующих изменений в нормативные
акты, приостанавливается лицензирование перевозки пассажиров и грузов речным и
морским транспортом, поскольку согласно Постановления Кабмина №756 от
04.07.2001 http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?page=2&nreg=756-2001-%EF
одним из документов предоставляемых лицензиатом была справка соответствия
материально-технической базы лицензиата, выдаваемая Госфлотинспекцией.
Теперь, при ликвидации
Госфлотинспекции, все существующие на Украине судовладельцы оказались в
«заложниках» лицензионных условий при невозможности как получить, так и
продлить действующую лицензию.
Яркий пример – Постановление
Кабмина №227 от 05.03.2009, когда нормативно-правовой акт, подготовленный
профильным министерством недействительный с момента принятия, показывает, что
морские дела в Украине при нынешнем руководстве Минтранса и его "команде
профессионалов", делаются мягко сказать – непрофессионально…
Постановление появилось 22 марта в полном объеме и на сайте Верховной Рады Украины
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=227-2009-%EF
Впрочем, это совсем другая
история. Членам Коллегии юристов морского права не пристало злорадствовать над
ошибками неучей пришедших к управлению морской отраслью. Гораздо более
интересен вопрос, а что же делать дальше? Не удивимся, если Правительство,
разобравшись с этим конфузом, постановление №227 о создании Морской
администрации потихоньку отменит.
В принципе, это будет уже пятая
по счёту попытка создания Морской администрации после четырёх предыдущих
попыток ее создания в Украине.
Две из предыдущих четырёх были
успешны: Морские администрации создавались в 1992 и 1999 годах. Правда, через
год они ликвидировались.
И в этом случае, считаем, что
статистика нас не подведёт. Как-то Морские администрации в Украине не
приживаются. По-видимому, условия ещё не созрели, или не находятся в
руководстве отрасли еще юридически грамотные специалисты, чтобы не допускать
подобных нормативных ошибок.
Предлагаем всем небезразличным
лицам, общественным организациям и организациям работодателей, предпринимателям
и морякам, профсоюзам и портам – необходимым и не первоочередным, вместе думать
над тем, что наше морское будущее нельзя вверять в руки безответственных
чиновников. Давайте собирать Морской профессиональный форум и все вместе,
сообща думать, что же нам делать дальше с нашими морскими делами.
Правление Коллегии юристов
морского права
20 марта на сайте Минтранссвязи появилось сообщение о создании Правительством нового органа – Государственной морской администрации морского и речного транспорта Украины (Укрморречфлот).
Согласно комментариям министра
транспорта и связи Иосифа Винского, подтверждается продолжение
"транспортной реформы". Тогда же, 20 марта, на сайте Минтранссвязи
был опубликован текст http://www.mtu.gov.ua/uk/resolution_kmu/11211.html
Постановления Кабмина Украины №227 от 05.03.2009 г. "Вопросы
Государственной администрации морского и речного транспорта".
К сожалению, в процессе
подготовки и принятия государственного решения, в нарушение конституционного
права граждан на участие в государственных делах, не были учтены замечания
профессиональной общественности к этому проекту нормативного акта,
опубликованному еще 12 августа 2008 года на сайте его разработчиком –
Минтранссвязи http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/2112.html.
Не была также проведена и
общественная экспертиза этого проекта, не прошли и общественные обсуждения
проекта на заседании Общественного совета при Минтранссвязи.
В отсутствие общественного
контроля, от чиновников Минтранссвязи, и так называемых "руководителей
отрасли", трудно было ожидать безупречного нормативного документа для
нормальной, публичной, понятной и ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОБОСНОВАННОЙ работы отрасли.
В повестке дня заседания Кабинета
министров Украины на 05 марта 2009 года проект Постановления "О морской
администрации" или подобные – не планировались и не значатся, о чем
свидетельствует официальный сайт КМУ http://www.kmu.gov.ua/control/uk/meetings/agenda?mid=197337782.
А посему, реформирование
транспортной отрасли продолжает осуществляться в секретном режиме, спешно и
непродуманно, чтобы заинтересованные слои населения и общественность не могли
повлиять на амбиционные, коррупционные планы чиновников.
Коллегией юристов морского права,
в период подготовки регуляторного акта подавались замечания и предложения,
однако они не были учтены профильным министерством, что привело к принятию
Правительством нормативно-правового акта, который не соответствует закону, а,
значит, является недействительным с момента принятия.
Итак, смотрите: Согласно п.1
Постановления №227 от 05.03.09:
1. Утворити Державну
адміністрацію морського і річкового транспорту ЯК УРЯДОВИЙ ОРГАН, що діє у
системі Мінтрансзв’язку, на базі Державного департаменту морського і річкового
транспорту, що ліквідується.
А далее, в п. 1 уже положения об
Абминистрации:
1. Державна адміністрація
морського і річкового транспорту (Укрморрічфлот) Є УРЯДОВИМ ОРГАНОМ, що діє в
системі Мінтрансзв’язку.
В чём тут смысл? Вроде бы, звучит
нормально, не так ли? Хорошо, знакомимся с документом дальше, ч.1 п.4 Положения
об Администрации:
4. Укрморрічфлот відповідно до
покладених на нього завдань: 1) здійснює ВІДПОВІДНО ДО ЗАКОНОДАВСТВА державне
регулювання у галузі морського і річкового транспорту;
Ничего не замечаете? Ну, тогда,
обратимся к прямой норме закона. Последние изменения к Кодексу торгового
мореплавания Украины, внесённые законом от 15.01.2009 г. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=885-17
и вступившие в силу 04.02.2009 г. так определяют полномочия по государственному
регулированию: Редакция Закона от 15.01.2009 г.:
Стаття 3. Державне регулювання
торговельного мореплавства Держава здійснює регулювання торговельного
мореплавства через ЦЕНТРАЛЬНИЙ ОРГАН ВИКОНАВЧОЇ ВЛАДИ в галузі транспорту та
ІНШІ ЦЕНТРАЛЬНІ ОРГАНИ виконавчої влади відповідно до своїх повноважень.
В частности, в новой редакции
части 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания Украины http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=176%2F95-%E2%F0
не предусмотрено НИКАКИХ полномочий по регулированию торгового мореплавания у
правительственных органов, таких, как вновь созданная Государственная
администрация морского и речного транспорта.
Осуществлять государственное
регулирование торгового мореплавания имеют по закону право только ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
органы исполнительной власти, т.е. Министерства и другие ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Ещё раз подчеркнем, в
соответствии с законом, имеющим большую юридическую силу, нежели подзаконный
акт – постановление Кабинета министров, никакой деятельности по государственному
регулированию торгового мореплавания (включая и государственный надзор,
государственный контроль) вновь создаваемая Государственная администрация
морского и речного транспорта вести не может. Это будет противозаконно!
Предусмотренный пункт 7 Положения
об Администрации, а именно:
7. Укрморрічфлот видає накази
організаційно-розпорядчого характеру з питань, що належать до його компетенції.
Рішення Укрморрічфлоту з питань безпеки на морському і річковому транспорті, у
сфері торговельного мореплавства, судноплавства на внутрішніх водних шляхах та
навігаційно-гідрографічного забезпечення судноплавства, видані в межах його
повноважень, є обов’язковими для виконання посадовими особами підприємств,
установ та організацій незалежно від форми власності, капітанами українських
суден, а також капитанами іноземних суден, що перебувають у територіальному
морі, внутрішніх водах, на внутрішніх водних шляхах, у морських і річкових
портах України, судноводіями маломірних (малих) і прогулянкових суден,
фізичними особами. – не имеет юридической силы.
Кроме того, следует подчеркнуть,
что ликвидировав пунктом 3 Постановления Главную государственную инспекцию
Украины по безопасности судоходства, Минтранссвязи не предусмотрело
правопреемства этой организации а также, действие нормативных документов,
принятых Госфлотинспекцией на протяжении десятилетия ее существования.
Ликвидировав Госфлотинспекцию, на
неопределенный период, до внесения соответствующих изменений в нормативные
акты, приостанавливается лицензирование перевозки пассажиров и грузов речным и
морским транспортом, поскольку согласно Постановления Кабмина №756 от
04.07.2001 http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?page=2&nreg=756-2001-%EF
одним из документов предоставляемых лицензиатом была справка соответствия
материально-технической базы лицензиата, выдаваемая Госфлотинспекцией.
Теперь, при ликвидации
Госфлотинспекции, все существующие на Украине судовладельцы оказались в
«заложниках» лицензионных условий при невозможности как получить, так и
продлить действующую лицензию.
Яркий пример – Постановление
Кабмина №227 от 05.03.2009, когда нормативно-правовой акт, подготовленный
профильным министерством недействительный с момента принятия, показывает, что
морские дела в Украине при нынешнем руководстве Минтранса и его "команде
профессионалов", делаются мягко сказать – непрофессионально…
Постановление появилось 22 марта в полном объеме и на сайте Верховной Рады Украины
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=227-2009-%EF
Впрочем, это совсем другая
история. Членам Коллегии юристов морского права не пристало злорадствовать над
ошибками неучей пришедших к управлению морской отраслью. Гораздо более
интересен вопрос, а что же делать дальше? Не удивимся, если Правительство,
разобравшись с этим конфузом, постановление №227 о создании Морской
администрации потихоньку отменит.
В принципе, это будет уже пятая
по счёту попытка создания Морской администрации после четырёх предыдущих
попыток ее создания в Украине.
Две из предыдущих четырёх были
успешны: Морские администрации создавались в 1992 и 1999 годах. Правда, через
год они ликвидировались.
И в этом случае, считаем, что
статистика нас не подведёт. Как-то Морские администрации в Украине не
приживаются. По-видимому, условия ещё не созрели, или не находятся в
руководстве отрасли еще юридически грамотные специалисты, чтобы не допускать
подобных нормативных ошибок.
Предлагаем всем небезразличным
лицам, общественным организациям и организациям работодателей, предпринимателям
и морякам, профсоюзам и портам – необходимым и не первоочередным, вместе думать
над тем, что наше морское будущее нельзя вверять в руки безответственных
чиновников. Давайте собирать Морской профессиональный форум и все вместе,
сообща думать, что же нам делать дальше с нашими морскими делами.
Правление Коллегии юристов
морского права